В предыдущем рассказе о Козьмодемьянске упомянул, что острог в честь святых Космы и Дамиана был заложен в 1583 году.
В предыдущем рассказе о Козьмодемьянске упомянул, что острог в честь святых Космы и Дамиана был заложен в 1583 году.
Здесь, на берегу Волги, проживает и сейчас одна из ветвей марийского народа — горные мари. ХХ век — время трудовых свершений в СССР. На развитие производства не хватало электроэнергии и в стране большие и малые реки перекрывались плотинами, строились ГЭС. Со строительством Чебоксарской ГЭС и подъемом уровня воды в Волге затоплению подверглось много деревень Горномарийского района. Уроженец этих мест, тогдашний глава Марийской автономной республики В. И. Романов предложил создать в Козьмодемьянске этнографический музей. Сохранить для потомков хотя бы частичку образа жизни, быта, традиций горномарийского народа. К 400-летию Козьмодемьянска в 1983 году музей под открытым небом открыл для посещения свою экспозицию.
В своих поездках люблю посещать такие этнодеревни. Словно возвращаюсь во времена своего детства. И хотя ни один музейный домик в точности не воспроизводит обстановку в небольших избах моих предков, есть одно, что объединяет их — запах! Вьевшийся в бревенчатые стены аромат сушеных трав и меда, витающие отголоски запаха пряжи, вьющегося дымка от углей вперемешку с ароматом зажаристой корочки хлеба и пшенной каши в чугунке, томящейся в русской печи… Эх, ностальгия, отвлекся.
В козьмодемьянском музее сейчас собрано более 7 тысяч экспонатов на 5 гектарах. Множество построек и экспозиции в них рассказывают обо всем, чем жили горные мари — быт, крестьянский труд, рукоделие, культура.
Посетителей в деревне практически нет, лишь вдалеке небольшая группа ходит за экскурсоводом. Неожиданно сразу попадаем на огромную площадь.
Где еще, как не возле колодца с огромным «журавлем» собираться кумушкам? И за детишками, резвящимися на гигантских качелях, можно присмотреть.
постоим на краю горы. Вдалеке течет Волга, среди обильной зелени видны лишь крыши небольших домиков, да купола храмов вознеслись выше деревьев.
Если мельник на месте, можно послушать скрип огромных крыльев ветряной мельницы с золотым петушком на крыше, как символ достатка.
Рядом с мельницей кузница. У входа — станок для ковки лошадей,
рядом колодец с громадным колесом-воротом.
Внутри кузни вроде все, как обычно. Закопченый горн, сложенный аккуратно на полках инструмент кузнеца. Но вот наковальня из дубового чурбака…
Рядом с этим пожароопасным объектом соответственно и пожарный сарай с каланчой.
Пришла пора и в гости зайти. В XVII — XVIII веках крестьяне жили, в-основном, в курных избах. Печь без дымохода, затянутое бычьим пузырем окно, земляной пол.
Уложенные на чурбаки доски вместо лавок, подвешенный к низкому потолку деревянный короб-зыбка, убранные в угол прялки. Очень скромно.
Рядом с избенкой лачуга и амбар.
Лачуга — это помещение без потолка, с земляным полом, с очагом внутри.
Использовалась для стирки белья, приготовлении заготовок на зиму, варки пива. Чтобы не задохнуться в процессе, для выхода дыма в дощатой крыше делали щели, т.н. «лазейки».
Рядом с лачугой стоит двухэтажный амбар.
Первый этаж традиционно для хранения зерна в сусеках.
Это были «преданья старины» совсем уж глубокой. Перенесемся ближе к нашему времени, рубежу XIX — XX веков. Большой дом-пятистенок, с высокой подклетью, окна с застекленными рамами и украшенные резными наличниками.
Вокруг огорода добротный плетень из вертикально поставленных 3-метровых прутьев.
Надворные постройки под тесовой крышей.
В сарае с воротами погреб, лошадиная упряжь, инвентарь для зимней охоты — лыжи, волокуши.
Под одним навесом различные станки для обработки дерева, под другим — телеги, сани.
Заходим в дом. Крыльцо заведено под одну крышу с избой. Здесь крутая лестница на чердак. На стене целая коллекция коровьих ботал. С такими погремушками скотину за версту слышно будет.
Из сеней попадаем в небольшую комнату. Можно назвать ее столовой — занавешенный проход отделяет ее от кухни. На лавке у печи сушатся хромовые сапоги, на самой печке — лапти. На деревянных колодках, со стельками из бересты. Широкая лавка, небольшой стол с глиняной посудой, герань на подоконниках. В углу кровать, накрытая почему-то домоткаными половиками.
В большой комнате обилие света и, я бы сказал, как-то празднично. Застеленные цветными половичками лавки, ажурная скатерть на столе, кружевные занавески. Белый потолок — «летучая мышь» все же почти не коптит в сравнении с лучиной.
На второй половине изящная плетеная мебель — люлька, этажерка, стулья. И ткацкий станок — куда же без него крестьянке.
Пройдем дальше по деревне. Вот банька «по-черному». Очаг с огромным чугунком под горячую воду, очищенный скребками до белизны полок, бадьи с неотмывающейся, вьевшейся в дерево копотью.
Рядом редко встречающееся в этномузеях сооружение. Смолокурня. Смола была необходима для пропитки лодок, саней, бочек и пр. Корни и пни хвойных деревьев, содержащие много смолистых веществ, разрубали на мелкие части, заполняли котел, наглухо закрывали и разжигали костер. Котел нагревался, смола вытекала по желобу, уголь оставался. Так же перегоняли и деготь из березовой коры.
И большая пасека, на которой можо проследить все этапы развития пчеловодства. От простых колод и бортей до домиков-ульев.
Может кто не знал, но марийцев называют «последними язычниками Европы». Нет, православие здесь проповедуется много веков, но языческие традиции в регионе очень сильны. Как напомиание об этом — кусочек священной рощи. Бывал я в сохранившихся священных рощах в Архангелогодчине, в Карелии. Там все они связаны с христианством. Внутри такой рощи обязательно часовня, поклонный или обетный крест, вокруг совершаются крестные ходы. Здесь священная роща по сути языческое капище и является местом для жертвоприношений многочисленным марийским богам. Эти рощи обычно огорожены и имеют три входа. С востока — для ввода жертвенных животных, с юга — для принесения ключевой воды, с запада — для входа участников молений. На них приходят в чистом белье, новой белой верхней одежде, в свежих лаптях и онучах, в высоких берестяных шапках. У почитаемых деревьев устраивают алтари из жердей, покрытых пихтовым лапником, разжигают костер и обращаются к богам с просьбами.
Несколько отдельно стоящих строений знакомят посетителей с различными промыслами. В одном собрано связанное с плотницким и столярным ремеслом. Инструменты и приспособления.
Ну, и как без женского рукоделия — ткачества и вышивания? В старину в повседневном обиходе был лен. Одежда, постельное белье, полотенца, головные уборы. И все с персональной вышивкой!
Насмотревшись на все эти узоры, потом шагал по дорожке, уложенной срезами стволов деревьев, а в годовых кольцах мне чудились завитушки из марийских вышивок.
Вот, вроде, и все рассказал об этнографическом музее в Козьмодемьянске. Всем советую — будете в этом городе, обязательно посетите!
На прощание нашел инсталляцию и сфотографировался.