Более 700 лет истории России связано с Ипатьевским монастырем.
Более 700 лет истории России связано с Ипатьевским монастырем.
По легенде монастырь основал Захарий Чет в 1330 году, но по исследованиям академика С. Б. Веселовского монастырь был основан в XIII веке. По одной из версий основателями были выходцы из новгородских земель, посвятившие обитель священномученику Ипатию Гангрскому, которого считали покровителем новгородских посадников. Боярин Захарий Чет, родоначальник рода Годуновых, был похоронен в стенах монастыря, потому что был попечителем, крупным жертвователем и благотворителем монастыря, имевшим обширные владения на костромской земле. Легенда о том, что Захарий является основателем монастыря, так же как и то, что он происходил из Золотой Орды, возникла в конце XVI века.
Во второй половине XIV века монастырь получил второе посвящение — во имя Святой Живоначальной Троицы, однако в русскую историю монастырь вошел под своим первым именем- Ипатьевский.
В 1435 году в стенах Ипатьевского монастыря заключен мир между московским князем Василием II Темным и галичским князем Василием Косым, прекративший длительную междоусобную войну. Монастырю была пожалована грамота и право перевоза через реки, обитель стала богатеть. В дальнейшем под свою опеку монастырь взяли Годуновы, под покровительством которых он был более 350 лет, хотя Дмитрий Зерно (ставший Зерновым), внук Захария, в 1328 году уехал в Москву и служил у Ивана Калиты.
Первый каменный храм был построен в 1560 году на средства дяди Бориса Годунова Дмитрия Ивановича Годунова (? — 1606), который служил еще у Ивана Грозного. Храм был посвящен апостолу Филиппу и священномученику Ипатию.
В 1597 году над святыми воротами построен храм, посвященный священномученикам Феодору Стратилату и Ирине — небесным покровителям царя Федора Ивановича и его жены Ирины Федоровны Годуновой.
Звонница построена в 1604 году.
В Смутное время монастырь был в длительной осаде. В 1609 году после освобождения Костромы от захвативших ее поляков, ставленник Лжедмитрия II Вельяминов со своими сторонниками и поляками заперлись в Ипатьевском монастыре, где духовенство их приветствовало. Осада продолжалась с начала мая до 24 сентября. В ночь с 24 на 25 сентября костромичи Константин Мезенцев и Николай Костыгин сделали подкоп под стены монастыря и заложили бочку пороха. Поляки и их сторонники были уничтожены, но патриоты погибли при взрыве.
В подклети первого каменного собора после событий Смутного времени остались запасы пороха, в результате взрыва которого в 1649 году храм был разрушен.
По указу царя Алексея Михайловича в 1652 году на месте разрушенного храма возведен Свято- Троицкий собор.
Деревянный позолоченный иконостас собора выполнен в 1756–1758 годах артелью костромских резчиков под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова в стиле барокко.
Настенные росписи сделаны в середине XVII века костромскими мастерами под руководством Гурия Никитина.
Долгое время Годуновы были попечителями и благотворителями монастыря.
Из истории монастыря известно, что в 1382 году от нашествия татаро-монгол в Ипатьевском монастыре укрывался Дмитрий Донской, который доверял обители, так как потомок Захария Чета — Федор Сабур спас его во время Куликовской битвы. В монастыре родился сын Дмитрия — Андрей. После этого вплоть до Смутного времени в монастыре сохранялось «Княжеское место», на котором молился Дмитрий Донской. После Смуты оно было заменено Царским местом Романовых.
Так как в Ипатьевском монастыре был похоронен основатель рода Годуновых Захарий Чет, от прозвища праправнука которого Годун образована фамилия Годуновых, и представители этого рода взяли под свою опеку монастырь, который считали родовым, то некоторые члены фамилии принимали постриг и доживали свои дни в монастыре, где и были похоронены. Было три усыпальницы Годуновых.
Две усыпальницы находились у алтаря церкви Рождества Пресвятой Богородицы, построенной в 1564 году. В первой усыпальнице было 22 погребения, в ней были погребены родители Бориса Годунова и главный благотворитель монастыря, дядя царя Бориса — Дмитрий Иванович Годунов. Во второй усыпальнице было 16 погребений, в ней покоились двоюродные братья Дмитрия Ивановича.
До настоящего времени сохранилась только одна усыпальница под папертью Троицкого собора, в которой когда-то было 18 погребений.
В настоящее время в усыпальнице 7 надгробных плит.
Только 3 принадлежат Годуновым: Василий Осипович Годунов,1622 год, Никита Васильевич Годунов, 1560 год, Тимофей Дмитриевич Годунов, 1575.
Когда велись земляные работы при перестройке Богородицкой церкви в 1864 году, были извлечены каменные колодцы, остатки плит и останки захоронений.
Главный благотворитель монастыря Дмитрий Иванович Годунов заложил традицию собирать древности. Кроме того в мастерских при его доме работали иконописцы, ювелиры, мастера книжных миниатюр и писцы-книжники, работы которых передавались в монастырь.
В XIX веке в Ипатьевском монастыре была найдена древняя летопись, в которой описаны события до 1292 года, сохранились старинные иконы и древнейшие книги.
На средства Дмитрия Ивановича был построен первый каменных собор, стены и башни монастыря.
В Смутное время Дмитрия сослали в Свияжск, где он стал монахом Дионисием и умер в 1606 году. Прах Дмитрия Годунова был перенесен в Ипатьевский монастырь. Две усыпальницы Годуновых были упразднены в 1756 году, так как мешали перестройке и расширению церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Новая жизнь монастыря началась после Смутного времени. В Ипатьевском монастыре вместе с сыном укрывалась инокиня Марфа.
Проживали они в наместнических кельях, которые теперь именуются Палаты бояр Романовых и где расположен музей, посвященный началу династии.
В миру Марфа, родом из костромских дворян Шестовых, была Ксенией Иоанновной Романовой (1560–1631), женой Федора Никитича Романова (1553–1633), племянника жены Ивана Грозного.
Борис Годунов, заняв трон, побоялся притязаний Романовых на власть и они были насильно пострижены и сосланы, Марфа в село на Онежское озеро, а Федор, принявший имя Филарет, в Антониево-Сийский монастырь на севере нынешней Архангельской области.
Лжедмитрий разрешил Марфе вернутся, так как по легенде она была его родственницей, а монастырь отдал на попечение Федора Никитича Романова.
После победы Второго Ополчения и освобождения Москвы от поляков на заседании Земского собора 3 марта 1613 года на царство был избран Михаил Федорович Романов (1596–1645).
Торжественное посольство с крестным ходом прибыло в Ипатьевский монастырь призвать Михаила Романова на царство.
После колебаний Марфа благословила сына.
Шестнадцатилетний Михаил не мог управлять страной, был неопытным и малограмотным. Марфа была при нем регентшей до 1619 года. В 1619 году отец Михаила Филарет, Патриарх всея Руси, которым он стал при Лжедмитрии, вернулся из польского плена, где находился с 1611 года, и с 1619 по 1633 год был соправителем Михаила. Филарет был сильной личностью, хорошо образован, и пользовался уважением бояр. Именно он принимал решения. С 1633 года до своей смерти в 1645 году Михаил Романов был самостоятельным правителем и оставил после себя хорошую память.
За время его правления заключен мир со Швецией и Польшей, заложены основы регулярной армии, проведены прогрессивные реформы и восстановлено хозяйство страны после Смутного времени.
Михаил стал отцом Алексея Михайловича Тишайшего и дедом Петра I.
В Ипатьевском монастыре пересеклись два враждующих рода: Годуновы и Романовы.
Борис Годунов был достаточно умным и прогрессивным правителем. При его правлении возведены многие города, заселялись земли Сибири, именно он начал отправлять дворянских детей на учебу за границу, начал сотрудничать с Западом. России возвращены Прибалтийские земли.
Борис подготовил своего хорошо образованного сына Федора в преемники, но после 49 дней царствования его убили сторонники Лжедмитрия I.
За триста лет правления Романовых был создан образ злодея царя Бориса.
Ипатьевский монастырь признали колыбелью Дома Романовых. В 1767 году к приезду Екатерины II были построены Северные или Екатерининские ворота.
После посещения монастыря Екатериной II все русские цари, кроме Павла I и Александра I, посещали Ипатьевский монастырь. Николай I побывал здесь в 1834 году, Александр II — в 1837 и 1858, Александр III в. 1866 и 1881, Николай II в. 1881 году. Романовы щедро одаривали монастырь и вкладывали средства в его благоустройство. В 1913 году на празднование 300-летия Дома Романовых в Кострому прибыло все семейство Николая II и их многочисленные родственники.
Музей в Палатах бояр Романовых начал действовать в 1830 году.
Здесь были размещены 24 портрета представителей императорской фамилии, написанные живописцем Беннером, гравированные и отпечатанные в Париже.
В 1913 году было создано «Древнехранилище», на основе которого в 2004 году открыт Церковно-археологический музей Костромской епархии РПЦ.
Музеи в Ипатьевском монастыре открыты с 9 до 18 в летний период, и до 17 часов в зимний период. Стоимость билета на посещение монастыря с музеями 170 рублей. Фотографирование за дополнительную плату.