Помимо прочих достопримечательностей Костромы, о которых речь шла в предыдущих рассказах, есть там ещё одно место, куда интересующиеся люди едут специально и, можно сказать, целенаправленно. Место это по-своему уникальное, отчего и решил я выделить для него отдельный отчёт, хотя находится оно совсем рядом с Ипатьевским монастырём, и обычно осматривается с ним за один день. Полное название ему — Костромской архитектурно-этнографический ландшафтный музей «Костромская слобода». Вот туда и пойдём:
5
На основную территорию экспозиции можно попасть через главный вход музея-заповедника, который располагается к югу от монастыря. Однако, не все приезжие знают, что имеется ещё одна, отдельная зона. Она находится с противоположной, северной стены обители, и состоит всего лишь из одной церкви — Собора Пресвятой Богородицы (1552 г.). Но о ней позднее.
Вход на территорию платный, для взрослых — 150 руб., льготный — 100 руб. Хотя, знающие люди поговаривают, что отдавать свои кровные вовсе и не обязательно. Для любителей прекрасного, но небогатых финансово имеется отличный лаз где-то в заборе. Сам проверять не стал, поэтому проходим как подобает:
История музея тесным образом связана с рукотворным расширением акватории Волги в связи со строительством плотины Горьковской ГЭС и созданием Горьковского водохранилища в 1955–1957 годах.
Ещё с конца 1940-х несколько экспедиций Академии архитектуры СССР изучали территорию Костромской области на предмет перенесения в безопасную от затопления городскую черту памятников деревянной архитектуры севера. По результатам этих экспедиций, в 1955 году на территорию Нового города Ипатьевского монастыря была перевезена и поставлена у стен обители Спасо-Преображенская церковь из села Спас-Вежи (постройки 1713 г.), которая и положила начало всей коллекции музея. К сожалению, до наших дней она не дожила — сгорела во время пожара 4 сентября 2002 года.
Тем не менее, и сегодня экспозиция богата уникальными памятниками деревянного зодчества. Визуально её можно разделить на 2 части. Первая — «смоделированная» деревенская улица с избами, часовнями и церковью поодаль. Вторая часть — так скажем, «ландшафтная»: речка, роща, церквушки с отражением в воде, мельнички, бани на сваях. В общем, тут можно остаться надолго. Но обо всём по порядку.
На входе сразу попадаем на ту самую деревенскую улицу с указателями:
1
Здесь у обочины приветливо встречает посетителей Змей Горыныч в позе Ждуна:
4
Рядом ресторан, который теперь, говорят, закрыт на неопределённый срок. Бывал здесь единожды, и могу сказать — понравилось. Жаль, если так и не откроют вновь:
Поначалу поражает, что буквально всё (ресторан, урны, мостики, все строения и утварь) целиком и полностью из дерева. Понятно, что музей тематический, но настолько! Были даже предположения, что и в самом ресторане (в бытность его открытым) подают исключительно в деревянной посуде с деревянными же столовыми приборами. Но нет, не угадал:)
Повсюду, куда не глянь — открыточные пейзажи. Место, конечно, крайне фотогеничное:
8
Чтобы долго не выбирать, по какой части экспозиции идти вначале, пойдём по дорожке, ведущей от самого входа. Здесь, вдоль вымощенной булыжником деревенской улицы представлен весь спектр крестьянской архитектуры в зависимости от степени зажиточности — от самой простой, до самой… непростой:
2
Вот, к примеру, дом Тарасова из деревни Мухино, Вохомского района (XIX век). Табличка у входа рассказывает, что само строение интересно своей композицией «на две стопы», то есть на два сруба под одной крышей: отдельный для самой избы, отдельный для горницы. Помещений много, но топятся все по-чёрному, то есть печью, дым из которой частично уходил в вытяжное отверстие, а частично стелился по земле. Чтобы не угореть протапливали такую избы один раз в сутки — рано утром, когда все уже встали и принялись за уличную работу. Главное потом — не забывать оставлять двери и окна открытыми, дабы тепло не утекло:
2
Интерьер избы экспонируется как свадебный: здесь ждут молодых от венца. В переднем углу поставлен стол, покрытый красной скатертью узорного ткачества. На ней — резные ковши, из которых пили пиво, братина и другие предметы:
4
У стола стоят расписные сундуки и короба с приданым невесты:
5
А в хозяйственной половине дома находятся сельники для хранения припасов, одежды и утвари, и массивные деревянные двери со скатом:
2
1
Идём к следующему дому.
Этот представляет Шарьинский район. Дом Ципелева из деревни Аристиха, тоже XIX век. Изба внушительная, срублена грубовато, зато по-дедовски — без гвоздей. В этой избе организаторы музея представили выставку гончарных изделий. Что-что, а гончарный круг на костромской земле был освоен прекрасно:
4
Ещё один крестьянский дом — дом Скобелкина, постройки середины XVIII века из деревни Стрельниково Костромского района — один из старейших в регионе. Внутри восстановлен интерьер крестьянского жилища. Как характерная особенность строения отмечается то, что сени в нём имеют значение самостоятельного помещения, отличающегося своей просторностью, хорошей освещенностью и деталями обстановки, характерными больше для жилого помещения, нежели хозяйственного (лавки, стол, кровать, шкафы):
2
Теперь, прежде чем перейти к двум последним домам деревенской улицы, прервёмся ненадолго, и посмотрим деревянные храмы и часовни, расположенные здесь же, в северной части музейной территории.
По правой стороне «смоделированной» улицы, ближе к речке стоит очень интересная часовня из деревни Большое Токарево (Солигаличский район), этакий образец «малой формы» рубежа XVIII–XIX веков. На первый взгляд она и на часовню-то не очень похожа: низкая, круглой формы с гульбищем вокруг. Ещё одна необычная особенность — стены её сделаны с повалом, т. е. с наклоном внутрь сруба:
3
А по другую руку, за домами, видна уже «крупная форма» — и тоже из Солигаличского района: церковь Ильи Пророка из села Верхний Березовец. Кстати, она не только «соседка» токаревской часовни, но и современна ей. На мой взгляд, одна из самых красивых построек музея:
4
А мы снова возвращаемся на деревенскую улицу с жилыми домами, где остались последние, самые богатые жилища — тут тема для отдельного разговора:
4
По большому счёту, это даже не дома, а целые хоромы — жилища богатых крестьян. Оба из Макарьевского района, и оба имеют точную датировку: тот, что поближе — дом Серова, 1873 год; тот, что подальше — дом Липатова, 1857 год. Оба возведены одной артелью под руководством подрядчика Емельяна Зиринова, знаменитого на всё Верхнее Поволжье плотника и резчика по дереву. Его резные «автографы» можно увидеть на фасадах обоих домов.
Как ни удивительно, а богатые крестьяне-лесопромышленники могли, оказывается, себе такое позволить. Известно, например, что даже «скромный» по сравнению с липатовскими хоромами серовский дом стоил порядка 1000 рублей — а это стоимость целого стада из двух десятков коров!
2
Повсюду красивая резьба с диковинными растениями и традиционными для сельского орнамента русалками-«фараонками». А слуховое чердачное окно так и вовсе украшено пафосными львами:
4
Дом Липатова ещё богаче! И если организация первого этажа здесь ещё соответствует сельскому быту, то верх — это уже просто-таки городская квартира! Ну с поправкой на то, что дом, конечно, из дерева. Сени язык не повернётся назвать «сенями» — это коридоры! А как там красиво в угловых горницах с множеством окон на две стороны! Да уж… Вот вам и крестьяне:
4
Осмотрев жилые дома, побродим ещё немного по территории, посмотрим, что ещё тут интересного есть.
Вот, например, можно лодки напрокат взять, сплавать по Игуменке, посмотреть расставленные по берегам часовни, мельницы и баньки на столбах. Очень живописно:
6
И люди подобной возможностью с удовольствием пользуются:
6
Можно уточек покормить. Благо их здесь немало, и довольно ручных:
3
Есть возможность пострелять из настоящего лука. Уже который год для этих целей там работает дяденька, который так руку на этом деле набил, что, думаю, не затерялся бы и в лучших стрелецких отрядах прошлого. К сожалению, момент самих стрельб этим мастером снять не удалось. Попросту не успел… Но можете поверить на слово — это настоящий профессионал своего дела:
1
Кстати, помимо стрельб из лука можно покидать и ножи:
1
Для детей младших возрастов есть небольшая детская площадка с героями русских сказок:
1
2
А людей постарше наверняка заинтересует дяденька-кузнец. Не знаю, правда, регулярно ли он там находится, или просто мне повезло. Не могу сказать. Но, по всей видимости, изделия, которые он на виду у всех мастерит, можно у него за определённую плату прикупить:
1
В общем, хорошо здесь, спокойно. Территория большая, людей немного. А если углубиться чуть дальше, «в поля», то и вовсе станет практически безлюдно:
4
Неспешно гуляя в одиночестве, можно поймать себя на мысли, что случайно очутился в XIX — начале XX веков. Так всё аутентично и реально выглядит. Будто и вправду здесь кто-то недавно наколол дров для хозяйственных нужд, поставил стог сена, и сейчас выйдет с вилами или с косой из небольшой дверцы внизу:
2
И всё время в голове сидит вопрос — как могло так случиться, что подобные деревянные постройки вековой давности смогли дожить до нашего времени?! Ведь дерево же! Я порой удивляюсь, когда вижу каменные строения тех веков. Но там всё же камень… А тут: XVI, XVII, XVIII века. Или тот же самый овин XIX века. Обычный овин, где снопы перед обмолотом просушивали. И до сих пор стоит!
3
Одним словом, удивительно это всё.
Кстати, благодаря этой самой аутентичности, которую оценили и кинематографисты, на территории музея-заповедника часто работают киносъемочные группы, снимая как художественные, так и научно-популярные фильмы. Из последнего помню съёмки исторического сериала «Кровавая барыня» о жизни небезызвестной Салтычихи. Эта булыжная мостовая «светилась» там почти в каждой серии:
1
Покрутив здесь круги, направляемся, наконец, в так называемую ландшафтную часть заповедника.
Для этого необходимо пересечь небольшой водоём по мосту:
С моста этого, кстати, открывается недурный вид на ещё одну жемчужину музея — церковь Всемилостивого Спаса, к которой мы ещё чуть позже подойдём поближе:
4
Ландшафтной эта часть заповедника называется не просто так. Здесь всё заточено под визуальное наслаждение присутствующих, где особенно чувствуется гармония человека с природой:
4
2
Хотя, конечно, и здесь есть экспонаты деревянного зодчества достойные внимания. Первой в их ряду стоит уже упоминавшаяся монументальная церковь Всемилостивого Спаса из села Фоминское Костромского района, датируемая 1712 годом. Именно с этого объекта началось формирование музейной архитектурной экспозиции на реке Игуменке. И именно она является «визитной карточкой» всего комплекса, встречающей гостей ещё на входе:
6
Другим значимым объектом этой стороны является часовня из деревни Притыкино Шарьинского района (XVIII–XIX века), установленная в самом углу территории комплекса:
4
Ну и конечно нельзя пройти мимо мельницы, правда, потерявшей где-то со временем свои лопасти:
А прямо за мельницей — необычный домик на сваях, похожий на избушку на куринных ножках. На самом же деле — это баня, перевезенная сюда из села Вежи, затопленного Костромским водохранилищем. Кстати, именно в Вежах жил некрасовский дед Мазай, спасавший по весне зайцев. Сам поэт так и писал о Вежах: «Домики там на высоких столбах, так что весною деревня всплывает, словно Венеция…»:
5
Ну и в заключении всей прогулки осталось посетить самое дорогое сокровище всего музея деревянного зодчества в Костроме, так сказать, самую вишенку на этом торте — церковь Собора Пресвятой Богородицы, которая и находится то даже не на территории заповедника, а за его пределами — у противоположной, северной стены Ипатьевского монастыря. Памятник датируется (только вдумайтесь сейчас!) — 1552 годом (!). Деревянный храм, 1552 год… Чтобы понимать всю сюрреалистичность этой даты — в тот год царь Иван Грозный Казань брал! С ума сойти…
5
В общем, если уж вы приехали в Кострому, то пройти мимо этого чуда просто не имеете права: