Несколько лет назад, будучи в Дивногорье, мы не попали в это волшебное место — Костомаровский Спасский женский епархиальный монастырь. Но мечты должны сбываться и они сбываются!… надо только правильно построить маршрут:)).
Несколько лет назад, будучи в Дивногорье, мы не попали в это волшебное место — Костомаровский Спасский женский епархиальный монастырь. Но мечты должны сбываться и они сбываются!… надо только правильно построить маршрут:)).
Что же влекло нас в сюда с такой силой, что мы сделали серьёзный крюк по дороге в Крым?
Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы. И именно эти пещеры мы стремились увидеть.
Кто и когда их создал — история весьма загадочна. Не сохранилось никаких письменных свидетельств, существуют лишь гипотезы, предположения и устные предания, но достоверность их трудно определить.
Одна из гипотез допускает, что пещерные храмы были созданы уже в I веке н. э. христианами, бежавшими от кровавых гонений римских императоров — уж больно Костомаровские пещеры по своей внутренней структуре, принципу построения и функциональному использованию похожи на древние сооружения Каппадокии.
Другое предположение возражает — создание подземных храмов на Дону было следствием иконоборческой ереси VIII–X веков, когда иконопочитатели бежали от преследований из Византийской империи в Сирию, Палестину, на Кавказ и Крым. Некоторые из них доходили до Дона и уже здесь создавали пещерные храмы. Косвенно эту гипотезу подтверждают работы русского церковного историка и богослова А. В. Карташова, который в своей книге «Очерки по истории Русской Церкви» пишет о том, что в VII–VIII веках на территории Хазарского ханства, куда входила территория Северного Дона, посланники из Византии вели активную проповедь христианства.
Ещё одна гипотеза утверждает, что эти обители возникли не ранее XVII столетия и их создателями были иноки-малороссы, которые переселились в Донские степи вместе с приднепровскими казаками, бежавшими от жестоких преследований польской шляхты и унии.
Но как бы то ни было и кто бы от кого не бежал, первое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось только в конце XVIII-начале XIX веков. Существует мнение, что Костомаровские пещеры в этот период времени были скитом Белогорского мужского монастыря, но опять же никакого документального подтверждения этому не найдено.
Главной и самой древней достопримечательностью монастыря является Спасский храм.
Вход в него находится у основания двух див, напоминающих башни древних монастырей, между которыми располагается колокольня Спасского монастыря.
Сразу от входа мы попадаем в большое пространство храма, своды которого держатся на 12 меловых колоннах. И уже от него идут многочисленные разветвления подземных ходов. Главный алтарь освящён в честь образа Спаса Нерукотворного.
До революции храм имел хорошо укреплённый вход, колодец, замаскированный запасный выход и при необходимости мог выдержать длительную осаду.
Особо почитаемая святыня монастыря — чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Благодатное небо», называемая Костомаровской. Написана она на железном листе русским художником, иконописцем Василием Вячеславовичем Шокоревым во второй половине XIX века.
В настоящий момент в Спасском храме находится копия, так как из-за высокой влажности высок риск утраты иконы. Оригинал же можно увидеть в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».
Есть у Костомаровской иконы ещё одно название — Расстрельная. На иконе следы от пуль — некий лихой красноармеец в 1917 году в упор расстреливал икону, пытаясь попасть в лики Богородицы и Христа, но ни разу так и не попал. Предание гласит, что, когда одна из пуль попала в изображение Иисуса, из отверстия пошла кровь.
Левый придел освящён в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
После революции 1917 года две пещерные обители — Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский монастыри были закрыты и разорены, но в Костомаровских пещерах тайно совершали свой молитвенный подвиг некоторые подвижники.
В годы Великой Отечественной войны во времена немецкой оккупации по свидетельству местных жителей в Костомаровских пещерах скрывались советские солдаты.
Возрождение обители началось в 1993 году.
Далее находится пещерный храм во имя преподобного Серафима Саровского. Строительство храма было начато в 1903 году, но полностью завершено только в наши дни.
Рассказывают, что рабочие, открыв однажды пещеру, ясно увидели беловолосого старца, молящегося на коленях перед алтарём. Позже по иконе они узнали в нём Серафима Саровского.
Внутри храм украшен фресками и изумительной по своей красоте и тонкости исполнения резьбой, выполненной белгородскими художниками.
Богослужения здесь совершаются всего два раза в год — в дни памяти преподобного.
Здесь, в храме, мы разговорились с одной женщиной (не совсем поняла она — трудница или послушница). Увидев наш интерес, она сама подошла к нам, рассказала о Расстрельной иконе, о храме Серафима Саровского, которого она называла не иначе, как Серафимушка.
Недалеко от храма находятся три пещеры-затворы, где обитали монахи-отшельники, которые вели затворническую жизнь, общаясь с паломниками и другими монахами, чтобы взять пищу или записки с просьбой помолиться только через небольшое окошко.
Самая знаменитая из затворнических келий — Пещера покаяния. Узкий, абсолютно темный извилистый коридор, в небольших нишах которого размещены керамические иконы, ведёт к месту исповеди. Ранее исповедь принимал старец, обитавший в пещере. Последним был блаженный старец Пётр, уроженец села Белогорье. За святость жизни и сердечную простоту он был наделён удивительной прозорливостью и даром исцеления. Старец Пётр был расстрелян в 1937 году у этой пещеры.
При входе в пещеру можно зажечь свечу и, пройдя коридор, прочитать покаянную молитву. Листок с напечатанной молитвой находится на аналое.
Если в коридоре при достаточном количестве народа свет от свечей позволяет что-то разглядеть, то в самой келье находишься совершенно один. Темнота обволакивает тебя со всех сторон и лишь слабый свет твоей свечи освещает небольшое пространство перед иконами, позволяя остаться один на один с со своими мыслями и покаянной молитвой.
В пещерных храмах фотографировать нельзя, поэтому все фотографии внутри сделаны украдкой. Единственное место, где я не фотографировала — пещера Покаяния.
Есть в монастыре и своя гора Голгофа с крестом, гора Фавор, Иордан и Гефсиманский сад — всё то, что напоминает Святую землю.
Существует предание, что две тысячи лет назад здесь побывал апостол Андрей Первозванный. С гор ему открылся вид, удивительно напоминающий пейзаж, увиденный с Иерусалимской Голгофы, и апостол повелел поставить на вершине одной из меловых гор каменный крест.
Крест, установленный ныне на Голгофе, конечно, не имеет отношения к визиту апостола.
Монастырь — удивительное по своей энергетике место! Выходя оттуда, я испытывала только одно чувство — Благодать…
Адрес: 396532, Воронежская область, Подгоренский район, с. Костомарово, ул. Монастырская, 1.
Телефон: (473–94)5-46-37, 7(951)865-74-89
Web-адрес: kostomarovo.ru