Я — никто: я — «не», «не» и «не»: не учёный, не писатель, не поэт, хотя я и писал учёные статьи, и был писателем, и слагал стихи, я — никакой профессионал.Сергей Дурылин
Малоизвестный музей в Подмосковье стал для нас открытием года. Услышав краем уха о доме, построенном из остатков московского Сретенского монастыря по проекту знаменитого архитектора Щусева — автора проекта мавзолея В. И. Ленина, засобиралась в дорогу, благо от нас ехать на электричке всего 20 минут, и в ближайший выходной осуществила своё намерение. Итак, снова станция Болшево по Ярославке — и мы в бывшем дачном посёлке, у ворот Мемориального музея Сергея Николаевича Дурылина. И вот он — искомый дом.
11
Стою на распутье: о чём рассказать сначала — о доме или его владельце? Обе темы исключительно интересны, потому что, во-первых, обычный дачный дом проектировал Щусев; и, во-вторых, кем был Дурылин, если его дом проектировал Щусев? Хозяин будущего дома Сергей Николаевич Дурылин страдал заболеванием сердца, и врач порекомендовал ему жить не в Москве, а за городом, на свежем воздухе. Пока он лечился в болшевском санатории, жена купила здесь участок земли, собралась было строить дом, но… не достала стройматериалов! На дворе был 1936 год. Шла как-то Ирина Алексеевна по Тверской, грустно опустив голову, в очередной раз раздумывая, где что взять, видит: чуть не под ногами рамы, много рам и дверей. Это взорвали Страстной монастырь. Рамы и двери, кирпичи, брёвна ей охотно продали, но велели быстрее забирать — надо было очищать территорию… Для справки — тем, кто не знал о Страстном монастыре; знал, но забыл; знал, но не представлял визуально.
1
Страстной монастырь был основан в 1649 году по указанию царя Алексея Михайловича на месте, где чудотворная икона Страстная икона Божией Матери, славящая исцелениями больных, была передана Москве из Нижегородского уезда. После революции монастырь в 1919 году был упразднён, однако до 1924 года на его территории ещё жили 204 монахини. В марте 1919 года передан военному комиссариату. Одно время общежитие студентов «Коммунистического университета трудящихся Востока» сосуществовало там с последними монахинями, жившими в своих кельях. Затем обитель передали Центральному архиву. В 1928 году монастырь окончательно ликвидировали, и с 1929 года в его зданиях открыли Центральный антирелигиозный музей. Страстную площадь переименовали в Пушкинскую. Монастырь был полностью снесён в 1937 году.
1
На место святых врат перенесли памятник Пушкину, который был изначально установлен на стороне Тверского бульвара, устроили сквер с фонтаном и возвели здание самого большого в своё время кинотеатра «Россия» (теперь уже другое название — «Пушкинский»). Так что, назначая свидание у памятника Пушкину, вы стоите на территории бывшего Страстного монастыря.
Дом Дурылина поистине уникальный. Как утверждают, архитектор Щусев, выполняя просьбу хозяина дома, сориентировал постройку с запада на восток, как делают православные храмы, а полукруглая веранда напоминает апсиду алтаря. Над верандой была балюстрада, образующая балкон второго этажа, сейчас она на реставрации.
7
Хозяйственные постройки также возведены из остатков разрушенного Страстного монастыря.
2
2
Внутри дома проход от крыльца к веранде свободный, комнаты расположены справа и слева.
3
Веранда, как тогда, так и сейчас, предназначена для летних чаепитий.
7
С одним из таких моментов связана интересная, даже фантастическая история с падением возле дома Дурылина самолёта 18 мая 1942 года. Это был небольшой почтовый самолет, который, к счастью, не взорвался, даже пилоты отделались лишь лёгкими ушибами. В момент крушения самолёта Дурылин чаёвничал на террасе. По легенде, первыми словами потерпевших крушение лётчиков были: «Мы вас знаем, вы Дурылин, вы читали лекцию в нашей воинской части». Его ответом было: «Наверное, из чувства благодарности вы решили уничтожить мне сад и очень оригинально это сделали».
1
Музейный экспонат — фотография упавшего рядом с домом самолёта.
Имя Сергея Николаевича Дурылина никогда не было на слуху, его не найти в учебниках литературы, раздобыть дурылинские книги — это была в своё время целая история, а при этом он был очень известен в кругу московской интеллигенции — художников, литераторов, артистов. Поразил тот факт, что лекции о Лермонтове, которые с экранов телевизоров в 1960–1970-е читал Ираклий Андроников, основывались на исследованиях Дурылина, но никогда это имя не было названо.
2
Сергей Николаевич Дурылин
Рассказывать всю биографию Сергея Дурылина — никакого очерка не хватит, поэтому ограничимся тем, что даёт нам экспозиция музея.
Москвич, родился в купеческой семье, в гимназические годы подрабатывал уроками и достиг в педагогической деятельности большого мастерства. Среди его учеников — будущий актёр Игорь Ильинский. Кстати, именно Дурылин, оценивая музыкальный и поэтический талант юного Бориса Пастернака, предрёк ему будущее великого поэта. Окончил археологический институт. В 1911-м и в 1914 годах совершил несколько поездок по русскому Северу, давших материал для искусствоведческих и этнографических очерков.
2
1
Сергей Николаевич Дурылин — писатель, поэт, философ, богослов, театральный и литературный критик — одна из ярких фигур русской культуры первой половины 20 столетия. Он не стремился к публичности, и, скорее всего, для этого были причины.
Дело в том, что известный в советское время учёный-филолог Сергей Николаевич Дурылин — бывший священник. 8 марта 1920 года епископом Феодором (Поздеевским) в Троицком храме Свято-Даниилова монастыря Дурылин был рукоположен во диакона. 15 марта 1920-го — в сан священника (целибатом). За свою деятельность он дважды был арестован и дважды отбывал ссылку. В связи с этим интересна история одного портрета Сергея Николаевича Дурылина, который вы увидите в экспозиции.
Автор картины «Тяжёлые думы» — Михаил Васильевич Нестеров. На картине священник в чёрном подряснике, на груди — серебряный священнический крест. Это портрет Сергея Дурылина, он написан незадолго до его ареста в январе—феврале 1926 года. Название картины отражает его душевное состояние в тот период. Размышляя о состоянии Церкви, которая оказалась бессильна предотвратить социальную катастрофу, Дурылин видел причину в упадке веры и несоответствии священнослужителей требованиям времени. 10 июня 1927 года он был повторно арестован, в ноябре выслан в Томск.
4
Копия портрета С.Н. Дурылина, написанного Нестеровым (оригинал хранится в Музее христианского искусства Троице-Сергиевой лавры). Копия была сделана художником Фёдором Булгаковым — зятем Нестерова и сыном философа Сергия Булгакова.
На этом портрете вы наверняка отметите сходство Сергея Дурылина с Павлом Флоренским, портрет которого также написал Нестеров. И верно, потому что есть свидетельства, что и сам Нестеров отмечал это сходство и долго работал, стараясь уловить и подчеркнуть именно различие во внешнем облике своих героев.
4
М.В. Нестеров. Философы Павел Флоренский и Сергей Булгаков. 1917
Сохранилась переписка и свидетельства о связях Дурылина с центрами православия — Черниговским скитом Троице-Сергиевой лавры, Оптиной пустынью, со святым Алексием (Мечевым), новомучеником Михаилом Новосёловым, оптинским старцем Анатолием (Потаповым); с выдающимися представителями религиозно-философского ренессанса второй половины 19 — начала 20 века: К. Н. Леонтьевым, В. В. Розановым, П. П. Перцовым и многими другими. Имя Дурылина связано с именами знаменитых русских философов А. Ф. Лосева и Г. Г. Шпета, С. Н. Булгакова и П. А. Флоренского. Однако поговаривали, что ценой освобождения Дурылина было условие Луначарского, что он откажется от служения и будет вести исключительно светский образ жизни. Правда или нет, но в ближайшую церковь Косьмы и Дамиана, которая находится в непосредственной близости к дому и никогда со времени постройки не закрывалась, Дурылин ни разу не зашёл.
5
Церковь Косьмы и Дамиана в Болшево (18 век) на бывшем подворье князя Петра Одоевского. Впрочем, и дом Дурылина построен на месте бывшей княжеской усадьбы.
Однако до конца так и не понятно, отрёкся он от сана или нет. Никаких официальных подтверждений этому нет. Более того, у него до конца дней хранился антиминс — особый православный плат, который позволяет священнику служить литургию не только в храме. Кроме того, есть свидетельства, что, пристроив к дому терраску,
3
Терраска с цветными стёклами
хозяин устроил за ней две маленькие комнатки: в одной сейчас небольшой гардероб, но знавшие Дурылина вспоминали, что он здесь крестил детей знакомых, которые опасались делать это в церкви, а дверь напротив вела в крошечную комнатку, где жила бывшая монахиня, которую приютили Дурылины — вот она в церковь, говорят, ходила. Елена Григорьевна Першина — мать Феофания (умерла в 1970 году) — рясофорная монахиня с 1919 года. У Дурылиных она жила после разрушения Спасо-Бородинского монастыря и нескольких лет, проведённых в ссылке.
5
Комната тётушки Феофании
2
Есть ещё одно обстоятельство, которое у многих вызывает вопросы: целибатный монах был женат? Есть предположение, что брак Сергея Дурылина с Ириной Алексеевной Комиссаровой (1899–1976), которая сопровождала его во всех ссылках и всячески опекала, носил фиктивный характер. Принимая священнический сан, Дурылин взял на себя обет безбрачия, а Ирина Алексеевна, по не подтверждённой документально версии, была ещё в юности пострижена в монахини. Но, как бы то ни было, они зарегистрировали гражданский брак в советском ЗАГСе в 1933 году. Брак, скорее, был нужен, чтобы люди меньше обращали на них внимания, в те времена проживание в одном доме не родственников и не супругов вызывало вопросы. Потом, не надо сбрасывать со счетов, что Ирина Алексеевна была на 13 лет моложе мужа, и не будь эти отношения оформлены, после смерти Сергея Николаевича могла лишиться последнего угла.
1
2
Мы же вернёмся к «явной» жизни Дурылина, его деятельности и многочисленным дружеским связям с известными людьми той эпохи.
Художник М. В. Нестеров подолгу жил в доме Дурылина в Болшево, и их многочасовые беседы вылились в одну из лучших книг о Нестерове — художнике и человеке, в серии ЖЗЛ. По словам дочери художника Н. М. Нестеровой, он до конца жизни считал Сергея Дурылина своим духовником.
1
Фотография из интернета
В гостиной — подлинник (надо отметить, что в музее большинство вещей — подлинные) эскиза к картине Нестерова «Видение отрока Варфоломея»; в стеклянном шкафу — рабочая блуза, зонтик и трость художника.
4
3
3
Место для дома в Болшево Дурылин выбрал не случайно — недалеко от Сергиева Посада (в 1919 — начале 1920-го Дурылин вместе с Ю. А. Олсуфьевым и о. Павлом Флоренским участвовал в деятельности комиссии по охране памятников Троице-Сергиевой лавры), от Муранова — имения Боратынского и Тютчева, от Абрамцева, дачи Поленова в Жуковке и имения Станиславского в Любимовке.
Усилиями Дурылина была создана уникальная архивная коллекция, коллекция икон 15 — начала 20 века, коллекция произведений живописи и графики Нестерова, Богаевского, Поленова, Фалька, Л. Пастернака, М. Волошина, В. Менка, Л. Бруни, К. Малевича и других художников. В коллекции музея есть несколько подлинников, принадлежавших семье Дурылиных.
3
Л.О. Пастернак. Портрет Льва Толстого. 1908
2
К. Малевич. Эскиз к постановке пьесы Л. Андреева в МХТ
3
2
В. Менк. Портрет дочери Марии
2
Вышивка Марии Статкевич-Менк «Райский сад»
2
Акварель Максимилиана Волошина
Значительны заслуги С. Дурылина в изучении русской и мировой литературы. У него есть исследования о Пушкине, Лермонтове, Лескове, Гоголе, Достоевском, Леонтьеве, Тютчеве, Розанове, Гёте, Бодлере, о славянофилах… Гостей дома Дурылина всегда поражало огромное количество книг, он буквально спал с ними, совмещая спальню и кабинет, и говорил, что это очень удобно, не вставая с кровати, дотянуться до нужной книги.
4
Спальня-кабинет Дурылина
В 1934 году Дурылин стал членом Союза советских писателей, в 1935-м- старшим научным сотрудником Музея Малого театра. С 1939-м работал в Институте мировой литературы имени Горького (ИМЛИ) в Лермонтовской и Толстовской группах, участвовал в подготовке академических изданий собраний сочинений Н. В. Гоголя, А. Н. Островского. В 1944 году С. Н. Дурылину была присвоена степень доктора филологических наук по совокупности работ. С 1945 года — профессор, заведующий кафедрой русского и советского театра в Российском институте театрального искусства (ГИТИС) и старший научный сотрудник Института истории искусств Академии наук СССР (сектор истории театра). Участвовал в создании ряда обобщающих трудов по истории театра, написал серию творческих биографий артистов Малого, Художественного театров (Михаила Щепкина, Прова Садовского, Веры Пашенной и др.), капитальную монографию о Марии Николаевне Ермоловой. Автор около 800 работ. За исследования в области русской классической драматургии, сценической истории пьес, изучение проблем актёрского творчества награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
2
Мало того, в 1936 году Дурылин успешно справился с текстом театральной инсценировки «Анны Карениной» Л. Н. Толстого. Постановка с успехом шла сразу в нескольких театрах страны, и на полученные гонорары он наконец-то получил возможность устроить собственный угол. Сергей Николаевич шутил, что его болшевский дом построила Анна Каренина.
6
Стол в гостиной такой же, как в Мураново — «сороконожка»; получил название потому, что, разложив его, можно было усадить 20 человек. Среди посуды есть подарки Марии Ермоловой ещё матери Сергея Дурылина
3
1. Две печи — для правых и левых комнат — топились из коридора. 2. Лампы с противовесом — так можно было регулировать высоту освещения.
2
Бамбуковая мебель
Дом Дурылина в Болшеве стал центром притяжения театральной Москвы, артистов Малого, Художественного театров, писателей, художников, музыкантов. Кто только не бывал в этом доме! Святослав Рихтер, Борис Пастернак, актёры Игорь Ильинский и Василий Качалов, Роберт Фальк, сын отца Сергия Булгакова художник Фёдор Булгаков. В доме Сергея Николаевича жили или просто бывали певица Обухова, артисты Яблочкина, Турчанинова, Рыжова, Щепкина-Куперник, певец Козловский и многие другие. В этом доме Борис Пастернак читал Сергею Николаевичу первые главы романа «Доктор Живаго».
2
Портрет Варвары Николаевны Рыжовой с дарственной надписью. Надпись расположена очень интересно на фоне шали и выглядит, как кружева
2
Блюдо с яблоками — подарок актрисы Александры Александровны Яблочкиной
3
Наверно, те, кто прочитал рассказ о Мемориальном доме-музее в Болшево Марины Цветаевой, задумаются, общались ли они с Дурылиным. Нет, не общались. Дурылин был знаком с её отцом — основателем Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина) Иваном Владимировичем Цветаевым, видел Марину в юности, но связей они не поддерживали — слишком разным был круг общения. И потом, лично я не могу представить, чтобы Дурылин посещал дачу НКВД или общался с её обитателями.
И, надо сказать, атмосфера в доме Дурылина совсем другая. Здесь много света, любви, удовольствия от работы, общения с друзьями и от самой жизни.
8
2
3
И ещё одна милая деталь: Дурылины любили котов, держали их в доме, украшали их изображениями (рисунками, вышивками) свои комнаты. Мало того, одно из литературных произведений Дурылин посвятил котам — «Сударь кот». Обязательно прочитаю.
2
Сад около дома уже не такой пышный, как раньше, но многие деревья помнят хозяев дома и многочисленных гостей: берёза, с которой, как с подругой, всегда здоровалась, обняв её, певица Обухова, туи, привезённые из Коктебеля и прижившиеся на нашей северной земле.
2
Дурылин умер в 1954 году, а его жена Ирина Алексеевна Комиссарова продолжала жить здесь до 1976 года. После смерти Ирины дом по наследству достался её младшей сестре Александре Алексеевне Виноградовой, которая в 1993 году и приняла решение создать мемориальный музей.
Если вы решитесь посетить Мемориальный дом-музей Дурылина в Болшево, предварительно позвоните, тогда гарантированно побываете на очень интересной экскурсии. Адрес: г. о. Королев, мкр. Болшево, ул. Свободная, д. 12 Телефон: 8 (495) 519-00-80 Время работы: среда — воскресенье с 10:00 до 18:00, касса работает до 17:00, последняя среда месяца — санитарный день, время начала экскурсий — 10:00, 12:00, 14:00, 16:00.
PS. И ещё один совет тем, кто поедет на электричке: надо выбрать поезд назначением в Фрязино, а не в Монино. Лучше выйти из первого вагона и сойти с платформы направо. Дом-музей будет в пяти минутах ходьбы.