1 июня 1931 года состоялась премьера первого звукового кинофильма «Путёвка в жизнь». Фильм — о перевоспитании беспризорных подростков в первые годы советской власти.
1 июня 1931 года состоялась премьера первого звукового кинофильма «Путёвка в жизнь». Фильм — о перевоспитании беспризорных подростков в первые годы советской власти.
Я его смотрела по телевизору несколько раз, когда училась в школе. Но лишь спустя годы узнала, что все события из фильма происходили не где-то, а в моем городе. Сюжет фильма основан на опыте Болшевской трудовой коммуны ОГПУ № 1. Причем место, где когда-то была коммуна, знал каждый школьник — ведь в советское время ребят принимали в пионеры и октябрята именно там — в музее В. И. Ленина в Костино. Раньше нам не рассказывали о коммуне и коммунарах. Экспозиция музея была целиком посвящена жизни пролетарского вождя.
Мемориальный Дом-музей В. И. Ленина был открыт в подмосковном Костино в 1939 году — в память о пребывании вождя. Сюда Ильич был направлен для поправки здоровья зимой 1922 года. Всего в наших краях он пробыл 43 дня — с 17 января по 1 марта.
В годы Великой Отечественной войны музей приостановил работу лишь на короткое время, когда фашистские войска подступили вплотную к Москве. Но уже 21 января 1942 года, в день памяти Ленина, мемориальные комнаты вновь открылись для посетителей.
В послевоенное время музей становится центром пропаганды и воспитания. В 1960–1980-е гг. Дом Ленина посещали до 100–150 человек в день, а сотрудники музея регулярно выступали с лекциями на городских предприятиях.
90-е годы стали для музея Ленина тяжким испытанием, поскольку любовь к «вождю пролетариата» и «всесоюзному дедушке» остыла. Музей оказался на грани закрытия. Но все, что ни делается — к лучшему. В 1992 году в городе на базе дома-музея В. И. Ленина заработал историко-краеведческий музей. При этом экспозиция, рассказывающая о ленинском отпуске, осталась, но добавились новые разделы, которым ранее в советском музее не находилось места.
Сейчас музей занимает три здания бывшего имения фабриканта А. Н. Крафта: тот самый «домик Ленина» (гостевой дом усадьбы), дом садовника и здание оранжереи, объединенные общим внутренним двориком.
Наша экскурсия начинается с гостевого дома усадьбы.
Ныне Костино — микрорайон города Королева. Село на этом месте было известно с 1477 года. В 1585 году Костино получил в подарок Василий Щелкалов, ведавший посольским приказом в царствование Ивана Грозного. Впоследствии селение неоднократно меняло хозяев — Шереметевы, Титовы, Киреевские, Долгоруковы… Последним хозяином Костино стал Александр Николаевич Крафт, купивший усадьбу у гофмейстера царского двора Михаила Жеребцова.
А. Н. Крафт(1874–1935) — потомок обрусевших немцев. Его отец — Николай Эдуард Крафт (1847–1913) из ревельских купцов, обосновавшихся в Москве в 30-е гг. XIX века, а мать — Лидия Флорентьевна Перлова (1851–1931), представительница рода чайных фабрикантов Перловых. Фирма «Братья Крафт» была основана в 70-е годы XIX века Иоганном Юлиусом и Николаем Эдуардом Крафтами. Фирма занималась закупкой, очисткой и оптовой продажей хлопка, хлопкового масла, чая и мыла. В 1911 году А. Н. Крафту принадлежало два хлопкоочистительных завода в Ферганской долине Узбекистана, поставлявшие х/б пряжу на крупные текстильные мануфактуры Московской губернии.
Имение Костино Александр Крафт приобрел в 1901 году после женитьбы на Эмме Беренс (1878–1927), а в 1906 году Крафты обустроили усадьбу на свой вкус.
Главный усадебный дом был одноэтажным с большими террасами-флигелями по бокам, с резными украшениями карнизов и наличников. В доме были паркетные дубовые полы, изразцовые печи, а туалет и ванная были отделаны кафельной плиткой. В советское время здесь размешались различные городские учреждения. За сто лет здание сильно поизносилось. Еще несколько лет назад к дому можно было подойти, сейчас путь преграждает сплошной металлический забор. Экскурсовод сказала, что здание усадьбы признано историческим объектом. Поэтому, будем надеяться, что забор когда-нибудь исчезнет, а дому вернут былую привлекательность.
Вокруг главного дома имения был разбит ландшафтный парк с аллеями и большим овальным прудом. В центе пруда имелся фонтан, а аллеи украсили белыми мраморными статуями. Статуи, конечно, не сохранились, а парк и пруд выжили и являются местом отдыха горожан. Летом фонтан работает.
Костинский пруд нравится уткам. Кроме обычных серых крякв сюда наведываются и рыжие огари.
Парк выглядит несколько запущенным, но в этом есть свое очарование — прогуливаясь по его аллеям, словно переносишься в былые времена.
В составе имения также были различные хозяйственные постройки: конюшня, каретный сарай, скотный двор с сеновалом, птичник, молотильный сарай, прачечная, овины, погреба, столярная мастерская. Небольшая часть этих строений сохранилась.
Добавлю, что Костино в те времена уже было весьма привлекательно транспортной доступностью. Пассажирское движение по железной дороге от Москвы в сторону станции Болшево, расположенной неподалеку, было открыто в 1895 году.
После революции Крафты предпочли покинуть Россию. Сначала они переехали в Берлин. А затем Александр Крафт купил дом во Фрайбурге, перевез туда семью, и с этого времени жил там до своей смерти (погиб в автокатастрофе в 1935 году). А. Н. Крафт мечтал вернуться в Россию, хотел быть похороненным в русской земле. Известно, что Александр Николаевич так и не привык к немецким обычаям, предпочитая все русское — и язык, и еду, и одежду.
К имению Крафта примыкала церковь Рождества Пресвятой Богородицы с ажурной лепниной. Первый вариант церкви был построен в 1689 году.
После революции, в наступившую эпоху воинствующего атеизма, храм приспособили под радиорубку, а в 1950-х годах окончательно разорили и разрушили. В середине 2000-х годов церковь воссоздали, чуть-чуть поменяв её местоположение.
На входе в Ленинские комнаты музея хранится фрагмент иконостаса старой церкви. Он сохранился, поскольку долгое время использовался как подставка под настольную электрическую лампу А. Г. Двейриным, музыкальным руководителем Болшевской трудовой коммуны, рассказ о которой последует ниже.
В 1918 году в усадьбе Костино разместился совхоз ВЧК.
Музейная экспозиция переносит из дореволюционного Костино в начало 1922 года, когда бывшая усадьба А. Н. Крафта стала конспиративной квартирой Владимира Ильича Ленина.
В конце 1921 года Политбюро ЦК РКП(б), по настоянию врачей, предоставило главе советского правительства отпуск. «Устал дьявольски. Еду лечиться» — писал Владимир Ильич Алексею Максимовичу Горькому.
Сначала Ленин отправился в Горки. Но чекистам показалось, что Горки — довольно опасное место, где можно ожидать покушения на вождя. Было решено найти другое, более безопасное место.
Костино оказалось отличным вариантом. Во-первых, здесь был совхоз ВЧК — это уже гарантия безопасности. Совхоз располагался довольно обособленно, в те времена жилья рядом было немного, в округе шумел лес. При этом было удобное транспортное сообщение со столицей и прямая телефонная связь. А лес и чистый воздух способствовали отличной реабилитации.
Для конспиративной квартиры был выбран гостевой дом усадьбы Крафта.
И вот, 17 января 1922 г., около 6 часов вечера, В. И. Ленин на автосанях прибыл в Костино. Владимира Ильича уже ждали.
Для Ильича приготовили в правой половине дома три комнаты: столовую, рабочий кабинет и спальню.
В левой половине дома разместили помощницу по хозяйству и обустроили кухню. Помощница готовила пищу и убирала в доме. Эта честь досталась Александре Михайловне Сысоевой, двоюродной сестре революционера Ивана Васильевича Бабушкина.
Совхозное руководство заботилось о том, чтобы Ленин ни в чем не испытывал неудобств. В частности, на чердаке установили объемный бак, оттуда подавали воду в кухню и в ванную комнату. Электрическое освещение в доме наладил шофер Петр Сидорович Космачев: в коридоре установил автомобильные аккумуляторы и от них протянул электропроводку. Конюх совхоза Филипп Михайлович Ефремов заготавливал дрова, топил печи, приносил воду из Клязьмы.
Надежда Константиновна Крупская и Мария Ильинична Ульянова навещали Владимира Ильича по выходным, а в понедельник утром уезжали на поезде в Москву.
Несмотря на то, что врачи рекомендовали Ленину работать не более часа в день, он трудился весьма интенсивно и плодотворно.
В то время руководство страны взяло курс на реформы — зарождался НЭП — новая экономическая политика, пришедшая на смену военному коммунизму. Реформы требовали директив от Ленина, поскольку он продолжал руководить партией и государством. Из Костино Ленин писал письма в Политбюро, Совнарком, ЦК, по вопросам разработки плана ГОЭЛРО, развития торговли и поддержки Госбанка, борьбы с голодом в Поволжье и многим другим.
В конце февраля в совхозе случился непонятный пожар. Это насторожило чекистов. И 1 марта 1922 г. Владимира Ильича вернули в Москву.
В бывшем доме садовника ныне размещается выставочный зал. Здесь проводятся выставки работ художников, фотографов, собраний коллекционеров, встречи с авторами.
Из «домика Ленина» переходим в здание бывшей оранжереи, где создана постоянная выставка — «Путевка в жизнь. Из истории Болшевской трудовой коммуны». На входе висит плакат с эмблемой коммуны — красная звезда и вписанные в нее буквы «Т» и «К».
В 1924 году бывшее имение Крафта становится местом перевоспитания беспризорников и малолетних правонарушителей. Война, революция и голод 20-х годов породили многомиллионную армию беспризорников, страну захлестнула преступность.
Вот для таких несовершеннолетних нарушителей закона по инициативе Ф. Э. Дзержинского была организована Болшевская трудовая коммуна № 1 в Костино. Предполагалось, что воспитанники в коммуне начнут честно трудиться. Сам процесс перевоспитания назвали в духе того времени — «перековка»!
Болшевскую коммуну возглавил соратник и ближайший помощник Генриха Ягоды, чекист Матвей Самойлович Погребинский. Главный замысел Погребинского состоял в том, что в коммуне подростки все для себя делают сами. Пребывание в коммуне было добровольным — никто никого насильно не держал, зато поощрялись труд и получение рабочей специальности.
Поначалу в коммуне было восемь взрослых сотрудников и тридцать три трудных подростка. Первые воспитанники прибыли в Костино из детского дома имени Розы Люксембург, затем к ним присоединились молодые правонарушители из Бутырского изолятора.
В первые годы обитатели коммуны занимали жилые помещения и хозяйственные постройки усадьбы Крафта, обустроив на территории общежитие, клуб и мастерские. Режим в коммуне предусматривал восьмичасовой рабочий день и занятия в школе. Свободное время отдавалось художественной самодеятельности и спорту.
Уже в октябре 1924 года были созданы кустарные мастерские — столярная и обувная. В первой делали вручную табуретки, во второй — шили спортивную обувь. Со временем эти мастерские превратились в полноценные заводские цеха, где производили лыжи, теннисные ракетки, спортивную одежду и обувь. Спортинвентарь пользовался высоким спросом по всей стране, и производство стало приносить ощутимую прибыль. Сейчас эти изделия можно увидеть в костинском музее.
Через 10 лет в коммуне трудилось уже 4 тысячи человек. Коммунары сами построили бараки для жилья и производственные здания. Позднее возвели учебный корпус, фабрику-кухню, больницу, ясли, магазин. В 1933 году в коммуне действовал учебный комбинат, который включал в себя школу, техникум, рабфак, три курса ВУЗа, изостудию, химические и физические лаборатории, кинозал, механическую мастерскую, спортзал.
В Болшевской трудкоммуне бывали Н. К. Крупская, К. Е. Ворошилов, С. М. Буденный, А. Н. Толстой, Б. Шоу, А. Барбюс. Часто приезжал писатель Максим Горький.
Он подарил коммунарам библиотеку в 3 тыс. томов, которая стала основой костинской массовой библиотеки.
В 1932 г. по рекомендации Горького в коммуну приехал молодой пианист и композитор А. Г. Двейрин. Под его руководством были созданы духовой оркестр, танцевальная группа, оркестр народных инструментов, хор, театральный кружок, оркестр неаполитанских народных инструментов.
Выставка содержит примечательную экспозицию — рисунки художника-коммунара Василия Маслова.
Он родился 28 февраля 1905 года в Екатеринбургской губернии, был старшим из четверых детей. Юношей, после смерти матери, ушёл из дома и бродяжничал, зарабатывая себе на жизнь рисованием пейзажей и моментальных портретов.
Луначарский познакомил Маслова с А. М. Горьким и с его помощью Василий попал в Болшевскую трудовую коммуну. По направлению коммуны в 1929 году художника зачислили на рабфак Высшего художественно-технического института. Проучившись там недолго, он вернулся в коммуну и продолжил своё обучение в изостудии коммуны под руководством художников-профессионалов. К этому времени относятся стенные росписи фабрики-кухни, клуба, жилого дома на улице Орджоникидзе, в которых он участвовал со студийцами…
В 1937 году Василий Маслов разделил трагическую участь многих коммунаров — он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и 2 января 1938 года расстрелян на Бутовском полигоне. А спустя два десятилетия — в октябре 1959 года — был полностью реабилитирован.
Долгое время было неизвестно, что случилось с картинами и рисунками Василия Маслова.
…Но художника не забыли. О нём как о яркой и одарённой личности вспоминали коммунары, старожилы Костино. Арсений Григорьевич Двейрин, художественный руководитель трудкоммуны, пианист и композитор рассказывал:
-… Я убеждён, что картины Маслова не пропали. Ищите их в Горьком — ведь там проходила последняя выставка художника, и её закупил в полном объёме Горьковский художественный музей.
… Двейрин оказался прав. Возвращение наследия Василия Маслова затянулось на годы. Теперь известно, что уцелело 47 картин, написанных маслом (преимущественно пейзажей, большинство которых изображают окрестности Болшево), и 74 графических листа — в основном портреты. Калиниградская правда, № 18 (17589), 18 февраля 2010 г.
Эти работы с последней выставки 1937 года больше 80 лет пролежали в запасниках нижегородского художественного музея. И наконец, зимой 2019 года в Нижнем Новгороде состоялась уникальная выставка художника из Болшевской трудовой коммуны — Василия Маслова. Было показано более 90 произведений из фондов музея.
Но это еще не все. В 1930 году для руководителей и инженерно-технических работников производственно-спортивного комбината был сооружен Дом Стройбюро — первое капитальное четырехэтажное жилое здание в поселке.
Дом к 2000-х годам пришел в аварийное состояние, а в 2013 году его доконал пожар. К счастью жильцы дома уже были отселены. При тушении в одной из комнат отслоились обои, и под ними были обнаружены росписи масляной краской. Местные искусствоведы по старым фотографиям определили, что эти панно были написаны художником коммунаром Василием Масловым и считались утраченными. Одно панно — «Индустриализация» — в 2013 году удалось снять и отреставрировать. Сейчас оно экспонируется в другом музее нашего города — историческом.
В Доме Стройбюро оставалось еще панно «Рабочий класс» — его законсервировали на месте. В каком состоянии оно находится сейчас неизвестно, поскольку ныне от самого дома, увы, остались лишь развалины…
Педагогический проект «Перековка» оказался успешным. Поначалу местные жители настороженно относились к соседству с коммуной, называли коммунаров «лиходеями». Но со временем оттаяли — даже стали выдавать за повзрослевших воспитанников своих дочерей. Создавались молодые семьи, подрастали дети.
Первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь», снятый в 1931 году, рассказал о коммуне и коммунарах всей стране.
Сценарий фильма написан на основе книги Погребинского «Трудовая коммуна ОГПУ».
Съемочная группа в течение нескольких месяцев жила в детском воспитательном учреждении. Режиссер активно общался с коммунарами, и многие герои фильма имели реальных прототипов в жизни. Например, киношный Мустафа — это один коммунаров со своим характером, манерами, словечками. У него же позаимствована присказка «Ловкость рук и никакого мошенничества». Произнесенная в фильме колоритным Мустафой, она ушла в народ и стала крылатой. Матвея Погребинского в кино сыграл Николай Баталов. Здесь же — в Костино и окрестностях снимали финальные сцены фильма.
В 1939 году коммуна была упразднена. Началось все в зловещем 1937 году. После ареста Г. Ягоды, Погребинский, понимая, что его ждет, свел счеты с жизнью. Многие руководители и воспитанники коммуны были арестованы в 1937–1938 годах по обвинению в контрреволюционной деятельности. Больше сотни человек из них расстреляны на Бутовском полигоне.
В экспозиции «Усадьба Костино» иллюстрациями к страшным событиям тех лет служат групповые фотографии с вымаранными лицами.
Среди экспонатов выставки книга «Болшевцы», вышедшая в 1936 году под редакцией А. М. Горького. В книге собраны очерки молодых авторов по истории Болшевской трудкоммуны. После ареста Ягоды и самоубийства Погребинского книга была снята с продажи, часть тиража уничтожена. В оставшихся экземплярах запуганные люди вырывали листы, зачеркивали имена и фамилии.
Фильм «Путевка в жизнь» сняли с проката. Зрители вновь увидели его лишь в 1957 году.
Болшевская коммуна на долгое время была забыта. В 1980-90-е годы краеведы по крупицам стали восстанавливать ее историю, собирали документы, фотографии, спортинвентарь, выпущенный на фабриках коммуны. К сожалению, многое уже потеряно, о судьбах иных коммунаров после 1937 года ничего не известно.
Детище коммуны — завод спортинвентаря — какое-то время продолжал выпуск спорттоваров. В 1940 году предприятием заинтересовался Наркомат авиационной промышленности СССР, и вскоре здесь стали выпускать авиадетали. В настоящее время завод, уже в ранге корпорации, продолжает трудиться на благо государства.
Несмотря на мрачный конец коммуны и дальнейшее замалчивание ее существования, в Костино о коммуне напоминает многое. Вокруг Болшевской трудкоммуны образовался сначала рабочий поселок, а с 1940 г. город Костино.
Главная улица костинской части Королева — улица Дзержинского, ведущая к станции Болшево, была построена руками коммунаров. До разгона коммуны она называлась Шоссе коммунаров. Благодаря жителям коммуны в городе появился стадион «Металлист», на котором они увлеченно занимались физкультурой и спортом.
Главное архитектурное наследие Болшевской трудкоммуны — это выразительный ансамбль зданий в стиле конструктивизма, сооруженный под руководством архитекторов А. Я. Лангмана и Л. З. Чериковера — жилые кирпичные дома, двухэтажная больница (она и сейчас в строю), фабрика-кухня, учебный комбинат, детский сад.
При подготовке рассказа использовались материалы музея и газеты «Калининградская правда» г. Королев Московской области.