В Музее-усадьбе художника Николая Александровича Ярошенко, что находится в исторической части Кисловодска почти в Курортном парке, доступны к осмотру двухуровневый сад, флигель и Белая вилла, в которой и жила семья Ярошенко.
По саду прошлась, наступила очередь флигеля. Всего их два, но один на ремонте. В одном из флигелей когда-то находилась лаборатория Дмитрия Менделеева (Ярошенко дружил со многими учеными и с Менделеевом в том числе. Даже написал два его портрета, один из которых — ученый в красной мантии- находится в Третьяковской галерее).
История этой усадьбы началась в первой половине 19 века, когда начала застраиваться Солдатская слобода Кисловодска. Первоначально ею владел штабс-капитан Федоров. В 1878 году его вдова Анна Ивановна Федорова продала имение Черняеву Михаилу Григорьевичу — знаменитому генералу, участнику Крымской войны 1854 года, участнику обороны Севастополя. После отставки стал издавать газету «Русский мир» (1873 год). Потом был командующим сербской армией. В начале русско-турецкой войны вернулся на службу, хотел воевать, но его направили на Кавказ, назначили смотреть за кавказскими госпиталями.
Вот этот генерал и стал собственником усадьбы. С генералом был знаком Федор Михайлович Достоевский, который посвятил генералу в «Дневнике писателя» главу:«Имя Черняева теперь принадлежит истории и не умрет никогда…».
Часть помещений генерал в летнее время сдавал отдыхающим. Предполагают, что Ярошенко, приезжавший на лечение в Кисловодск по совету врачей, снимал помещение у Черняева, а потом в 1885 году выкупил. Покупка уже документально подтверждена купчей.
Итак, идем смотреть мемориальный флигель, в котором (может быть в этом или в другом) бывали многие и даже жили семьи В. Г. Черткова — лидера толстовского движения и друг Л. Н. Толстого и историка С. М. Соловьева.
2
Около одноэтажного флигеля цветут розы и бархатцы (необычное сочетание: приличные розы и простенькие бархатцы, хотя тоже симпатичные).
4
1
На входе доброжелательные смотрители, отвечающие на возникшие вопросы.
Первый зал — выставка работ Натальи Николаевны Трусовой (1884–1969 годы жизни). Трусова Н.Н. — это талантливая племянница Николая Ярошенко, дочь его сестры Веры Александровны Купчинской. Она работала в сфере прикладного искусства и в театральной декорации.
Первый директор музея В. В. Секлюцкий был знаком с нею и от нее поступило в музей более 40 работ. Ее керамику в стиле майолика можно увидеть в других залах флигеля.
1
Наталья Николаевна родилась в Киеве в 1884 году и закончила Институт благородных девиц. После окончания Центрального училища технического рисования барона Штиглица в Петербурге (было такое) она получила звание художника прикладного искусства и специализацию в техники майолики. В 1913–1914 годах училась в Италии.
В 1930-е годы была репрессирована и находилась в ссылке 7 лет и 7 месяцев. После освобождения в 1938 году работала художником в городе Токмаке и в г. Фрунзе.
1
Последние годы жизни жила в Москве в Доме работников ветеранов сцены.
2
Ее небольшие нежные акварельные работы и эскизы к росписи керамики приятно расматривать. Жаль только, что расположены они были напротив окна, в которое светило яркое солнце.
2
Еще в зале была интересная подборка книг о Ярошенко Н.А. и его Белой вилле.
1
В этом же первом зале можно посмотреть работы Владимира Вячеславовича Секлюцкого (1907–1990 годы его жизни) — художника и первого директора Музея Ярошенко Н. А. Именно благодаря ему появился этот музей в 1962 году.
2
Секлюцкий В. В. Подмосковье. Зима 1972.
Широкие жирные (порой небрежные) мазки и вот что получилось. Ничего вроде особенного, но понравилась картина.
2
Секлюцкий В. В. Севастополь. 1957.
В работах Секлюцкого В.В. просматривается свой стиль импрессионистической техники письма.
3
Секлюцкий В. В. На берегу. 1979.
2
Секлюцкий В. В. Темная ночь. 1980.
2
Секлюцкий В. В. Балаклава. 1970.
Художник родился в Астрахани на берегу Волги. Поэтому у него много речных и морских пейзажей.
4
Талант мальчика к рисованию заметил отец и сам направил к Власову Павлу Алексеевичу (это имя в Астрахани знали в то время многие и знают все близкие к искусству люди сейчас).
Закончил Астраханское художественное училище, во время войны воевал, в 1946 году приехал в Кисловодств и вся дальнейшая жизнь была посвящена созданию Музея Ярошенко Н.А.
После войны в ярошенковской усадьбе была клиника имени Ленина.
2
«Июль в Кисловодске. Клиника имени Ленина." Такой ее представила художник Карпачева О.В.2012 год.
3
Копылов В.Л. В Тотьме. 211 год.
Это работы современных художников, родившихся в 60–70 годы 20 века (во втором небольшом зале флигеля). Некоторые понравились и заставили остановиться.
1
3
Среди советских работ ваза-кашпо неизвестного автора 19 века из тонированной меди.
2
Латынцев В. Н. На Заяцком острове. Соловки. 2005 год. Интересно рассматривать живописные работы мест, где когда-то побывала. Соловки… как давно это было. В то время не было компьютеров и мобильных телефонов. А добирались на параходе из Архангельска целую ночь, приехали только утром. Монастырь был в стадии реконструкции, которая вяло продвигалась.
2
Бюст Ярошенко Н.А. в юности. 1969 год. Автор Хамзат Крымшамхалов (1917–1985).
После небольшого зала графики 19 века перехожу в зал передвижников, где у каждой работы можно останавливаться и долго рассматривать.
2
3
Киселев А.А. (1838–1911). Украинская хата. 1883.
Действительный член Императорской академии художеств, академик Александр Александрович стал одним из активнейших художников-передвижников и участником выставок.
3
Поленов В.Д. (1844–1927). Летний вечер.
У Василия Дмитриевича Поленова много известных работ, которые на слуху: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд», «Христос и грешница» и его работы можно увидеть во многих музеях, а также в его усадьбе на Оке в Поленово, где он по собственному проекту построил мастерскую, которую назвал Аббатство и дом для семьи.
3
В.Маковский, Н.Касаткин, Н.Дубовской — знакомые все фамилии. Недавно побывала на выставке братьев Маковских в «Каретном сарае» в подмосковном Серпухове. Николая Касаткина называли «Некрасовым в живописи» и этим все сказано. А как бы притуманенные утренние пейзажи Н.Дубовского отличаются от всех других.
3
Н. Н. Дубовской. Кисловодск. Конец 1890-х годов.
2
Н. Н. Дубовской. Окрестности Кисловодска.
3
Брюллов П.А. (1840–1914) Автопортрет 1880-е годы (?).
3
«Женский портрет». Знакомый образ — это портрет жены К. Маковского — Юлии Павловны Маковской. Видела портрет в полный рост и тоже в красном платье.
3
Бронзовый бюст И.Левитана в левитанском уголке. Работа Аникушина М.К. (1917–1997).
3
А. М. Васнецов (1856–1933) «Река Ольховка». 1895 год.
Река Ольховка протекает недалеко от музея в Курортном парке Кисловодска. Может быть поэтому картина и была приобретена у В. А. Васнецова — сына Аполлинария Васнецова, написавшего эту картину.
3
Саврасов А.К. (1830–1890). Хата. 1890 год. Картина того самого Саврасова, картину которого «Грачи прилетели», мне думается, знают все. А еще одним из его учеников был И.Левитан.
3
Н. Н. Дубовской (1859–1918) Стадо в горах. Чудные зеленые пастбищные горы, жаль отблеск от окна отпечатался.
3
Еще одна картина Константина Маковского (1839–1915). Нищий.
Побывав на выставке Маковских Владимира и Константина, сделала альбом и периодически пересматриваю эту большую выставку братьев.
3
Г. Г. Мясоедов (1835–1911) В. М. Гаршин.
Изумительный портрет, который остался незаконченным (хотя этого сразу и не скажешь). Писателя Гаршина писал И.Репин и даже использовал его образ для картины «Иван Грозный и сын его Иван».
2
2
2
Во флигеле много интересного, все трудно показать.
3
Волков Ю. Н. Белая вилла. Этюд. 2004 год.
3
Работа того же автора. Вид на веранду «Белой виллы». Это дары вологодского художника, написанные с натуры на усадьбе. Пленэрная свежесть, много солнца и света очень хороши.
Но пора на выход и идти смотреть «Белую виллу», в которой собраны работы Ярошенко.
2
Около флигеля просто художественная красота.
3
2
Яркий боярышник, желтые кореопсисы и подсолнухи радуют глаз.
1
1
2
1
Усадьба небольшая (всего в пределах 2 га), по ней приятно ходить, наслаждаться усадебной красотой и дышать горным кавказским воздухом.