Белая вилла в Кисловодске — это мемориальный дом-музей художника Ярошенко Николая Александровича. Здесь можно посмотреть сад, флигели (о них уже рассказала) и сам дом: небольшой, одноэтажный, покрашенный как и в давние времена в белый цвет. Поэтому его и называют Белой виллой.
Семья у Ярошенко была небольшая: сам художник, жена Мария Павловна и приемная дочь Надя Волжинская. Надю художник писал много и картина «Девочка с куклой» находится в Третьяковской галерее.
Семья небольшая, поэтому и дом небольшой всего пять комнат, причем в некоторые есть вход с двух сторон (необычная планировка).
В этих пяти комнатах и расположены подлинные картины художника, собранные трудом создателя музея Секлюцкого В.В. и разбросанные у частных лиц, а также вещи, принадлежащие Ярошенко Н.А. и его семье. О том, как картины искали и как они появились в музее, написано небольшое исследование Л. И. Бехтерева «Поиски наследства» (книжицу нашла в санаторной библитеке и за время отдыха прочитала). Кто-то сам передал картины в дар, кого-то пришлось долго уговаривать. Ярошенко хотел оставит свои картины на Кавказских Минеральных водах, но после его смерти царскому правительству эта галерея на популярном курорте была не нужна. Уж очень крамольные у него были картины. Поэтому вдова художника передала картины в Полтаву — на родину художника. Они и положили начало Полтавской картинной галерее.
У музея была непростая судьба. В 1918 году о художнике вспомнил В. И. Ленин и как писала местная газета было устроено чествование художника и основание музея. Разграбленный белыми дом был восстановлен, улица получила название улицы Ярошенко. Но в начале 19 года город захватили деникинцы и дом-музей опять был разграблен, а экспонаты похищены.
Потом были годы гражданской войны, Великая Отечественная война и о музее вспомнили только в 1948 году — это было 50-летие со дня смерти художника. Было принято решение воссоздать музей. Прошло 14 лет прежде чем он распахнул свои двери. Все эти годы Секлюцкий В.В. (он стал директором музея) читал лекции о Ярошенко В.В. и каждая лекция заканчивалась разговором о музее. После лекций к Секлюцкому подходили люди и рассказывали интересные истории. Рождение музея началось с двух бронзовых подсвечников, принадлежащих Ярошенко. Их Секлюцкий приобрел у вдовы профессора Пенкославского.
1
А дальше пошло-поехало: директор музея ездил по стране и собирал экспозицию.
Идем смотреть эту экспозицию.
В просторную гостиную ведет узкий коридор.
3
В гостиной проходили ярошенковские среды, которые перекочевали сюда из Санкт- Петербурга. А начиналось все так: сначала это были уроки рисования, где Ярошенко готовил бесплатно одаренных учеников к поступлению в Академию художеств. Потом они превратились в еженедельные встречи известных людей того времени. На этих субботах были: Менделеев, Стрепетова, Репин, Куинджи, Гаршин, Успенский, Короленко (всех не перечесть).
В Кисловодске этот дом стал центром культурной жизни города. Здесь и сейчас проводят музыкальные вечера и встречи.
Самые знаковые картины художника выставлены в гостиной.
4
Картина «Всюду жизнь» была написана в 1888 году. Она была представлена на 16-ой выставке передвижников. Арестантский вагон, в котором преступники, совсем не похожие на преступников. Где-то читала, что эту картину назвали Ярошенковской мадонной. Картина была написана под впечатлением рассказа Льва Толстого «Чем люди живы?».
2
Картина «Заключенный» написана в 1878 году. Для эскиза к картине позировал друг художника писатель Глеб Успенский. Кстати, эскиз этот находится в Русском музее.
3
«Старик с табакеркой» — просто шедевр. Написан был в 1873 году — художнику было всего 27 лет и он шел по военной стезе: закончил артеллирейскую академию и впоследствии работал в Санкт-Петербурге на военном пороховом заводе в разных должностях. И даже дослужился до звания генерала. И шутя его называли генералом над передвижниками.
4
У художника много портретов: известных и неизвестных людей. Писал он и пейзажи, их мы увидим в других залах (всего их пять).
3
Это тоже ранняя работа: 70-е годы 19 века. Художник побывал в Киево-Печерской и Троице-Сергиевой Лаврах и после этого родилась картина «В монастыре».
Следующий зал — мастерская. В ней художник работал до смерти. Он и умер перед мольбертом с кисью в руке.
1
Как и при жизни Ярошенко Н. здесь стоит большой стол, мольберт, книжный шкаф.
1
2
И. Я. Гинзбург И.Я. (1859–1939). Портрет В. В. Стасова. 1889 г. Стасов всегда положительно отзывался о картинах Ярошенко Н.А. А после ярошенковских пейзажей гор Стасов назвал его портретистом гор.
3
Это лампа, похоже, керосиновая с фитилем.
2
2
«Портрет Обручева Н.Н." Николай Николаевич Обручев имел много разных званий — генерал, дипломат, ученый, профессор академии Генерального штаба. Длительное время возглавлял Генеральный штаб Российской империи. По предположению портрет был заказан художнику Генеральным штабом перед уходом Обручева в отставку. После революции портрет находился в коллекции Павловского дворца-музея, потом был передан в музей Ярошенко.
2
Портрет Салтыкова-Шедрина М.Е. считается одним из высших достижений художника. Писатель и редактор «Отечественных записок» позировал художнику в последние годы своей жизни. Критик Стасов В.В. писал, что этот портрет по правдивости превосходит все написанное художником ранее.
2
«Портрет А. Я. Герда» (мне он показался похожим на Мусоргского Модеста Петровича).
Александр Яковлевич Герд — преподаватель истории. В 1870 году стал директором колонии для малолетних преступников (под Петербургом). С 1878 года до смерти был преподавателем у детей Александра Третьего. Ярошенко и Герд были знакомы по лекторской деятельности в педагогическом музее Санкт-Петербурга, подружились и вот результат — живописный портрет.
2
«Женский портрет». 1870-е -начало 1880 годов. Жаль, что не сфотографировала фрагменты: ворс меха (хотелось потрогать), тени на щеках…
Женских портретов у Ярошенко много: писал он жену Марию Павловну, примную дочь Надю, актрису Полину Стрепетову и многих других известных и неизвестных женщин.
Следующий зал — малая гостиная, в которой сразу приковывает взгляд картина «Хор».
3
3
ЧУдная картина, для которой позировали дети, купающиеся на Ольховке, что течет неподалеку. Художник приходил на берег реки, зазывал ребят, угощал яблоками и грушами, а потом ставил позировать.
2
3
Что интересно, научные сотрудники и волонтеры установили фамилии тех ребят.
В розовой рубашке, справа от дирижера — Семен Подушинский. Он много раз позировал художнику. Самый крайний слева — Кленин Василий. Харыбин, Пантей Аненко, Жерлицын -изображены на картине. Может их дети и сейчас живут в Кисловодске.
3
3
«Мальчик в саду» — это опять Сеня Подушинский, мальчик из Кисловодской слободы. Сеня позировал и для картины «Постреленок». Картина находится в Туркменском художественном музее (вот куда занесло).
3
Трубецкой П.П. 1866–1938. Л. Н. Толстой. 1899. Гипс тонированный.
Портрета Толстого работы Ярошенко на Белой вилле нет, он был написан в 1894 году (находится в Русском музее), но прежде чем писать портрет, художник читал его произведения, общался с Чертковым (семья Чертковых приезжала в Кисловодск и жила во флигеле, как и многие знакомые художника). Писал портрет в Москве и написал за две с половиной недели.
2
3
«Бештау». 1882 г. Знакомые места…
1
Портрет М. П. Ярошенко. 1880 г. Очень строгий (на мой взгляд) портрет. Поступил в музей из Башкирского художественного музея.
Мария Павловна Ярошенко (до брака Невротина) закончила Бестужевские курсы и получила высшее образование (редкость в то время для женщин). Хотела быть художником, но не стала. Предполагают, что в Марию Невротину был влюблен Н. Некрасов (о его музах написал Корней Чуковский, который был не только детским писателем).
В Кисловодске Мария Павловна была гостеприимной хозяйкой, у которой в гостиной собиралось до 50 человек (по воспоминаниям художника М.Нестерова). Это был хлебосольный дом. «Редкой красоты люди» — так вспоминал о семье Ярошено Нестеров М.
2
2
«Бакинец».1886 г. — дар музею сына Аполлинария Васнецова — В. А. Васнецова.
1
Все комнаты в музее смежные, как и во многих усадьбах того времени.
Четвертый зал можно назвать пейзажным. Одним из первых Ярошенко стал писать горы. Репин И.Е. возмущался: зачем Ярошенко начал писать пейзажи, у него так замечательно получались портреты.
Но и пейзажи Ярошенко Н.А. тоже хороши.
Первая его серия горных пейзажей называлась «Путевые заметки по Кавказу».
2
«Красные камни» 1892 г. Картину называют маленьким шедевром музея.
Красные камни и сейчас можно увидеть в курортном парке Кисловодска. Так выглядели они раньше.
1
«Лермонтовский водопад». 1892 г.
Лермонтовский водопад на Ольховке не видела. Уже приехав домой, посмотрела где он находится: на окраине города на улице Прудной и сюда можно было доехать на автобусах 8 и 10. Водопад описал Лермонтов М. в романе «Герой нашего времени» (Печорин поил здесь своего коня).
2
2
«Пятигорск». 1893 г. В Пятигорске отдыхала в санатории имени Кирова С.М. недалеко от горы Машук и знаменитого озера Провал. Кстати, в этом санатории любил отдыхать Киров С. М. Поэтому и назвали санаторий его именем.
2
«Кисловодск. Балка».1892 г. Написано так, что хочется побродить по этим зеленым холмам.
2
«Кавказ. Тебердинское озеро». Здесь тоже пока не была, но хочется. Так и возникают новые маршруты.
2
«Осень в горах». Настоящей осенью в горах не была. Все больше летом.
Пятый зал — это зарубежные этюды художника.
1
Ярошенко Н.А. путешествовал по Западной Европе, потом побывал в Палестине, Сирии, Египте.
Во время поездки сделал много этюдов. Вот некоторые.
2
«Иерусалим».1896 г.
2
«Старик-еврей».1896 г.
1
«Портрет старого еврея». 1896 г.
1
«Палермо». Старинный итальянский городок на Сицилии, запечатленный художником.
2
«Таормина».1897 г. Небольшой городок на берегах Сицилии. Там, очевидно, побывал художник и оставил нам на память его вид.
3
«Полевые цветы». 1897 г. Цветов у Ярошенко не видела — это первая картина: очень миленькая, тщательно выписанные стебельки, нежные цветочки.
2
«Пасмурный день». Действительно, пасмурно и как перед грозой.
В зале есть еще замечательные портреты.
3
«Жнский портрет».
2
Действительно, натуральный жемчуг.
2
И передан блеск золотого украшения.
Из зала в зал хочется возвращаться и рассматривать детали на картинах. Всего пять залов, но сколько красоты…
После пятого зала посетители выходят еще в один коридор, где черно-белые портреты картин художника, которые находятся в других музеях.
1
Экскурсия закончилась, моя экскурсия (ходила без экскурсовода). Всем спасибо за внимание.