Музей-усадьба художника Николая Александровича Ярошенко находится в исторической части Кисловодска. Усадьба имеет два входа: один — из Курортного парка, второй — недалеко от Свято-Никольского храма. Через них и можно попасть из века 21 в век 19.
Побывав на Белой вилле Ярошенко Н.А. два года назад, отдыхая в санатории «Крепость», расположенного по соседству, иду опять смотреть картины хозяина и передвижников, в числе которых он был и даже входил в правление Товарищества. Усадьба не очень большая, но походить есть где. Свои похождения я начала с сада, потом был один из флигелей, который был построен для многочисленных гостей (второй на ремонте). В одном из них была лаборатория Д.Менделеева, который бывал здесь. Да, многие здесь бывали: художники Репин И., А.Куинджи (хотя у хозяина дома были непростые отношения с ним), М.Нестеров. Бывали здесь писатели, артисты, певцы и режиссеры: Шаляпин Ф., К.Станиславский, Г. Успенский и многие другие. Сюда перекочевали из Санкт-Петербурга Ярошенковские среды, на которых жена художника Мария Павловна подавала чай с вареньем из яблок ярошенкосвкого сада.
Семья Ярошенко Н.А. (он и жена, своих детей у них не было, была приемная дочь) жили в Белой вилле, так они называли одноэтажное строение белого цвета из нескольких комнат. Оно и сейчас выкрашено в белый цвет и находится на пригорке. О ней пойдет отдельный разговор, она стоит того. Начну с удивительного сада, в котором хозяева сажали цветы и деревья так, чтобы он был постоянно цветущим.
Ярошенковский сад двухуровневый: нижний и верхний. Добро пожаловать, давайте смотреть!
1
Через скромную калитку из Курортного парка, вхожу на территорию сада, купив билеты на Белую виллу и во флигель. Отдыхая в «Крепости», приходила сюда по санаторной карте. Некоторые музеи заключают договоры с санаториями и отдыхающие приходят сюда бесплатно. Помнится, что и на парочку воскресных концертов тоже попала по санаторной карте «Крепости».
На входе фотографии мемориальных строений.
«Преклонюсь перед тобою,
Счастлив ты, земляк далекий.
Памятник тебе достойный
Этот старый дуб высокий.
Стоит жить, чтоб в землю врезать,
След поглубже, позаметней, Чтоб твое осталось дело,
Словно дуб тысячелетний».
Стихотворение Мусы Джалиля читаю в нижнем саду.
Муса Джалиль жил совсем в другое время (1906–1944 годы его жизни) и стихотворение это написано в другом веке, земляками они тоже не были (Ярошенко родился в Полтаве, Джалиль — в Полтаве). Остается предположить, что после Ярошенко «осталось дело, словно дуб тысячелетний», так как дуба я не приметила.
В нижнем саду недавно восстановлен фруктовый сад (на фотографии справа видны ряды молодых яблонек).
На полянке среди мновековых елей небольшой шалашик.
1
Конечно же, генерал-майор Ярошенко Николай Александрович вряд ли жил когда-либо в шалаше. Это просто арт-объект: «С милым и в шалаше рай».
Да, Николай Ярошенко родился в генеральской семье и сам дослужился до звания генерал-майора, но с детства любил рисовать.
1
На полянке картина художника «Хор». Написана в 1894 году в Кисловодской слободе. Душевная и милая картина, поближе ее рассмотрим на Белой вилле.
1
По схеме усадьбы здесь должен быть фонтан, но он не работал, а жаль. В жару было бы приятно посидеть и посмотреть на высокие струи воды.
Еще одна картина Николая Александровича, который был разноплановым художником, писал портреты, пейзажи, жанровые картины.
В Верхний сад ведет лестница.
1
Здесь была заложена «Капсула памяти», которую должны вскрыть в день 100-летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 2045 года.
Далее по пути очаровательная терраса среди огромных сосен. Воздух здесь изумительный и посидеть приятно (ведь мы на отдыхе и никуда не торопимся).
Это еще не Белая вилла, она выше. Мы просто идем по ярошенковскому саду.
Замечательное место для фотосессии: особенно хорошо получится семья или компания друзей.
1
В Верхнем саду красивых приятностей и цветов больше.
Эту тую посадил в 1998 году Даниил Гранин.
Вы
Дерево катальпу — Иосиф Кобзон в 2013 году. Катальпа удивительное дерево (оно росло в санатории «Джинал»). Его называют макаронным или сигаретным деревом из-за длинных стручков.
В верхнем саду много цветов и уже есть плодоносящие яблони.
1
1
Среди зелени фотография: на ней дочь Михаила Нестерова — Ольга и приемная дочь Н.А. и М. П. Ярошенко — Надя Волженская с бонной.
Из воспоминаний Ольги Нестеровой: «Лично я многим обязана Марии Павловне Ярошенко. Я жила и не раз гостила у них на даче, и часто не одна, а со своим отцом. У Марии Павловны были ко мне самые нежные чувства. Я знала также их приемную дочь Надю Волженскую. У Ярошенко в Кисловодске был большой фруктовый сад, всего было изобилие… Мы с Надей лакомились фруктами, так как на террасе постоянно стояла большая полная корзина. На веранде стоял большой стол, который никогда не пустовал, а к обеду на нем всегда стояло множество различных вкусных блюд и утоляющего жажду питья. Это все напоминало роскошный натюрморт… Рояль стоял при входной двери в гостиную. На балконе цвели розовые олеандры, рядом с террасой возвышалось абрикосое дерево, а вокруг цветник, много роз, разных оттенков и цветов».
За необычными балясинами представляется веранда, которую так подробно описала Ольга Нестерова.
Станислав Говорухин, побывавший в музее в 1995 году, написал о нем такой отзыв: «Прекрасный музей, чудесные люди сохранили нашу историю. Любовь к Отечеству сильнее сил разрушения. Благодарим музей за этот чистый островок, источник духовности».
Неспешно брожу по Верхнему саду в предвкушении еще более интересного во флигеле и на Белой вилле.
Еще одна фотография на территории сада: на ней Мария Павловна Ярошенко с гостями. В центре Михаил Нестеров. Кисловодск, 1910-е годы.
Михаил Нестеров неоднократно бывал в имении Ярошенко. Из его воспомианий: «…В 1890 год нравы были еще патриархальные. Жизнь была дешевая. Многоэтажных отелей не было, всюду еще были голубые и белые хатки, встречались соломенные кровли. Устраивались большие пикники, поездки в Замок „Коварства и любви“, на Седло-гору и на дальний Бермамут. Тогда в парке, около так называемой Казенной гостиницы могли еще указать вам старушку-княгиню, с которой по преданию, Лермонтов написал свою княжну Мери». Кстати, Бермамут — это не опечатка (так у Нестерова написано). А сейчас плато называется Бермамыт.
Небольшую тую посадил японец Икэда Масахиро в 2007 году. Кто такой Масахиро, я не знала, пришлось полюбопытствовать. Оказалось — это известная личность японской развлекательной индустрии, актер и певец. Побывав в музее, он оставил очень теплые слова о художнике и его усадьбе.
Эта лиана называется Кампсис (или текома). Часто видела, но не знала как называется (здесь была табличка с названием). Оказалось, она очень неприхотливая и морозостойкая, может вырасти в средней полосе России. Так что остается добыть семена, посадить и ждать красоты.
1
Еще один необычный кустарничек с яркими цветками. А название не написано. Может кто знает?
Среди многовековых деревьев виднеется санаторий «Узбекистан» (он соседствует с усадьбой).
Среди фруктового сада виднеется карета, доступная для посетителей.
Побродив по саду, пришло время пойти посмотреть выставку передвижников во флигеле и саму Белую виллу, в которой жила семья Ярошенко (у них будет отдельный разговор).
Забегу неменого вперед: вышла я через другой вход к Свято-Никольской православной гимназии.
2
Было время полдника, как не зайти в кафе, что рядом и дать отдохнуть ногам.
Вкусный авторский чай: мангово-облепиховый с малюсенькими ореховыми трубочками порадовали.
1
Зелено, красиво, радостно на отдыхе.
Вечером в санатории был такой закат.
1
До встречи во флигеле на выставке друзей Ярошенко Н.А. — передвижников и в его Белой вилле!