Продолжая рассказ о нашей воскресной поездке 10 марта 2024 года по местам, связанным с именем Сергия Радонежского, вернусь вновь к продолжению истории его ухода в 1358 году из Троицкой обители на Маковце вместе с иноком Романом.
На следующий день после остановки возле явленного им по молитве источника, называемого сейчас Гремячим ключом, преподобный Сергий со своим учеником иноком Романом достигли Троицкого Махрищского монастыря, который находится приблизительно в 35 километрах к востоку от Троицкой обители на Маковце. Основан этот монастырь был в 1353 году пришедшим сюда иеромонахом Киево-Печерской лавры Стефаном. Стефан Махрищский стал духовным собеседником преподобного Сергия Радонежского, поэтому Сергий и направил свои стопы к Стефану Махрищскому после того, как покинул свою Троицкую обитель.
Но Махрищский монастырь не был конечной целью Сергия. Немного отдохнув с дороги и духовно укрепившись в намерении основать новый монастырь, преподобный Сергий попросил Стефана Махрищского дать ему в проводники своего ученика инока Симона, который помог Сергию и Роману после долгих поисков найти место у левого высокого берега реки Киржач, где в 1358 году преподобным Сергием и был основан Благовещенский монастырь на Киржаче.
В этот монастырь со временем к преподобному Сергию перешло «множество братии», что грозило упадком уже самой Троицкой обители на Маковце. Поэтому митрополитом Алексием в Киржач было направлено специальное духовное посольство с благословением Сергию Радонежскому вернуться в Троицкий монастырь на Маковце. Не смея ослушаться, преподобный Сергий оставил вместо себя игуменом преподобного Романа Киржачского и, прожив в Благовещенском монастыре четыре года, окончательно вернулся в свой Троицкий монастырь.
Свято-Благовещенский Киржачский монастырь стал вторым пунктом нашего путешествия. Рассказ об этом я разместил в этой публикации.
1
Прежде чем показать фотографии, сделанные во время посещения монастыря, освещу основные вехи его более чем 660-летней истории.
Свято-Благовещенский Киржачский монастырь отсчитывает своё начало с 1358 года. Если до середины XIV века монастыри, как правило, возникали в городах или рядом с поселениями, то Свято-Благовещенская обитель была из тех, которые начали появляться в отдалённых лесах и глухих местах, где стремившиеся к иноческой жизни спасались от мирской суеты. Со временем, конечно, вокруг этих обителей образовывались населённые пункты. Так и село, а потом город Киржач возник возле Свято-Благовещенского монастыря, а не наоборот.
Прибыв в 1358 году на пустынный берег реки Киржач, преподобный Сергий со своим учеником, иноком Романом построили деревянную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Она, естественно, до наших дней не сохранилась. Сергий сам расчищал лес, строил кельи, ископал источник воды. И постепенно к нему стали собираться стремившиеся к иноческой жизни люди. Преподобный Сергий ввёл в Благовещенском монастыре общежительный устав.
Всего преподобный Сергий прожил в Киржачском монастыре четыре года, после чего по настоянию митрополита Алексия вернулся в Троицкую обитель на Маковце. Вместо себя Сергий оставил настоятелем Благовещенского монастыря преподобного Романа, известного сейчас под именем Романа Киржачского.
Преподобный Роман Киржачский игуменствовал в обители до своей кончины в 1392 году (они с Сергием Радонежским скончались в один год). Роман Киржачский продолжил дело своего духовного наставника. При нём умножились монастырские постройки, был украшен Благовещенский храм. После кончины преподобный Роман Киржачский был погребён у стены Благовещенского храма.
Благовещенский монастырь, основанный глубоко почитаемым на Руси святым Сергием Радонежским, пользовался особым расположением русских государей, от которых он получал жалованные грамоты на земли, рыбные ловли и различные привилегии. В результате Киржачский монастырь стал быстро развиваться и очень скоро стал одним из богатейших в Северо-Восточной Руси. В монастыре развернулось каменное строительство. Вместо обветшавшей первоначальной Благовещенской церкви в конце XV — начале XVI века был построен каменный Благовещенский собор, а в первой половине XVI века была возведена каменная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского.
Однако в последней четверти XVI века для Благовещенской обители наступили непростые времена. В 1571 году в киржачских вотчинах разразились голод и моровая язва. А в 1598 году в монастыре случился пожар, в огне которого сгорели кельи, монастырская казна и жалованные грамоты. Дарственные, правда, были восстановлены царём Василием Шуйским, но вскоре, в Смутное время, обитель разорили польские интервенты.
Новый подъём Киржачской обители начался лишь во второй половине XVII века, в годы царствования государя Алексея Михайловича, когда у монастыря появились новые влиятельные благотворители. В 1656 году боярин Иван Андреевич Милославский (окольничий, родственник первой жены царя Марии Милославской) построил рядом с Благовещенским собором, над могилой своих родителей, каменную церковь во имя Всемилостивого Спаса. Церковь богато украсили, поместив в неё иконы отличного письма, одна из которых — образ Спасителя — принадлежала кисти выдающегося иконописца Симона Ушакова. На свои средства Милославский снабдил храм церковной утварью, а под ним устроил родовую усыпальницу.
Благодетельствовал Киржачскому монастырю и государь Алексей Михайлович. По его грамоте 1668 года в Киржач шли сборы с пяти ярмарок, учреждённых при монастыре.
В конце XVII века случилась новая напасть. В 1692 году Киржачская обитель пострадала от пожара, вызванного грозой, а в 1697 году над монастырём пронёсся вихрь такой силы, что он повредил почти все здания.
Благоустройство монастыря продолжалось до середины XVIII века. В обители, окружённой каменной оградой, имелось шесть житниц, погреб, кухня, баня и сторожка. Ей принадлежали 26 деревень в Переяславском уезде, а также село и три деревни во Владимирском уезде. Согласно ревизии 1725 года, за Киржачским монастырём значилось 2307 человек мужского пола.
А в 1764 году для монастыря наступило поистине чёрное время. В ходе секуляризационной реформы Екатерины II Благовещенский монастырь был упразднён. Его имущество передали в Троице-Сергиеву лавру, братию перевели частью туда же, а частью — в другие обители. Церкви стали приходскими.
После этого монастырская слобода превратилась в обычное село, жители которого занялись хлебопашеством. Малочисленность прихожан не позволяла поддерживать храмы и бывшие монастырские постройки в должном состоянии, многие строения ветшали и разрушались.
В 1778 году село Киржач и близлежащее село Селиванова Гора были объединены в город Киржач, ставший на непродолжительное время уездным. В 1796 году роль главного в уезде Киржач уступил Покрову, через который была проложена новая большая дорога («Владимирский тракт»). Киржач, через который проходила Стромынская дорога на Москву, фактически утратил торговое значение. Жители стали уходить на заработки в другие места. Жизнь в Киржаче замерла.
Только в середине XIX столетия начался новый этап в возрождении храмов упразднённой Киржачской обители. Он был связан с деятельностью киржачских фабрикантов Соловьёвых, вернувшим здешним церквям прежнее великолепие. Глава этого семейства, Александр Петрович Соловьёв, обучался в Троице-Сергиевой лавре иконописи и с 1844 года являлся старостой Благовещенского храма. Александр Петрович вместе со своим сыном Петром заново расписал Благовещенский собор и церковь преподобного Сергия Радонежского, а также написал иконы для этих храмов. Кроме того, Соловьёвы расписали и украсили храм Всемилостивого Спаса.
Примечательно, что и в коммерческих делах Соловьёвы, открывшие в Киржаче ткацкие фабрики, были весьма успешны. В 1869 году на средства сыновей Александра Петровича, недалеко от его могилы, был возведён храм во имя Всех Святых с величественной колокольней.
В таком состоянии, уже с четырьмя обновлёнными храмами, бывший Киржачский монастырь вступил в новый век. Но после революции 1917 года храмы древней обители подверглись разорению. В 1922 году власти изъяли из церквей золотые и серебряные предметы. В 1923 году были закрыты Благовещенский, Спасский и Сергиевский храмы, а на территории монастыря богоборцы создали музей, просуществовавший до конца 1920-х годов. В начале 1930-х годов варварски взорвали Сергиевскую церковь. В Благовещенском храме в годы войны находился склад боеприпасов, затем в нём устроили колбасный цех. Во Всехсвятском храме действовала общественная столовая, которую сменили пекарня и хлебокомбинат. В 1963 — 1964 годах церковь Всемилостивого Спаса и Благовещенский собор отреставрировали и побелили, а в 1983 году городские власти решили открыть в этих храмах молодёжный клуб, установить игровые автоматы и киоски для продажи сувениров и напитков. Этим планам, к счастью, не суждено было сбыться. В 1990 году Благовещенский и Спасский храмы возвратили Русской Православной церкви, а в 1995 году Киржачский Свято-Благовещенский монастырь был возобновлён в качестве женской обители. Началось постепенное возрождение монастырской жизни, восстановление храмов.
В 1996 году были открыты мощи преподобного Романа Киржачского. А в 2001 — 2005 годах была восстановлена часовня над источником преподобного Сергия Радонежского.
Мы, приехав в монастырь, увидели, что в плане его восстановления многое уже сделано. По крайней мере внешне храмы выглядят очень привлекательно.
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР
Построенная преподобными Сергием и Романом деревянная Благовещенская церковь не сохранилась до нашего времени. В конце XV — начале XVI веков на её месте был построен каменный Благовещенский собор. Его после реставрации можно видеть и сейчас:
1
Надо сказать, что с самого времени основания Киржачский Благовещенский монастырь оказался приписанным к Троицкой обители и назывался «Троице-Сергиева монастыря монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы на Киржаче». Он управлялся игуменами, назначаемыми из числа монахов Троицкой обители и подчинёнными Троицкому архимандриту. Поэтому неслучайно Благовещенский собор Киржачской обители напоминает Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры.
Около 1530 года великий князь Московский Василий III устроил в подклете Благовещенского собора придел во имя святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены.
Храм был богато украшен: в XIX веке его иконостас насчитывал 47 икон, некоторые из которых имели дорогие серебряные ризы. Нижние ярусы иконостаса украшали 12 позолоченных колонн. Внутри весь Благовещенский собор и его галерея были расписаны живописью.
В советские годы Благовещенский собор использовался не по назначению и пришёл в запустение. В 1963 — 1964 годах его реставрировали по плану, разработанному под руководством архитектора Игоря Александровича Столетова. В ходе двухлетних работ над храмом установили новый купол, покрытый лемехом, и крест. Из-за ветхости, а также следуя существовавшей тогда концепции восстановления церквей в их первоначальном виде, разобрали второй этаж галереи, соединявшей собор со Спасским храмом, построили лестницы, отремонтировали дверные и оконные проёмы.
Новая жизнь Благовещенского собора началась в 1990 году, когда его вернули Русской Православной Церкви. Ныне в подклете собора находится храм, освящённый во имя Романа Киржачского, где покоятся мощи этого святого — первого игумена обители.
ХРАМ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
До революции вторым по значимости в обители являлся храм, построенный в первой половине XVI века и освящённый во имя основателя Благовещенского монастыря преподобного Сергия Радонежского. Это была тёплая трапезная церковь, в подземных помещениях которой хранились монастырские припасы.
В описании храмов Благовещенского монастыря, составленном в 1866 году, о Сергиевской церкви сказано: «Надо заметить, что сия церковь по устройству, вместительности и красоте принадлежит к числу лучших во Владимирской епархии».
В 1918 году храм преподобного Сергия Радонежского был объявлен народным достоянием и реквизирован военным ведомством. В 1923 году его передали в ведение Киржачского церковно-бытового музея, а годом позже внесли в список охраняемых государством памятников истории и архитектуры. Осенью 1923 года Киржачский музей по распоряжению уездного исполкома сдал его в аренду общине обновленцев.
При обновленцах Сергиевский храм пришёл в совершенное запустение. В 1928 году «в связи хищническим отношением к имуществу и культовым зданиям, к музейным ценностям» музей разорвал договор аренды с обновленцами. Некогда прекрасный храм несколько лет простоял заброшенным. А в начале 1930-х годов его варварски взорвали. Одновременно с Сергиевским храмом оказались разрушенными часовня преподобного Сергия, дом причта и значительная часть древней монастырской стены.
Сейчас на месте Сергиевской церкви установлен памятный крест:
1
ХРАМ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА
Возле алтарной стены Благовещенского собора в 1656 году на средства боярина Ивана Андреевича Милославского была построена каменная церковь во имя Всемилостивого Спаса.
1
Под церковью устроили фамильную усыпальницу бояр Милославских. Глава семейства боярин Иван Андреевич служил окольничим при царе Алексее Михайловиче и состоял в родстве с первой супругой царя — Марией Милославской. После смерти первой жены Агриппины Никитичны Иван Андреевич женился во второй раз на внучке прославленного предводителя народного ополчения князя Дмитрия Пожарского.
К большому огорчению отца, все его дети (сын и четыре дочери) умерли в младенчестве, найдя своё последнее пристанище в этой усыпальнице. В ней находилось 15 гробниц с украшенными художественной резьбой каменными надгробиями.
Спасский храм представляет собой довольно редкий архитектурный тип шатровой церкви «иже под колоколы». Он стоит на подклете и завершается оригинальной шатровой колокольней. На его углах с западной стороны возвышались две башенки: северо-западная с часами и юго-западная, прикрывавшая выход на верхнюю площадку и к звоннице с двумя большими колоколами в 1600 и 736 килограммов.
Спасский храм соединялся с Благовещенским собором гульбищем, поставленным на арках подклета. Такой приём соединения двух церквей одной галереей также является достаточно редким в русской храмовой архитектуре.
Внутри Спасский храм имел настенную роспись, выполненную в 1856 году, пятиярусный позолоченный иконостас с 74 иконам, часть из которых принадлежала кисти известного иконописца XVII века Симона Ушакова.
После Октябрьской революции 1917 года храм Всемилостивого Спаса разделил судьбу Благовещенского собора. Весной 1922 года, когда под предлогом помощи голодающим Поволжья изымались церковные ценности, в усыпальнице бояр Милославских в поисках драгоценностей были вскрыты две гробницы XVII века. Однако кроме человеческих останков и кипарисовых икон, в них ничего не нашли, и гробницы закрыли. В 1923 году Спасский храм передали в ведение Киржачского церковно-бытового музея, а в 1924 году поставили на учёт как памятник истории и архитектуры.
С 1924 года в подклете Спасского храма размещалась «бытовая» часть музейной экспозиции — картины, мебель, оружие, одежда, головные уборы, карета и другие вещи, вывезенные из усадеб киржачских помещиков. Там же выставлялись замки, глиняная и деревянная посуда, монеты и пр. Музей испытывал острейшую нехватку средств и не мог обеспечить сохранность собственных фондов. Как и Благовещенский собор, Спасский храм в «музейный период» не отапливался и не ремонтировался. После ликвидации музея в 1929 году он оказался и вовсе заброшенным.
В последующие десятилетия церковь подверглась окончательному разорению и естественному разрушению. В это время из усыпальницы бояр Милославских исчезли все каменные надгробия с художественной резьбой.
В 1963 — 1964 годах храм Всемилостивого Спаса отреставрировали, установив на него покрытый лемехом купол и крест. Были отремонтированы дверные и оконные проёмы. Внутри здания ремонтные работы не проводились.
В 1990 году Спасский храм был возвращён Русской Православной Церкви. В 2008 году выполнялась реставрация экстерьеров Спасской церкви. Храм покрасили в его традиционные — жёлто-белые — цвета. На колокольне обновили купол и крест. Ремонтные работы продолжаются.
ХРАМ ВО ИМЯ ВСЕХ СВЯТЫХ
Всехсвятский храм возводился в 1864 — 1869 годах, через столетие после упразднения обители, произошедшего в ходе секуляризационной реформы. Средства на строительство предоставили сыновья многолетнего старосты и благодетеля Благовещенского собора Александра Петровича Соловьёва. Пётр и Александр Александровичи, унаследовав вместе с капиталом благочестие своего отца, вскоре после его кончины воздвигли недалеко от могилы своих родителей этот замечательный храм с колокольней.
1
Церковь во имя Всех Святых была тёплой. С западной стороны к ней примыкала высокая пятиярусная колокольня, возведённая по проекту владимирского епархиального архитектора Николая Андреевича Артлебена. Под колокольней, на её левой стороне, находилась ризница. Братья Соловьёвы снабдили храм дорогой церковной утварью.
Высокая колокольня и сейчас видна практически из любой точки города. Самый большой колокол на колокольне, отлитый на средства братьев Соловьёвых, весил почти девять тонн. Второй — полиелейный — около трёх тонн. А всего колоколов на колокольне было девять.
Внутри храма стены и купол расписывал замечательный московский художник Н. Г. Степанов. Он же выполнил иконы для великолепного позолоченного иконостаса.
С приходом к власти большевиков Всехсвятский храм со всем церковным имуществом стал собственностью государства. С 1918 года его арендовала община верующих. 30 ноября 1929 года храм был закрыт городскими властями. Прихожане писали жалобы и посылали ходоков в Москву. На короткое время им удалось вернуть церковь. Но в феврале 1930 года её закрыли окончательно. В то же время были арестованы священнослужители и наиболее активные прихожане, которых осудили за антисоветскую деятельность.
Опустевшее церковное здание Киржачский горсовет намеревался продать «на щебень». Однако, не получив на это разрешения областного начальства, в октябре 1930 года городские власти открыли в нём общественную столовую. Какое-то время на стенах столовой сохранялись нетронутыми яркие росписи, иллюстрирующие библейские сюжеты, но потом их закрасили. Тогда же с колокольни храма сняли колокола. К 1936 году храм вместе с колокольней переоборудовали под пекарню. Преобразованная затем в городской хлебокомбинат она просуществовала до середины 1990-х годов, когда в эпоху «дикого капитализма» руководство разорившегося хлебокомбината предложило сёстрам возрожденной обители выкупить у него колокольню и храм Всех Святых. Монастырь отказался платить за законно принадлежавшее ему имущество. В скором времени эти здания за долги отошли администрации Киржачского района, и она безвозмездно передала их Свято-Благовещенскому монастырю.
НАДКЛАДЕЗНАЯ ЧАСОВНЯ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
1
До революции на береговом склоне с северной стороны стояла каменная покрытая железом часовня. Её поставили в XVII веке над источником, который, как гласит летопись, собственноручно ископал преподобный Сергий Радонежский. Прямо в центре часовни находился колодец.
В начале 1930-х годов, когда богоборцы варварски взрывали храм преподобного Сергия, была разрушена не только древняя церковь. Сильный взрыв стёр с лица земли дом причта, значительную часть монастырской стены и надкладезную часовню.
Прошли годы, и через 70 лет отыскать место, где находился источник Радонежского чудотворца, было невозможно. Весь крутой склон реки Киржач испещрён источниками, и который из них Сергиев, никто не знал.
Монахини усердно молились и просили преподобного Сергия помочь в поисках его источника. И однажды в монастырь передали сделанную в 1930-е годы фотографию надкладезной часовни. Сёстры сравнили фотографию с современным видом склона, ориентировочно выбрали местоположение, начали копать и сразу обнаружили остатки пола и стены, фундамент часовни, а также фрагменты дубового дна колодца. Под одним из камней фундамента нашли монету — «копейку Михаила Фёдоровича Романова», датируемую нумизматами 1613 — 1645 годами. Видимо, её положили строители часовни в XVII веке.
Всё это произошло в 2001 году. Оставалось восстановить уничтоженное безбожниками. Прежде всего укрепили фундамент часовни и ждали два года, чтобы убедиться, что он удержит на склоне вновь возводимое строение. Укреплённый фундамент оказался прочным, строительство часовни продолжилось и в 2005 году было завершено. В том же году часовню освятил архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий.
И в заключение прокажу ещё несколько фотографий, сделанных во время посещения нами Свято-Благовещенского Киржачского женского монастыря.
Вот так выглядят остатки некрополя, находящегося между храмами обители:
1
В новейшее время в обители появились новые здания. Они в архитектурном отношении соответствуют стилистическим особенностям древнего монастырского архитектурного ансамбля.
1
1
Вместо старой кирпичной ограды, покрытой в XIX веке железом, сейчас можно видеть вот такую:
1
И ещё. Я с сожалением обнаружил, что во время посещения монастыря не сфотографировал Святые врата, но сделал фотографию другого входа на монастырскую территорию:
1
Покинув Свято-Благовещенский Киржачский монастырь, мы в Киржаче посетили с экскурсией ещё Киржачский краеведческий музей. Но об этом я расскажу в отдельной публикации.
Цикл материалов "ВОСПОМИНАНИЯ ОБ УВИДЕННОМ В НАШИХ ПУТЕШЕСТВИЯХ"