В августе 2012 года были в командировке за Полярным кругом, в Мурманске и Кировске. Как обычно, принимающая сторона не скупилась на развлечения и старалась разнообразить непростую работу культурной программой. В Мурманске была индивидуальная экскурсия на ледокол Ленин, а в Кировске — поездка на один из карьеров АО «Апатит». Если коротко, то АО «Апатит» — крупнейшее в мире предприятие по производству высокосортного (с содержанием P2O5 более 35,7%) фосфатного сырья — апатитового концентрата и предприятие, имеющее более 40% всех российских запасов редкоземельных элементов. Вообщем, группа компаний, «ФосАгро», в которую входит АО «Апатит», является крупнейшим европейским производителем фосфорных удобрений, крупнейшим мировым производителем высокосортного фосфорного сырья.
Отличная дорога из Мурманска в Кировск, чуть больше 200 км, но пейзажи напоминают местность после вулканического извержения. Такие не редкость на Сицилии, в окрестностях Этны. Здесь же, как объяснил наш сопровождающий, это последствия разработок карьеров в советские времена. Вся растительность погибла и только сейчас начала потихоньку восстанавливаться.
Серые палочки — это погибшие деревья.
На предприятии работают вот такие монстры, грузоподъёмностью от 80 до 120 тонн.
КамАЗы рядом с ними кажутся малышами.
БелАЗов и Катерпилларов примерно поровну, всем есть работа.
Что делает гружёный самосвал на верху у заводоуправления, непонятно.
Сам карьер, как обычный завод. Промзона, она и есть промзона. Но всё достаточно чисто, хлам нигде не валяется. Приятно. Так же не чувствуется ни загазованности, ни запылённости. К сожалению, не видели процесс шиномонтажа, но могу себе представить, что это необычное зрелище (нашёл картинку в интернете — http://hibiny4you.ru/excursions-tour/220-smotrovaya-ploschadka-vostochnogo-rudnika.html).
Процесс добычи сырья достаточно прост: экскаватор просто копает гору (выделено красным),
грузит всё в самосвал, который везёт руду вниз и ссыпает в отверстие внизу карьера.
Внизу, внимание! на глубине 400 м (сложно поверить, но сопровождающий нас представитель карьера назвал именно эту цифру) под землёй в тоннеле проложена железная дорога и руда сразу попадает в вагоны. И дальше руда в вагонах едет на завод. Всё. Сам карьер поражает воображение своими размерами. Для того, что бы понять его размер, красными кружками выделил самосвалы.
На верху есть смотровая площадка, с которой сделано большинство снимков.
А вокруг неописуемая красота, под названием Хибины! Горы.
Горнолыжный курорт летом (ничего интересного).
В самом Кировске есть достаточно интересный геологический музей.
О нём здесь есть отзыв, повторяться не буду. И ещё, Хибины видны с любой улицы Кировска и это на самом деле, придаёт промышленному городу особое очарование.