Помимо памятника Андрею Николаевичу Туполеву в Кимрах в постоянной экспозиции Кимрского краеведческого музея есть небольшой мемориальный зал, посвященный его жизни и деятельности.
Помимо памятника Андрею Николаевичу Туполеву в Кимрах в постоянной экспозиции Кимрского краеведческого музея есть небольшой мемориальный зал, посвященный его жизни и деятельности.
Но рассказать хочется не об этом, а о том, что у нашего прославленного авиаконструктора, трижды Героя Социалистического Труда сложились весьма непростые взаимоотношения с местной кимрской властью. Об этом можно прочитать в книге Юрия Крюкова «Загадка сельца Пустомазово, или что случилось с родиной Туполева». Мы прочитали об этом, готовясь к взятию геокешерского тайника под названием «Пустомазово — родина А. Н. Туполева». Текст из описания этого тайника без сокращений я привел ниже.
Андрей Николаевич Туполев (в отличие от других авиаконструкторов) не оставил мемуаров — обычно отвечал «я не пишу — я делаю». Когда его спрашивали о месте рождения, он говорил — ушло под воду. Больше у собеседников вопросов не возникало.
О месте рождения Туполева в разных первоисточниках говорится по-разному:
— в БСЭ сказано так: «с. Пустомазово, Корчевского уезда, Тверской губернии»;
— в книге А. Н. Пономарева «Советские авиаконструкторы» (1977 г.): «хутор Пустомазово на берегу реки Лунинки, недалеко от города Карчевска(?), раскинувшегося на берегу Волжского водохранилища»;
— в книге соратника Туполева Л. Л. Кербера «ТУ- человек и самолёт» (1973 г.) — «хутор Пустомазово на реке Лунинке, в Корчевском уезде …Сейчас и хутор, и уездный город, и сама речка скрылись под водной гладью Волжского водохранилища».
Однако Юрий Крюков, автор книги «Загадка сельца Пустомазово, или что случилось с родиной Туполева», пишет:
»…я побывал на месте, где некогда стояло Пустомазово. Мне для этого не понадобились ни лодка, ни весла. Местность была вполне сухой, если не считать полузаваленный пруд, да маленькую речушку вблизи…».
Получилось, что Туполев мистифицировал собеседников, рассказывая о затопленной родине? Выходит, что так — лучше утонуть, чем снова бередить душу тяжёлыми воспоминаниями.
Было установлено, что сокращение «с." означает «сельцо» — небольшую дворянскую усадьбу, состоящую из барского дома и хозяйственных построек. Поэтому Туполевы — не селяне, не хуторяне, а дворяне, хоть и небогатые. Речка оказалась не Лунинка, а Лужменка, впадавшая в Малую Пудицу — приток Волги. И погибло Пустомазово не от затопления, а от раздолбайства кимрских коммунистов.
Усадьба Пустомазово состояла из большого П-образного в плане дома на фундаменте из крупных необработанных камней. Между крыльями располагалась просторная терраса. Земельный участок (как сейчас говорят) составлял 91,6 гектара (или 84 десятины). С одной стороны дом был окружен садом, с другой — к нему примыкали хозяйственные постройки, за которыми были луга, выгоны и прочие угодья.
Когда студент Московского Императорского Технического Училища Андрей Туполев за участие в студенческих волнениях в 1911 — 1913 годах был выслан на родину под негласный надзор полиции, он устроил в усадьбе кузницу и собственноручно выкопал глубокий пруд, соединённый каналом с речкой Лужменкой. Выкопанная земля пошла на сооружение плотины — для поднятия уровня воды в реке. Пруд для красоты был окружен посадкой молодых тополей (эти тополя, уже весьма состарившиеся, растут вокруг пруда до сих пор).
Кстати, сохранился «Список лиц, состоящих под негласным наблюдением в районе Корчевского уезда за 1911 год». Под 17 номером в нём указан М. И. Калинин, под 18 — Туполев.
В книге Л. Л. Кербера сказано, что крестили новорождённого Андрея в «церкви села Пустомазово». Но, поскольку Пустомазово селом не являлось, церкви там не было. В Госархиве Тверской области сохранилось свидетельство о крещении, где сказано, что крещение было совершено отцом Владимиром в церкви Воскресенского погоста. Воскресенская церковь, недавно восстановленная из руин, стоит на берегу Малой Пудицы в местечке, называемом Понизовье. Около церкви находятся заброшенные могилы родителей Андрея — Николая Ивановича и Анны Васильевны Туполевых.
Отец его служил сельским нотариусом и, защищая интересы местных крестьян, нажил немало врагов. В 1894 году в усадьбе происходит пожар «выгорела вся наша усадьба: сараи с сеном, соломой и экипажами, все земледельческие орудия, маслобойный завод, огромный скотный двор со скотом и даже домашними птицами…" (из прошения дворянки А. В. Туполевой директору Тверской классической гимназии). В 1897 году — сильнейшая засуха. Землю описывают к продаже за недоимки.
В апреле 1911 года умер отец Туполева. С июня в имении отбывает ссылку Андрей — 6-й ребёнок в семье (всего у Туполевых было 7 детей). Вместе с матерью и младшей сестрой Натальей, Андрей занимается хозяйством — например, закапывает огромные валуны, возвышающиеся над крестьянскими полями. Гидродинамические эксперименты, поставленные им в усадебном самодельном пруду, стали основой его дипломной работы 1918 года «Расчёт гидроаэроплана». Потом происходит революция. Туполев защищает диплом, участвует в основании ЦАГИ и развивает отечественную авиацию.
А в Пустомазово события развиваются так. Сразу после революции семья Туполевых (Андрей и Наталья Туполевы и её муж — агроном К. Я. Зельдин) и их бывшие наёмные работники — батраки организовали сельскохозяйственную артель в усадьбе. Артель, названная «Батрак», зарегистрирована в Тверском Губземуправлении в 1918 году. Но местная власть — Суворовский волостной исполком не поверил в благие намерения бывших дворян — в постановлении от 30 января 1919 года сельцо Пустомазово берут на особый учёт — по подозрению в создании артели только для отвода глаз.
В 1921 году умирает Н. Е. Жуковский, в 1922 году Туполев приступает к строительству самолёта АНТ-1. А сам Андрей, вместе с сотрудниками ЦАГИ осенью 1922 года, выезжали в Пустомазово для оказания «шефской помощи» артели. Технические изобретения учёных (универсальный привод на конной тяге для мельницы и молотилки, механизированный амбар для зерна) существенно облегчали сельский труд. В свою очередь, инженеры отдыхали от московской голодной суеты — и зарабатывали продукты на зиму.
В 1923 году артель «Батрак» переименовывается в товарищество «Пустомазово». Под этим названием оно числится в «Перечне сведений о колхозах Кимрского уезда от 11 мая 1923 года». Состав артели — 22 человека (19 трудоспособных, 3 нетрудоспособных), земли 69 десятин, 5 коров, 4 лошади, 7 овец, 10 ягнят. Позже появляется трактор «Фордзон» — один из двух (!) тракторов в уезде.
Но подозрения властей только усиливаются, и в июле 1924 года Кимрская уездная земельная комиссия признаёт имение Туполевых госземимуществом. Члены артели опротестовывают решение и выигрывают. Но вышедший 20 марта 1925 года Декрет ЦИК и СНК СССР «о лишении бывших помещиков прав землепользования», привёл к тому, что 23 июля 1928 года президиум Губисполкома постановил лишить Андрея Туполева собственности на усадьбу и землю в пользу сестры Натальи, а, поскольку наличие обособленной усадьбы будет мешать образованию предполагаемого на этом месте колхоза, то семье Туполевых будет предоставлен соответствующий участок земли в другом районе губернии. Не помогло даже ходатайство видного военного деятеля — начальника ВВС РККА П. И. Баранова.
Туполевым предлагались усадьба «Никольское» (в Тверском уезде) или хутор «Отрадное» (в Вышневолоцком уезде). Туполева не устроило тамошнее бездорожье, и он выдвинул встречное предложение — просил усадьбу «Цедилово» в 6 верстах от станции Калязин. Но местную власть это тоже не устроило. Поэтому семья его сестры пеехала в Кимры.
Как только Туполевых выселили из Пустомазова, местная власть тут же забыла о созданном новом колхозе. Имущество Туполевых (дом, постройки, орудия труда) вошло в колхоз — и началась разруха. Новые колхозники переломали туполевские изобретения, угробили усадебный сад, вырубили посаженный отцом Туполева сосновый лес…
Проведённая в 1930-х годах ревизия колхоза показала разруху и развал хозяйства, анархию и деградацию крестьян. Колхоз был ликвидирован, его оставшееся более-менее работоспособное имущество передано в соседние колхозы. В заброшенный усадебный дом поселили бездомных. Перед войной дом, где родился Туполев, сгорел — от отскочившего от печки уголька, провалившегося под пол.
Потом был арест Туполева, работа в «шарашке», война, победа, создание новых самолётов, мировая известность…
Давно уже Туполеву была предоставлена дача на Николиной Горе, а обида на кимрские власти всё не проходила. Навещая сестру в Кимрах, Туполев старался не посещать Пустомазово. Известен его резкий ответ председателю соседнего колхоза — на просьбу о помощи в восстановлении: «Сами развалили, сами и налаживайте».
Где-то в конце 1950-х годов Туполев в последний раз посетил родину, где снова увидел заросший крапивой фундамент дома, разрушенные печи, оплывшие берега канала и заваленный мусором пруд. Только выросли тополя — к ним приходила на гулянье местная молодежь.
Конечно, знаменитый авиаконструктор своей властью мог восстановить Пустомазово. Но не стал. Он хорошо относился к простым землякам — и терпеть не мог Кимрскую власть. Когда Туполев был награждён второй Звездой Героя Социалистического Труда, по существовавшему в СССР положению на родине героя воздвигался бронзовый бюст. По свидетельству очевидцев, после награждения, Туполев позвонил в Кимрский исполком и спросил: «Ну что, засранцы, где памятник устанавливать будете?» В ответ что-то проблеяли…
Говорят, что кимрская власть, не зная, что делать со свалившейся на них неразрешимой задачей, родила 2 совершенно бредовых решения:
Туполев, узнав про эти решения, только рассмеялся. Только согласился на установку бюста в Кимрах на Майской площади месте бывшего памятника Сталину (тема памятника Сталину пока почему-то не раскрыта в местной краеведческой литературе, есть только дата его снесения — февраль 1962 года).
Но власть мелко отомстила Туполеву. Бюст (скульптор Х. Б. Геворкян) сооружался около 20 (?!) лет и был открыт только 7 сентября 1979 года. За это время Туполев стал трижды Героем. Но на рождённом в муках бюсте красуются только 2 звезды. На постаменте, правда, позднее прикрепили табличку с тремя звездами.
Туполев еще один раз уязвил кимряков — когда подарил городу самолет Ту-124. Местные начальники долго не знали, куда его установить, пока, наконец, не пристроили на Савёловской стороне, в кустах, подальше от народа. Там самолёт потихоньку разрушался местной молодежью — бессмысленные граффити, зияющие дыры и пробоины в обшивке… Если всмотреться в старые фотографии самолета, видна вся степень «любви» к Туполеву — по приказу властей протянули провода к специально поставленному для освещения фонарю и сварганили (именно так — другого слова не подберёшь) чудовищные подставки под боковые стойки шасси.
И только в прошлом 2018 году к 130-летию со дня рождения А. Н. Туполева власти решили отремонтировать самолет и перенесли его в створ автомобильного моста через Волгу. Подойти к нему, преодолев движущийся автомобильный поток, весьма проблематично. Поэтому сфотографировать самолет можно либо из окошка автомобиля, либо с большого расстояния, стоя на обочине шоссе.
Даже после смерти Туполева в 1972 году, взаимные уколы продолжились. Празднование 100-летия со дня рождения Туполева доставило местным властям более чем достаточно хлопот. И, хотя от ОКБ Туполева никто в Кимры не пожаловал, отмечать юбилей всё-таки пришлось.
К юбилею власти попытались навести хоть какой-то порядок в Пустомазово. Вычистили пруд, а к нему приволокли огромный камень, к которому прикрепили никелированную табличку с именем и званиями юбиляра. Ещё заасфальтировали дорогу, идущую через Пустомазово, но почему-то перенесли её так, что прошла она как раз по месту, где стоял усадебный дом. Короче, лишь бы отделаться… Даже табличку как следует прикрепить не сумели — уже к 1992 году её кто-то похитил.
Лишь в XXI веке бывшее КБ Туполева и кимрские власти смогли пойти навстречу друг другу. В 2005 году на месте усадьбы Пустомазово открылась мемориальная композиция — стена родного дома Андрея Николаевича и рядом большой валун.
Не настоящая стена, конечно, а стилизация бревенчатого сруба, причем из стали. Идея композиции принадлежала главному художнику столичного ОАО «Туполев» Александру Ивановичу Сергееву, а сделали ее в Казани на производственной базе филиала ОАО…
В бывшее Пустомазово мы ехали для того, чтобы отыскать геокешерский тайник, и мы его там отыскали: