То, о чем я напишу ниже, навеяно воспоминаниями об экскурсии в Кимрском краеведческом музее, который мы посетили в первый день нашей поездки в Кимры 1 — 2 мая 2019 года, сделанными в нём фотографиями.
То, о чем я напишу ниже, навеяно воспоминаниями об экскурсии в Кимрском краеведческом музее, который мы посетили в первый день нашей поездки в Кимры 1 — 2 мая 2019 года, сделанными в нём фотографиями.
Сейчас Кимры — это небольшой городок в Тверской области, расположенный на обоих берегах Волги и впадающей в нее речки Кимрки. Статус города Кимры получили лишь в 1917 году. А до этого Кимры были крупным торгово-промышленным селом, которое со второй половины XIX века неофициально стали именовать «столицей сапожного царства».
Впервые Кимры упоминаются в грамоте Ивана Грозного от 15 февраля 1546 года, выданной Кирилло-Белозёрскому монастырю о беспошлинной продаже соли. Об этом сообщает копия этой грамоты в музейной экспозиции, а также транспарант на входе в залы музея.
Старославянскую вязь в грамоте перевел кимрский краевед А. Суханов. Вот фрагмент, в котором упоминаются Кимры: «…Да та им соль в Москву вести и продавати по города на Белозере, и на Угличе, и в Кашине, и в Твери, и в Димитрове и по волостям и на Холопье в Ярманке, и на Кимре и по селом, где им в тех городех лучится та соль продати.<…> А привезут ту соль к Москве или в те городы и волости и на Холопьей и на ярмарке на Кимре и по селом наместником и волостеле и их тиунам и промышленним людям и по мытом мытникам и оне с неё явки не дают ничего».
Первое изображение Кимры на гравюре относится к 1772 году. На гравюре А.Грекова, датированной этим годом, изображено село Кимры с луговой стороны Волги.
На раннем этапе своего развития Кимры становятся важным перевалочным пунктом в оптовой торговле хлебом, скотом, кожей и солью. Этому способствовало выгодное географическое положение на волжском пути, а также близость к Москве. Местное население было занято бурлачеством, земледелием, рыбной ловлей, поставляло рыбу на государев двор и бойко торговало.
Однако малоплодородные почвы не давали устойчивых урожаев, поэтому население было вынуждено искать побочный источник доходов. Одним из них стало сапожное ремесло.
Уже в начале XVII века кимряки довольно активно начали заниматься сапожным кустарным промыслом. Не последнюю роль в этом также сыграло выгодное географическое положение, а именно: близость к Москве как значительному потребителю обуви, а также отсутствие недостатка в сырье.
При Петре Великом сапожный промысел получил новый импульс, по его заказу кимряки стали шить обувь для русской армии, превратившись в одних из основных её поставщиков.
В период войны 1812 года государственных заказов на сапоги было так много, что в печатных изданиях того времени сложилось мнение о монополизации кимряками рынка армейской обуви. Император Александр I «в знак монаршей признательности населению Кимры за поставку обуви на армию в 1812 году» подарил селу батарею пушек, которые были установлены около волостного правления. Из этих орудий стреляли в праздничные дни.
В экспозиции Кимрского краеведческого музея сапожному ремеслу кимряков отведено много выставочного пространства, еще больше хранится в запасниках музея. Это и сценка, показывающая сапожника за работой в сапожной мастерской, и многочисленные образцы сохранившейся обуви, изготовленной в XVIII — XX веках.
Несмотря на все поразительные успехи кимряков в сапожном деле, они были крепостными и для занятия любимым делом должны были спрашивать разрешения у помещицы. Случай изменить создавшееся положение представился в 1846 году при графине Юлии Павловне Самойловой. Она была праправнучкой Карла Самуиловича Скавронского, доводившегося родным братом бывшей императрицы Екатерины Первой. Блистательная светская дама, покровительница искусств, друг и помощник художников, в частности, Карла Брюллова, уезжая за границу на постоянное место жительства, стала срочно продавать свои имения в России. Этим воспользовались кимряки, которые, взяв кредит у государства не под проценты и сроком погашения в 37 лет, выкупились у помещицы за 495000 рублей серебром. Произошло это за 15 лет до официальной отмены крепостного права в Российской Империи. Случай уникальный, как по сути, так и по сумме выплаты.
Свобода даёт кимрякам новый стимул для роста. Уже в том же 1846 году было создано «Сапожное производство И. И. Горбылева», специализировавшегося на изготовлении лучших сортов мужской, дамской и детской обуви.
В 1862 году на Всемирной Лондонской выставке братья Степан и Алексей Столяровы получили дипломы и право ставить личное клеймо на свои изделия, поставляемые, в том числе, и за границу.
Объемы производства и сбыта обуви стремительно росли. На еженедельных субботних базарах в Кимрах выставлялось до 50000 пар разнообразной обуви. В год кимряки продавали обуви на сумму от 5 до 6 миллионов рублей. Такие капиталы требовали соответствующего обращения. Поэтому в 1871 году в селе был открыт «Кимрский Общественный Крестьянский и братьев Мошкиных банк».
А в 1901 году в Кимрах открылось железнодорожное сообщение с Москвой. Железнодорожную ветку, правда, оборвали в находящемся на противоположном берегу Волги селе Савёлово, поскольку моста через Волгу в то время не существовало, а в его строительстве не были заинтересованы ни местные дельцы, специализировавшиеся на перевозке пассажиров и грузов через Волгу, ни само железнодорожное ведомство. Для железнодорожников масштабные работы на тупиковом, на тот момент, направлении не были перспективны.
Тем не менее, железная дорога дала новый импульс экономическому развитию села Кимры. В 1907 году братья Столяровы открыли первую механизированную фабрику по производству обуви «Якорь». И село Кимры из кустарного превращается в село индустриальное. Объемы производства на фабрике «Якорь» росли из года в год и в 1916 году достигли 200000 пар обуви. В 1918 году обувная фабрика «Якорь» была национализирована, а после гражданской войны за большие заслуги перед Красной Армией фабрике присвоили новое имя — «Красная Звезда», с которым она и вошла уже в историю советского обувного производства.
По численности населения и количеству каменных зданий торгово-промышленное село Кимры далеко превосходило многие уездные города Тверской губернии. Например, в 1897 году в Кимрах было 9800 жителей и 100 каменных домов, а в уездной столице Корчева проживали всего 3000 человек, и было всего 29 каменных строений. Общественные, коммерческие и жилые здания в селе Кимры были построены на городской лад, а сами кимряки отличались городскими привычками в жизни.
«Странное это было село. На центральной улице возвышались каменные здания и гостиный ряд. Люди крестьянского сословия ходили в городской одежде и кожаной обуви, прилавки магазинов ломились от заморских вин…»
Несмотря на всё богатство Кимр, большое количество каменных зданий и возрастающее население, вплоть до 1917 года, статус данного населённого пункта был сельским. Это связано с нежеланием кимряков платить дополнительные налоги, которые для села были существенно меньше, чем для города. И только в 1917 году Кимры получили статус города…
В заключение, несколько слов о самом Кимрском краеведческом музее. Он был создан в 1918 году и является одним из самых крупных в Тверской области. Его фонды насчитывают более 50000 единиц хранения. Постоянно действующая экспозиция знакомит с историей края с древнейших времен до наших дней.
В музее постоянная экспозиция размещена в восьми тематических залах:
— Археология, Древний мир;
— Первое упоминание о Кимрах;
— Развитие села Кимры (XIII — XIX века);
— Кимры в конце XIX — начале ХХ веков;
— Октябрьская революция, Гражданская война, 1930-е годы;
— Великая Отечественная война;
— Кимры. Советское время;
— Мемориальный зал А. Н. Туполева.
Покажу несколько фотографий, сделанных на экскурсии по музейным залам:
В музее собрана уникальная коллекция обуви — около 2000 единиц хранения. В ней широко представлен обширный ассортимент обувного промысла: мужские, женские, детские сапоги, полусапоги, башмаки, туфли самых разнообразных фасонов, отражающие различные направления обувной моды.
Кимрские мастера достигли высокой степени совершенства. Делали изящные наборные и «французские» каблуки, украшали носок обуви художественной строчкой, использовали разноцветные куски кожи, фестоны, превращая обувь в произведения искусства. Среди экспонатов есть гетры и полугетры XIX века, выполненные из хрома опойка на модном каблучке «рюмочка», знаменитые сапоги «всмятку», или, как еще говорили, «в гармошку», в которых ходила вся купеческая Русь. Здесь и туфельки с припухлым носком «бомбе», комбинированная и лоскутная обувь.
Есть и выполненный по секретному заказу для Красной Армии сапог для перехода вброд залива Сиваш по время Гражданской войны.
Есть уникальные полуботинки из кожи рыбы зубатки. Представлена модельная обувь середины ХХ века и, конечно, кроссовки, вернувшие Кимрам славу столицы сапожного царства.
Уникальность экспозиции придают скульптуры самобытного резчика-самоучки Ивана Михайловича Абаляева, композиция которого под названием «Праздник в доме хозяина крупной мастерской» занесена во Всемирную энциклопедию наивного искусства, изданную в Югославии в 1984 году.
Музей располагает полной коллекцией работ этого скульптора. В них с удивительной точностью отражен быт кимрских кустарей-сапожников начала ХХ века, удачно переданы характеры и социальная роль персонажей. Недаром И. М. Абаляева зовут «певцом сапожного царства».
Кимрский краеведческий музей бережно хранит предметы прошлого. Среди них: шитые иконы, убранства священников, знаки отличия судей и др. Есть в экспозиции и витрины с воссозданными интерьерами в домах обитания жителей села в XIX — XX веках.
В экспозиции музея широко представлены различные документы. Есть, например, Метрическая книга Покровского собора за 1901 год, в которой содержится запись о рождении будущего известного советского писателя Александра Александровича Фадеева.
В 1941 году, незадолго до войны, А. А. Фадеев приезжал на свою «малую» родину и останавливался в гостинице, которая сохранилась до наших дней. На здании этой гостиницы «Чайка» на углу Театральной площади и набережной Фадеева висит мемориальная доска…