В Ханты-Мансийске у нас была экскурсия в Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа», что с мансийского языка переводится как «Священная земля». Музей находится на одном из поросших лесом холмов столицы Югры. Вход по адресу ул. Собянина, 1.
Кстати, к мэру Москвы Сергею Собянину название улицы отношения не имеет. Она названа в честь Гавриила Собянина, Героя Советского Союза, снайпера в годы Великой Отечественной войны, погибшего при освобождении Латвии. Его бюст установлен на Аллее героев в Парке Победы Ханты-Мансийска.
3
У входа установлен щит со схемой расположения музейных объектов. Информацию можно не только прочитать, но и прослушать.
1
Музей был основан в 1987 году представителями национальной интеллигенции из числа ханты и манси. Среди них Еремей Данилович Айпин — хантыйский писатель, а также Юван Николаевич Шесталов — поэт манси. На территории парка в 2014 году установлен памятник Ювану Шесталову.
3
От входа по обустроенной деревянной тропе поднимаешься на холм. Есть возможность и для подъема маломобильных групп населения.
4
Ханты и манси относятся к финно-угорской языковой семье и объединяются по общим названием — обские угры. Численность хантов в округе составляет 20 тысяч человек, а манси — 11 тысяч человек.
Интересно внимательно рассмотреть финно-угорское языковое дерево. Наверно, многие слышали, что к угорской ветви кроме языков ханты и манси относится и венгерский язык. Но в этой группе немало языков народов Поволжья, Прибалтики и других.
5
В музее на открытых площадках выполнена достоверная реконструкция быта обских угров. Традиционные занятия обских угров — речное рыболовство, таежная охота, оленеводство, собирательство.
Обские угры вели полукочевой образ жизни. Зимой они жили в постоянных зимних селениях с капитальными постройками, а весной разъезжались в сезонные селения на промысловых угодьях в зависимости от рода занятий.
Здесь можно увидеть «Летнее стойбище ханты реки Аган».
4
Под навесом стоит хлебная печь. Гид рассказал и как печь делали, и как хлеб пекли.
5
На таких лодках ханты передвигались по рекам и ловили рыбу. Правая лодка — долбленая.
6
Заглянули мы и в чум, посмотрели его конструкцию и как там все было устроено.
7
9
А вот летний уличный очаг северных ханты.
4
В парке в хорошую погоду замечательно! Свежий воздух, лесные запахи.
8
Летний дом — это дом с двускатной крышей — наземный сруб в девять бревен, соединённых концами на углах; фундамента и потолка не имеет; пол из плах. Двускатная крыша — из жердей, досок; между жердями и досками проложена береста; крепление — корень кедра.
Летний дом в музее привезен из Нижневартовского района, где на реке Аган живут восточные ханты. Он был построен в 1965–1966 годах.
12
В доме слева и напротив двери — нары, которые на ночь закрывались пологом. Здесь же хранятся сумки, мешки с имуществом и рукоделием. Над нарами, напротив двери, — полка с ритуальными принадлежностями. Под полкой на нарах мужские принадлежности — предметы рыболовства, охоты, предметы ремесла, музыкальные инструменты.
4
В углу справа находится чувал — полусферическая печь. Она служила и для обогрева, и для освещения.
5
Слева в доме на нарах женские принадлежности — одежда, обувь, украшения, предметы рукоделия, колыбели дневная (подвешена на крюк) и ночная, детские игрушки.
4
От одной стены к другой протянуты горизонтальные жерди для просушки одежды и обуви. Все предметы в доме — подлинные.
7
Вот это «мань кол» — маленький дом, куда уходили жить девушки и женщины в определенные дни месяца и во время родов.
7
Есть лабаз для хранения продуктов
9
и даже специальный сруб для хранения останков медведя. Этот вопрос пришлось изучить дополнительно. И в наши дни у коренных народов Югры существует уважительное отношение к медведю, которого считают священным зверем. В разговорах о нем упоминают только в иносказательной форме, например, называют медведя «дедушкой».
Голова добытого медведя достается человеку, обнаружившему его. Считается, что она охраняерт дом от злых духов. Голову медведя хранят или внутри дома на полке напртив входи или в специальном месте. Кости медведя нельзя рубить, их разделяю по суставам и также хранят отдельно. Вот для этого и нужен такой специально построенный лабаз. Он считается священным.
10
Есть на территории музея и действующее «Святилище обских угров». Люди сюда идут с дарами: тканями, ленточками и даже ценными шкурками. Причем не только представители коренных национальностей Ханты-Мансийского округа, но и жители города и гости других национальностей.
5
Священный уголок из семи идолов выполнил заслуженный художник Г. С. Райшев
8
Это священный лабаз — небольшой амбарчик для духов. Священные места были местами почитания, уважения и страха. Здесь нельзя было рубить деревья, охотиться и рыбачить, собирать ягоды, то есть никаким образом нельзя было присваивать собственность местного духа.
8
Прошли мы и по охотничьей тропе обских угров. Здесь расставлены ловушки давящего типа на крупного и мелкого зверя, боровую дичь. Гид не только рассказал, как их строили, но и объяснил принцип работы каждой.
Вот ловушка-слопец на боровую дичь.
3
4
А это ловушка-слопец на соболя.
4
Ловушка-слопец на лису.
4
Охотничий лабаз и ловушки на росомаху и лису.
6
Ловушка-рогатина на лису.
3
Ловушка на самого страшного таежного зверя — росомаху. Узнала много нового для себя об этом звере.
3
А вот этим сооружением ловят медведей. Ловушка выполнена в масштабе 1:2, если не ошибаюсь.
5
Ветровой заслон и кострище.
3
Охотничий домик и рядом с ним лабаз.
7
Воссоздано также «Зимнее поселение восточных манси».
Зимний дом — это мансийский дом западного типа со свесом крыши перед входом, с двускатной крышей, пол и потолок настелены из толстых плах; вдоль левой и передней стен дома устроены нары, которые застелены циновками, оленьими шкурами.
8
В правом переднем углу полка с культовыми предметами семьи. Справа стол, настенные полки для хранения посуды и других хозяйственных принадлежностей. Справа от входа — печь, длинная труба выведена на крышу. К сожалению, не все фотографировала. Слишком много в последнее время развелось любителей селфи у каждого столба.
Слева на нарах расположены женские принадлежности: это предметы ремесла, рукоделия, украшения, одежда, обувь; детские принадлежности — колыбели ночная и дневная.
7
Справа на нарах мужские принадлежности: одежда, обувь, предметы ремесла, охоты, музыкальные инструменты. На стене справа от входа мужские принадлежности: крепления для лыж, приспособления для охоты и для переноса груза.
3
9
Есть даже конура для собаки.
5
Это лабаз,
6
а это летняя кухня.
3
Во время экскурсии не только рассказывали, но и показывали, как северные народы прыгают через нарты, а в завершение можно было пострелять из лука. Очень успешно «отстрелялась» наша Ольга Варежкина (manola).
9
У музея есть также здание на улице Комсомольской, где устраивают различные интересные временные выставки. Например, в это время там проходила выставка «Ножи и пояса», где представлены пояса мужские, женские и детские, изготовленные их кожи, сукна, бисера, металла, кости, текстиля. Пояса — это не только элемент одежды, но и социальный символ, украшение, элемент воинского или промыслового снаряжения. А ножи у обских угров неотъемлемо связаны с поясным комплектом одежды, их назначение от бытового до сакрального.
9
Несомненно, «Торум Маа» — необходимо посетить обязательно, если вам интересна жизнь коренных народов Югры.