История Ханты-Мансийского «Музея Природы и Человека» началась в далеком 1932 году, когда был создан Остяко-Вогульский национальный округ и принято решение о создании в его центре — Остяко-Вогульске (так тогда назывался Ханты-Мансийск) окружного музея. Первые экспонаты, относящиеся к территории округа и его коренным народам, для музея были выделены из Тобольского музея.
Капитальное здание для музея построили в 1981–1986 годах, в нашем веке была выполнена реконструкции музея с использованием самых передовых технологий. По оценкам специалистов это один из самых современных музеев не только Уральского федерального округа, но и всей страны.
5
Осмотр мы начали с экспозиции «Времена изначальные», которая делится на четыре части: «Рождение планеты», «Исчезнувшие моря», «Сибирские саванны» и «Время льдов». Здесь, как и положено, можно увидеть разные окаменелости: панцири трилобитов, раковины аммонитов, отпечатки древних рыб и насекомых.
9
Мне понравился раздел «Время льдов», где представлены экспонаты, связанные с последней главой в истории Земли — четвертичным периодом (2 млн. лет назад — настоящее время).
8
Ценный экспонат музея — скелет трогонтериевого или степного слона, прямого предка шерстистого мамонта. Высота в холке около 5 метров. Такие обитали в Европе, Казахстане, Западной и Восточной Сибири 700–500 тысяч лет назад. Этот скелет, обнаруженный в Чембакчинском яру (ХМАО), — самая северная находка трогонтериевого слона. Информация написана на табличках рядом с экспонатами.
7
Есть и скелет шерстистого мамонта, эта «зверушка» будет поменьше своего предка, высота в холке до 3,5 метров. Эти мамонты были покрыты рыжевато-бурой шерстью длиной более одного метра. Длина бивней у самцов до 3 метров. Обитали в Центральной и Западной Европе, Северной Азии и Северной Америке. На материковой части исчезли около 10 тысяч лет назад, а на острове Врангеля обитали еще 4,5 тысячи лет назад. Этот скелет нашли также в ХМАО. Понравились небольшие муляжи слона и мамонта, стоящие рядом. В таком размере они вполне милые.
4
Производит впечатление качественно выполненный муляж шерстистого носорога в натуральную величину. Они обитали на всей территории Евразии от Британских островов до Приморья, отличались от современных носорогов густой и длинной шерстью рыжевато-бурого цвета, покрывавшей все тело. Появились более 100 тысяч лет назад.
7
Рядом череп шерстистого носорога.
Есть муляж и первобытного бизона в натуральную величину, такие когда-то бродили огромными стадами в несколько сотен голов. На территории Сибири появились 200–100 тысяч лет назад, а с наступлением потепления примерно 10 тысяч лет назад исчезли.
5
Рядом череп первобытного бизона.
А это — скелет большого пещерного медведя. Вес такого достигал 800–900 килограмм, а питались они в основном ягодами, корнями, насекомыми. С трудом представляю, как такого можно прокормить насекомыми. Не все пещерные медведи были такими большими, в ледниковую эпоху были и другие виды пещерных медведей, в пещерах Урала и Южной Сибири селились малые виды, которые весили меньше современных бурых медведей.
1 из 2
3
Рядом на подставках лежат череп бурого медведя и череп волка.
В витринах много различных останков мамонтов, обнаруженных на территории округа.
4
Вот нижние челюсти и зуб мамонта. Зуб разрешали потрогать, поскольку различных «деталей» шерстистого мамонта в музее много, не страшно, что повредят.
2
Вот в витрине по центру и самый уникальный экспонат экспозиции — грудной позвонок мамонта с отверстием, оставленным метательным орудием палеолитического охотника. Позвонок был найден в Луговском неподалеку от Ханты-Мансийска в 2002 году во время научной экспедиции музея. Возраст находки примерно 14 200 лет.
3
Экспозиция «Мозаика природы» рассказывает о современной природе округа, здесь три открытые диорамы: «Тайга», «Река и болото», «Горная тундра».
6
Устроено все довольно непривычно, иначе, чем приходилось видеть в других музеях: ничто не прячется за стеклом, звери собраны в интересные композиции. Вот, например, «Лисята, принимающие солнечные ванны у норы»
5
В экспозиции можно увидеть в основном промысловых птиц и зверей Среднего Обь-Иртышья. Здесь есть и типичные представители, и более редкие животные и птицы. Здесь не только музейные экспонаты, параллельно идет рассказ о жизни природы на нескольких телевизионных экранах.
3
Здесь рассказывают о тайге и ее обитателях.
5
А вот медведь в поисках прошлогодних ягод клюквы на болоте.
4
Стая волков подстерегает северных оленей.
7
А здесь — токующие глухари.
4
Больше всего заинтересовала этнографическая экспозиция музея — «Мифологические времена», где традиционная культура ханты и манси представлена в мифах и легендах. Экскурсию проводила девушка, сама по национальности наполовину ханты, знающая о их жизни не понаслышке. Узнали много нового и необычного.
4
Согласно мифам обских угров, так называют народы, населяющие Ханты-Мансийский округ, Вселенная разделена на три сферы: Торум-небо (Верхний мир), Мув — Земля (Средний мир) и Кали-торум (Нижний мир).
Торум — Творец, Вседержитель, создавший Землю, светила и установивший миропорядок. На святилищах Торуму — небесному богу приносят в жертву семь белых оленей, а женщины вывешивают на священную березу семь белых халатиков.
Интересная версия появления жизни на земле: вначале не было ничего, кроме моря и неба. Бог Торум послал птицу лули достать землю со дна моря. Лули нырнула и через семь дней вернулась с каплей донного ила. Земля стала расти, но колыхалась на поверхности воды, и Торум укрепил ее своим поясом — Уральским хребтом. На отвердевшую землю из небесного дома спустилась раскачивающаяся на золотой цепи колыбель с младенцем — первым человеком или первым медведем.
Мать-Земля, богиня материнства Калтащ, — прародительница и хозяйка всего земного, рождающегося и умирающего. Судьба каждого человека отмечена узелками на семи нитях, привязанных к посоху богини Земли.
6
Образ богини материнства запечатлен в орнаментах женской одежды. В витрине — праздничный женский наряд: холщовый халат, нагрудные украшения из бус и бисера, обувь-ниры. На стене — вышивка по мотивам угорских мифов.
8
Рожали женщины в особом маленьком доме или чуме, таким образом отгораживаясь от мира, так как находились во власти духов. В обряде родин участвовали три женщины-повитухи: «Пуповины мать» принимала роды и укладывала ребенка в берестяной короб, «носящая мать», перешагнув с младенцем через огонь, вносила его в дом, «крестная мать» угадывала, чья душа вселилась в новорожденного, и нарекала его именем предка. В девочку вселялись четыре души, в мальчика — пять.
6
Когда рождается ребенок, помощница богини материнства Калтащ — бабка-повитуха отрезает новорожденному пуповину, помещает ее в берестяной короб и вешает на дерево. Чем дольше короб продержится на дереве, тем длиннее и счастливее жизнь человека.
3
В витрине берестяные короба для последа. Женская одежда (суконный халат и платок), украшения для кос и детская суконная малица. Ханты, первая половина XX века. Слева — одежда девочек ханты: платье, платок, обувь-ниры, бусы, украшения для кос. На дереве — четыре игольницы, которые дарили богине Калтащ в честь рождения девочек. Если рождался мальчик, ей жертвовали маленький лук и стрелу.
Есть витрина с игрушками и оберегами хантов, манси и лесных ненцев. Сделано все это из птичьих костей, черепов белок и пр. Цепь, например, — это погремушка из беличьих хвостов, бусы из позвонков щуки. Кости внизу справа — игра «Бабки», а лапки лебедя и журавля — обереги.
3
Центр дома — очаг, в котором обитает дух огня Най-ими. Главным божеством в доме считается Мать Огня, носящая красные одежды. Бросая в огонь кусочки пищи и лоскутки ткани, хозяйка дома приговаривала: «Мать Огня, вот еда и одежда тебе и твоим семерым детям!» Дымоход, крышу и передний угол дома охраняют мужские духи, а вход и пол — женские.
В домах ханты и манси нет лишних вещей, дом делится на мужскую и женскую сторону. Мужская — дальняя от входа сторона жилища, там хранятся культовые вещи и вещи хозяина. При входе — женская сторона, там хранятся швейные и туалетные принадлежности, дрова и лучина, бытовая утварь.
5
В витрине женская зимняя одежда первой половины XX века: суконный сах на подкладке из лебяжьей шкуры, платок, «ложные косы». Рядом тучан — сумка для рукоделия, заготовки для обуви и берестяные коробки.
Зимняя одежда девочки: меховая шуба-сах, платок, обувь — кисы. Рядом игрушки — олени и модель нарт.
8
Мужская зимняя одежда — малица, пояс. Внизу — ступа для толчения табака, табакерки из кости и бересты.
6
Одежда обских угров второй половины XX века. Слева — мужская малица, справа — женский сах из оленьей шкуры, шапка, «ложные косы», обувь-кисы.
8
Дети обских угров в меховых одеждах похожи на зверят. Для отпугивания злых духов на детскую одежду нашивались ленты из сукна и меха, бисер и бусы, металлические подвески и колокольчики. Это вещи хантов рек Кязым и Назым, манси реки Ляпин и лесных ненцев реки Аган второй половины XX века.
С детства игрушками мальчиков были арканы, лук со стрелами, лыжи. Взрослея, они переключались с игры на взрослую жизнь, мальчики становились охотниками и рыбаками, умели изготавливать нарты, лыжи, предметы для охоты и домашнюю утварь.
1 из 2
4
Даже весла для мужчин и женщин были разные. Слева — весло женщин-манси, справа — мужское.
2
Лунный календарь обских угров состоит из 12 месяцев, каждый месяц имеет свое название. Астрономический год делится на зиму и лето, причем зима и лето считаются отдельными годами.
2
Накануне года-лета из-за южных туманных морей прилетает вестница весны Торум эви в облике вороны. Люди встречают ее весенним Вороньим праздником, который сейчас обычно празднуют 7 апреля. Ворону почитают как вестника жизни.
Год-лето начинается с наступления весеннего равноденствия, прилета птиц, таяния снегов, половодья и жертвоприношения духам воды. По ожившим рекам движутся калданки и обласки, а «рыбу дающие боги» наполняют уловом ловушки и сети.
6
Это лодка-облас с лежащим в ней веслом; гимга - плетеная ловушка для рыбы; калдан - сетевая ловушка из крапивных нитей. Внизу - сетевые и калданные грузила.
Год-зима начинается с замерзания рек, наступления темноты, «Большого» жертвоприношения духам и похода по первому снегу в тайгу. Охотник пробивает к зимним угодьям нартенные и лыжные дороги, «зверя дающие боги» посылают ему добычу.
6
В витрине лыжи-подволоки и лыжные палки, ручная нарта, пояса на оленей и лопатки для выбивания снега, а также все необходимое охотнику.
Теперь переходим в святилище. Языческие храмы — святилища — это места встреч и ритуального общения людей и богов. Главный культовый центр хантов и манси в прошлом находился на слиянии Оби и Иртыша. После христианизации и разрушения центральных святилищ, ханты и манси считали места бывших капищ священными и создавали новые святилища в недоступных для иноверцев местах.
6
2
В доме или рядом в священном лабазе хранились изображения духов-покровителей, для них совершались жертвоприношения и подношения подарков. Обряды жертвоприношения, поклонения духам передаются из поколения в поколение.
1 из 2
3
В это витрине вещи, принадлежавшие хантам на рубеже XIX-XX веков: ларец - семейная кумирня, платок-приклад богине Калтащ, изображение духа болезней, приношения духам (игрушки-лошадки, бубенцы), одежда хозяйки домашнего очага Най-ими.
А в этой витрине — охотничьи амулеты из черепов и костей выдр и лисиц.
2
3
Справа - берестяной короб со священными стрелами; в центре - семейный дух-покровитель и священные камни; слева - священный пояс, над ним - изображение человека-птицы; слева внизу - шапка с изображением кукушки и чаша и ковш из капа.
3
Слева - ритуальное копье-весло со святилища духа-хозяина реки Юган. В центре на тумбочке - духи-помощники - медведь и змея. У стены - домашние духи-хранители. Справа - модели рыболовных ловушек, дух-раковина, приносящий удачу в рыболовстве и идол-осетр.
Между небом и землей рожден младший из богов — Мир-Сусне-Хум. Его называют Небесным всадником, так как он на крылатом коне объезжает землю и воду, наблюдая за порядком в мире и поддерживая круговорот земной жизни. Это самый могущественный из богов, он воплощает в себе все, на что способны или на что хотят быть способны люди. Это он научил людей промышлять зверя и птицу, пользоваться огнем и котлом.
7
Шапки шлемы с изображением небесного всадника. Ханты реки Казым, рубеж 19-20 веков.
Главной принадлежностью Небесного всадника считаются жертвенные покрывала из четырех, шести или семи частей-окон, в каждом из которых изображен человек, сидящий верхом на коне.
3
Тотемный зверь обских угров — медведь, его всегда называют иносказательно — «когтистый старик», «старик в шубе». В мифах он, как и человек, был спущен с Неба на Землю в колыбели отцом Торумом, это младший брат человека. За нарушение отцовской заповеди не нападать на людей и не разорять их селения он был оставлен на Земле. От лица природы медведь выступает судьей клятвопреступлений человека, который давал «медвежью присягу» на лапе или морде зверя.
3
В витрине - орудия охоты на медведя: капкан, нож-пальма, копье.
Встречая в лесу медведя, обские угры воспринимали его как умершего родственника, которого необходимо пригласить в гости (добыть). Шкуру медведя в ритуальной позе заносили в дом в качестве «гостя», мясо съедали, а костяк хранили в специальном деревянном срубе.
5
В качестве «гостя» медведь приглашается в дом охотника для участия в медвежьих игрищах. Для этого в дом съезжается вся округа. Шкуру медведя кладут в передний угол дома. Если это медведь, на него надевают шапку и пояс, а если медведица — платок и украшения. Глаза и нос прикрывают берестяными кружками или металлическими пуговицами, а нос затыкают деревянной палочкой.
С семи углов земли, с семи углов вод на игрища собираются духи, исполняя песни-мифы о священном происхождении медведя, о жизни на небе и на земле. «Душу уносящие звери» — Журавль, Лисица, Петух, Чайка, Филин — мстят медведю за обиды. журавль поет, как медведь разорил его гнездо и щелкает клювом, пытаясь сорвать с него украшения. Лисица и филин нападают на медведя потому, что они охотятся на мышей, а медведь и мышь — одно и то же, только у мыши хвост длиннее.
5
В берестяных масках на сцену выходят лесные духи миснэ и менквы, кружатся девушки в танце «Куренька». Все роли исполняют только мужчины, женщины присутствуют на празднике в качестве гостей и исполняют танцы.
Ритуал длится четыре ночи, если убита медведица, и пять, если это медведь. Медваежьи игрища угров сродни русской Масленице или европейскому карнавалу. В конце праздника исполняется песня об уходе души в небесную жизнь.
3
Последний раздел экспозиции «Мифологические времена» посвящен шаманам. Их называют посредниками между людьми и богами, они вхожи во все сферы Вселенной, говорят на всех языка: зверином, древесном, человеческом. Обычно шаманский дар передается по наследству при наличии у избранника необходимых качеств. Для того, чтобы стать настоящим шаманом, нужно пройти долгий путь познаний и испытаний, только после этого молодой шаман сможет надеть головную повязку с длинными жгутами-косами и совершить первое путешествие на Небо.
При исполнении обрядов шаман надевает на голову четырех — или семиклинную шапку-колпак из разноцветного сукна с кисточками и меховой опушкой, клинья которой украшены священным орнаментом.
3
Ритуальная шапка шамана ханты реки Сыня начала XX века. Внизу - духи-помощники шамана М.А. Мамрукова (ханты реки Большой Балык, рубеж XIX-XX веков).
От числа духов, к которым обращается шаман при камлании, зависит его сила. Всесильным считается шаман — «ворожей семи живых говорящих духов». Шаманское искусство безгранично. Они могут быть предсказателями и целителями, обладать способностями предвидеть, предугадывать, ощущать болезнь и лечить ее. Шаманы — непременные участники общественных праздников и жертвоприношений.
Шамана-песенника называют «имеющим струны ворожеем» Если боги помогают ему, он поет «как маленькая птичка», если нет, язык его заплетается.
4
Струнный и смычковый музыкальный инструменты.
Шаманы занимались врачеванием, обычно сеанс лечения проводился вечером в чуме или доме, при горящем очаге. Шаман выяснял причину болезни, какой злой дух наслал на больного недуг, украл жизненную силу.
2
Топор и ритуальные рукавицы. Ханты, первая половина XX века. Шаман, гадая на таком топоре, сабле или ноже, узнавал причины болезни, порчи, неудачи в промыслах, находил потерявшихся оленей.
Дух умершего шамана становился покровителем семьи или рода.
2
Изображения шаманов. Ханты, первая половина XX века.
Шаманский бубен при камлании оказывается то конем-оленем, то лодкой, на которых шаман путешествует во времени и в пространстве. Шаман с помощью бубна призывает духов, а затем, придя в экстаз, разговаривает с ними.
3
Шаманский бубен.
Но это далеко не все, что можно увидеть в «Музее Природы и Человека». Здесь большая экспозиция «Историческое время», где в зале «Древности» можно увидеть археологическое наследие Югры, где около шести сотен артефактов, рассказывающих о древней истории округа от верхнего палеолита до развитого средневековья.
«Сибирская летопись» посвящена истории края со времени присоединения Сибири к России до начала ХХ века и состоит из трех композиций: «Власть и православие», «Ямское дело»» и «На реке навигация».
Раздел «Рубеж эпохи» состоит из пяти сюжетов, названия которых говорят о том, чему они посвящены:
«Революции и мятежи»;
«Национальный округ и спецколонизация» ;
«Фронт и тыл» Великой Отечественной;
«Эпоха нефти и газа»;
«Хроника рубежа тысячелетий».
3
В музее есть хороший сувенирный киоск.
Информацию о работе музея и как туда добраться, если решитесь посетить Ханты-Мансийск, можно уточнить на сайте музея.