Музеи бывают разные: краеведческие, художественные, исторические, естественно-научные, посвященные выдающимся личностям, значимым событиям или определенным видам деятельности. Есть музеи известные, наполненные бесценными шедеврами искусства, а есть достаточно скромные.
5
Среди бесчисленного музейного множества встречаются и особенные, из которых не хочется уходить и куда хочется возвращаться снова и снова. Одним из таких в Хабаровске является музей «Мир говорящих машин». Это единственный частный музей Хабаровского края и место, где можно узнать всё о рождении звукозаписи и истории её развития.
5
«Мир говорящих машин» распахнул свои двери 26 июня 2018 года. Разместился музей в самом центре города, в бывшем доходном доме купца Прокопия Денисова. Двухэтажное полукаменное здание на ул. Протодьяконовской (сегодня Фрунзе) было построено около 1910 г. и впоследствии стало памятником архитектуры и градостроительства.
7
Создателями и владельцами музея стали супруги Веретенниковы. Начало формированию коллекции было положено в 2013 году, когда в семье появился довоенный портативный патефон ПТ-3, изготовленный на Ленинградском заводе Народного Комиссариата.
6
Впоследствии Евгения и Андрей так увлеклись «собирательством» пластинок и проигрывателей, что за пять лет сумели создать весьма внушительную коллекцию.
5
Сначала Евгения и Андрей покупали пластинки и старые патефоны на блошиных рынках. Кое-что собирали по знакомым, родственникам, друзьям. Потом решились на приобретение предметов на аукционах и у антикваров. Теперь многое приносят в дар сами горожане.
5
Сегодня экспозиция насчитывает более 4000 экземпляров. Граммофоны, патефоны, пластинки, магнитофоны, радиолы, электрофоны и еще миллион предметов позволят окунуться в огромный мир музыкальных устройств конца XIX — начала XX вв.
5
В стенах музея хранятся устройства не только из России, но и из-за рубежа, а именно: из США, Кореи, Германии, Англии, Франции, Индии.
8
Патефоны и радиоприемники с неисправным механизмом чинят, приводят в божеский вид. Ремонтом и восстановлением занимается сам Андрей Веретенников. Помимо того, что он страстный меломан, он ещё и отличный техник.
10
Все размещенные здесь устройства функционируют и находятся в прекрасном состоянии. Посетители имеют возможность не только посмотреть, но и услышать оригинальные говорящие машины XIX–XX веков (включая самые раритетные модели). О каждом из представленных экспонатов можно узнать немало интересных фактов и подробностей.
8
Выставочное пространство разбито на три основных тематических зала: «Винтаж», «СССР» и «Диско». У каждого зала — свое настроение, свой ритм, свои эмоции. И, конечно же, повсюду царит музыка.
Один из раритетных экспонатов музея — фонограф Томаса Эдисона 1887 года выпуска. Об изобретении фонографа — прибора для механической записи звука и его воспроизведения американский инженер Томас Эдисон объявил 21 ноября 1877 года. Изобретение произвело настоящий фурор и фактически открыло для человечества эру аудиозаписи.
5
Музыкальная шкатулка-полифон Symphonion. Германия
Чуть ранее до Эдисона заявку на получение патента во Французскую академию наук подал Шарль Кро. Свой аппарат он назвал «палефоном», что означало «голос минувшего». В отличие от Эдиссона, Шарль Кро не представил работающий образец, а лишь описал принцип работы. Поэтому свой патент он так и не получил.
8
Фигурка Ниппера – собачки, смотрящей в раструб граммофона. Этому изображению больше 100 лет, и называется оно «Голос его хозяина»
6
Рекламные кампании, в которых использовалось изображение Ниппера, имели ошеломляющий успех. Собачка украшала каждую пластинку, выпущенную «Компанией Граммофон», и вскоре сама фирма получила известность как HMV (His Master’s Voice – «Голос его хозяина»).
Развивая идеи Эдисона и Шарля Кро в 1896 году Эмиль Берлинер построил новый аппарат «граммофон» с плоскими пластинками. Конечно, то была еще далеко не та пластинка, которая практически стала владычицей мира, но именно Берлинер заложил краеугольный камень всей современной звукозаписывающей индустрии, превратив звукозапись в один из самых доходных бизнесов.
5
5
Лидером производства пластинок стала французская компания Pathe, память о которой сохранилась в слове «патефон». Фирма Патé первой пришла со звуковым товаром на российский рынок и в 1903 г. произвела первую запись на территории России.
6
Одним из первых артистов, чей голос зазвучал из граммофона, был Федор Шаляпин.
6
Сначала грампластинки делали из целлулоида. Позже появились каучуковые и шеллачные. На смену им пришли пластинки из поливинилхлорида (винила).
7
Вскоре аудиорынок завоевали магнитофоны и СD-диски. А появление современных цифровых технологий почти полностью вытеснило аналоговые системы записи звука.
6
Тем не менее винил никогда не терял популярности. Ценители и знатоки пластинки утверждают, что виниловый звук звучит звучат гораздо глубже, объемнее и естественнее. Да и сам процесс прослушивания — это особый ритуал. Взять пластинку в руки, протереть, сдуть пыль, поставить на вертушку, установить иглу, и ждать, пока раздадутся первые звуки музыки… Всё это действо сродни волшебству и в музее это можно почувствовать в полной мере.
8
Признаться, я никогда не считала себя настоящим аудиофилом, но всегда шла по жизни с песней и музыкой. Прослушивание старых пластинок приятно порадовало и навеяло что-то близкое и родное.
6
6
По-настоящему погружает в атмосферу прошлого века зал «СССР».
7
5
Первая фабрика по производству пластинок открылась в нашей стране 1910 году. После революции фабрика была национализирована и позднее получила название Апрелевский завод грампластинок. Впервые в мировой практике пластинки стали выпускать для целей пропаганды. Каждый большевик, мнивший себя трибуном, считал своим долгом увековечить свою пламенную речь и ораторское мастерство. Граммофоны с голосами Ленина, Калинина, Зиновьева, Луначарского, Коллонтай и Горького повсюду агитировали за советскую власть.
5
Когда, по мнению Сталина, «жить стало лучше, жить стало веселее», широкие массы пролетариата стали приобщать к музыке. Заиграли во дворах новенькие патефоны разнося по округе «Утомленное солнце», «Рио-Рита», и др. шлягеры.
4
Иглы для патефона
6
В довоенное время пластинки были дефицитом из-за нехватки сырья. Поэтому диски с записями песен в исполнении Леонида Утесова, Лидии Руслановой, Вадима Козина, Клавдии Шульженко, Тамары Церетели и др. популярных певцов удостаивались штампом «Обменный фонд. Продаже не подлежит». Оштампованный товар нельзя было купить просто так: такие пластинки обменивались на битые, по весу.
4
5
Война безжалостно отобрала самое дорогое: любимых людей, кров, уверенность в завтрашнем дне. В трудные военные годы все понимали: музыка — это помощник человека, как на фронте, так и в тылу. Верным товарищем служил окопный патефон, на котором под аккомпанемент артиллерийской канонады слушали песни бойцы.
Занесло судьбою в третий батальон Старенький коломенский усталый патефон. Пел нам на привалах у чужих дорог Трогательный девичий печальный голосок. Л. Утесов
6
Послевоенная музыка была наполнена воспоминаниями о друзьях-фронтовиках, скорбью по погибшим и мечтой о мире на земле. Невероятно популярны были такие сочинения, как «В землянке», «Враги сожгли родную хату», «Бери шинель, пошли домой», «Грустные ивы», «Журавли»», «Эх, дороги», «На безымянной высоте».
4
6
В СССР было написано множество чутких и душевных лирических песен. Практически каждый день рождались новые имена, новые песни и мелодии. Нередко они доходили до слушателя через саундтреки к популярным фильмам.
4
3
5
Но мир вступил в новую фазу своего развития. Советская цензура и критики набросились на «западные веяния». Однако несмотря на железный занавес «буржуазная музыка», которая считалась идейно чуждой и эстетически ущербной, в Советский Союз всеми правдами и неправдами всё же проникала. Пластинки в СССР не только привозили контрабандой и покупали у фарцовщиков, но и изготавливали на подпольных студиях. Не зря говорят — голь на выдумки хитра. Кулибины смогли заставить «зазвучать» даже флюорограмму — старые рентгеновские снимки смогли с успехом заменить дорогостоящий винил.
6
Нелегальная продукция «рентгениздата», которую нарекли «Музыка на костях», расходилась среди фанатов с молниеносной быстротой. На «костях» звучало всякое: цыганские, уголовные и эмигрантские песни. Народ взахлеб слушал и распевал «Гоп со смыком», «Чубчик», «Черные глаза», и «Бублички» и «Мурку». С зарубежных пластинок на гибкие носители перезаписывались запрещенные фокстрот, буги-вуги, твист и рок-н-ролл.
2
Виктор Цой когда-то пел:" Ты готов был отдать душу за рок-н-ролл, Извлечённый из снимка чужой диафрагмы…" Теперь эта страничка истории нашей страны вызывает ностальгическую улыбку.
4
6
Неизменный экскурсовод и гостеприимная хозяйка музея Евгения любит свое дело и с большим увлечением рассказывает об экспонатах. Познакомиться с коллекцией можно не только на обзорных экскурсиях, но и во время тематических вечеров, которые регулярно проходят в музее. Атмосфера в музее невероятно дружелюбная и тёплая.
3
Руководители «Мира говорящих машин» точно знают, что музыка способна на многое. Она умеет избавить от грусти, зарядить позитивом, придать сил. Музыка может изменить мировоззрение человека и его отношение к жизни. «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей», — говорил Дмитрий Дмитриевич Шостакович, и был абсолютно прав!