Возвращаясь два года назад из Крыма, мы заглянули в Керчь, чтобы там перекусить перед тем, как покинуть полуостров. В Керчи мы проезжали, в том числе, по улице Кирова, на которой привлекло внимание, как мне показалось, старинное здание. Я его сфотографировал через окошко автомобиля по пути сначала в одну, а потом в другую сторону. Уже в Москве стал искать информацию об этом здании, и вот что удалось выяснить.
Адрес здания: ул. Кирова, 22. Сейчас оно сдаётся в аренду различным организациям, в том числе и многопрофильному медицинскому центру. А с послевоенного времени в нём размещался главный корпус Керченского судоремонтного завода. Здание это оказалось не столь древним, как мне показалось сначала, но оно имеет интересную историю.
Построено оно было в 1915 году (как не крути, а тоже уже более века назад) для располагавшейся в этом месте Табачной фабрики, принадлежавшей купцу Константину Ивановичу Месаксуди, а после смерти основателя — его сыновьям Григорию и Дмитрию.
Сама фабрика была открыта в Керчи ещё в 1867 году и была, наряду с феодосийской фабрикой Вениамина Стамболи, одной из самых известных в дореволюционной России. В интернете можно найти дореволюционную фотографию этого здания.
А в 2005 году на современном здании правнуком основателя фабрики Владимиром Васильевичем Месаксуди, проживавшим во Франции, была открыта мемориальная доска, на которой, в частности, написано, что табачная фабрика Месаксуди была «крупнейшим в стране предприятием по выпуску элитных табачных изделий, пользовалось заслуженной известностью и поставляло свою продукцию к Императорскому двору. А владелец производства приобрёл легендарную славу удачливого предпринимателя и щедрого благотворителя».
Табачная фабрика была национализирована в 1920 году и просуществовала до 1941 года, оставаясь самым крупным предприятием табачной отрасли в Крыму. Во время Великой Отечественной войны, в 1941 году, по некоторым сведениям, часть оборудования была эвакуирована в Армавир. Оставшиеся станки и запасы сырья оккупанты передали в Феодосию с целью возобновления табачного производства для нужд войск. Табачное предприятие в Керчи больше не возрождалось. Но здание уцелело во время Великой Отечественной войны, и после освобождения Крыма в 1944 году в нём разместился восстановленный судоремонтный завод, образованный в 1936 году на базе существовавших с 1905 года припортовых мастерских, находившихся рядом с табачной фабрикой…
Керченский судоремонтный завод был образован в 1936 году на базе существовавших с 1905 года припортовых мастерских, находившихся рядом с табачной фабрикой. Великая Отечественная война вынудила завод переквалифицироваться из мирного предприятия в завод для переоборудования судов в военные корабли и их вооружение. Керченский судоремонтный завод в самом начале войны получил заказы на изготовление корпусов авиабомб, минометов и ручных гранат. Завод до последнего ремонтировал флот и стал единственным предприятием, не демонтированным полностью. Рабочие покинули город 12 ноября 1941 года, а уже через три дня Керчь заняли немцы. Через полтора месяца фашистов отбросили назад, и рабочие завода вновь вернулись к работе. Линия фронта проходила через город четыре раза, бесконечные бомбежки полностью разрушили завод. Несмотря на это сохранившееся оборудование было перенесено и успешно работало в подземных штольнях. С 1942 по 1944 года война прекратила деятельность завода полностью. В 1944 году завод восстановили в здании бывшей табачной фабрики Месаксуди. В первые послевоенные годы основным заданием предприятия было восстановление судов пострадавших в боях…