Православие в Казани переплетается с исламом.
Когда мы шли по улице Габдуллы Тукая, то среди зданий я увидел купол храма и дошёл до него.
Православие в Казани переплетается с исламом.
Когда мы шли по улице Габдуллы Тукая, то среди зданий я увидел купол храма и дошёл до него.
Это оказался храм Тихвинской иконы Божией Матери.
Построен храм был примерно между 1646 и 1685 годами. Первоначального названия я не отыскал, но в 1844 году храм был освящен в честь Тихвинской иконы Божией Матери, хотя эта икона хранилась в храме с момента основания.
После этого стали случаться в храме случаи исцеления. А в 1859 году произошло чудо как гласит легенда. В 1859 году над храмом появился образ Богородицы, после чего внезапно утих пожар в Старо-Татарской слободе, в которой постепенно по мере роста населения оказался храм в середине XIX века.
Чудеса стали привлекать в храм богомольцев, что позволо в 1898–1900 годах провести расширение и реконструкцию храма.
Но пришла революция и к религии отношение резко изменилось. Несколько лет подряд храм пытались закрыть. Интересно, что зачинщиками в 1930 году стали учащиеся школы, располагавшей рядом, которые призвали закрыть храм. Но закрыли церковь лишь 8 октября 1938 года.
Долгое время здесь находился склад, возвращен храм был в плачевном состоянии в 1997 году. Реставрация церкви продолжается до сих пор.
В 2011 году возле церкви был разбит мемориальный сад и установлен поклонный крест на месте церковного погоста XVIII- XIX веков.
Есть в этом саду часовня, принадлежащая храму.
Взгляните на мозаичную икону Николая Чудотворца на стене храма. На свитке видны непонятные надписи.
Это — надпись на кряшенском языке. Кряшены (тат. керәшеннәр от рус. крещён; крещёные тата́ры, тат. керәшен татарлары) — этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов, исповедуют православие. Несмотря на то, что современная этнология преимущественно рассматривает их как часть татарского народа, часть кряшен считает себя отдельным народом.
В настоящее время Тихвинская церковь является центром всех кряшенских приходов Татарстана.
На волне этнокультурного возрождения кряшен был создан Кряшенский приход города Казани, затем учреждено Благочиние кряшенских приходов.
Во дворе храма находится захоронение.
Это — могила протоирея Павла Павловича Павлова (1957 — 2019) .
Павлов был кряшеном.
23 декабря 1989 года в день памяти святителя Иоасафа Белгородского совершил первое богослужение на родном языке, восстановив, таким образом, прерванную Советской властью традицию служения в Казанской епархии литургии на инородческих языках.
С 1 июля 1993 по ноябрь 1995 год — предстоятель Православного кряшенского объединения при Петропавловском соборе г. Казани.
4 ноября 1995 года назначен настоятелем Кряшенского прихода г. Казани. По благословению Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия (А. М. Меткина) организовал и возглавил группу по переводу тех книг Священного Писания, которые не были переведены на «кряшенский язык» до революции.
По поводу языка, на котором велись службы Павлов говорил: «Мы называем наш язык „церковно-кряшенским“. Богослужения на нем — это изюминка нашей митрополии, мы делаем все, чтобы её сохранить. Это не просто, так как официально у кряшен нет статуса народа. А в Церкви есть такая богослужебная традиция — литургия на кряшенском языке, которой уже более 150 лет. Многие народы не стёрты с лица земли, потому что приняли Православие — кряшены среди них. Церковь оберегает от забвения кряшенскую культуру.»
Вот такой уникальный храм встретился на нашем пути в Казани.