Когда начинаешь путешествовать, вдруг открывается очевидное — оказывается наша планета не такая уж большая. И живут на ней люди, которые, несмотря на свою непохожесть, мечтают об одном и том же — все хотят быть счастливыми. Сегодня путешествия в пространстве стали ограниченными, но кто запрещает путешествовать во времени! Вот на этом пути, меня сегодня посетило преинтереснейшее открытие, которым я хотела бы поделиться.
Получила весточку из Иерусалима, от бывшей жительницы Казани и раскрутился сюжет, что привел меня к компьютеру, для поиска желаемого, сдобренного собственными, личными вспоминаниями. Собственно поразительным оказалось то, что я почти ничего не знала о том доме, на который целый год смотрела из окна моей квартиры.
Будь моя воля, я бы сейчас на крыльях перенеслась в Казань! Оказалась бы у знаменитого Дома Кекина и уж ничего бы не упустила, все облазила, обсмотрела! Но пока доступно только иное — путешествие по анналам собственной памяти и коридорам интернета.
Право же! Мы стремимся улететь как можно дальше от дома, на другой конец Земли, а открытие нового — это вид из твоего окна… Ну, так слушайте!
Жил на свете интересный и очень талантливый архитектор — немец Генрих Буш. Окончив весьма успешно, с серебряной медалью, Императорскую академию художеств по архитектуре, он в 1880 году приехал в Казань, где намеревался выразить себя в смелых проектах и воплотить в жизнь яркие мечты. Говорят, что его стремления легко укладывались в два слова — «борьба со скукой» и вначале на этом пути он нашел единомышленников. Одевался он модно, даже с долей экстравагантности и также легко проектировал и строил — так, во всяком случае, казалось тем, кто его окружал. Наверное, это была моцартовская «легкость», но именно она, вскормленная гением, всегда находит завистников. Сначала он был назначен городским архитектором, но уже через 13 лет успешной работы, на него посыпались неприятности. Решив открыть «Техническое бюро для приема заказов на изготовление планов художественных зданий и особенно храмов», он к прошению, которое оформил по всем правилам, приложил не копию диплома, а всего лишь аттестат об окончании академии — думал, что и так «все всё знают».
В результате строительство Богоявленской колокольни — уникального архитектурного сооружения, проект которой был уже выполнен Бушем, поручили другому архитектору — Михайлову, который взял готовый чужой проект и… вошел в историю.
2
Знаете каков был тогда вердикт? «Проект колокольни утвердить с тем, чтобы постройка производилась под наблюдением архитектора, имеющего на то право».
3
И это после того, что Генрих Буш построил в Казани интереснейшие здания — Александровский пассаж.
3
(фото из ин-та)
Дом Шамиля, на Тукаевской
1
(фото из ин-та)
Перечисления заняли бы слишком много времени — архитектурных сооружений около 20!
Однако сейчас мне хотелось бы рассказать только об одном архитектурном сооружении — детище Генриха Буша — Доме Кекина. Это последняя работа архитектора, его лебединая песня.
4
Дом получил свое название по имени знаменитого купца Кекина, который пригласил известного талантливого архитектора для возведения дома на стрелке двух улиц в центре Казани (Малой и Большой Лядской — ныне Горького и Галактионова)
Не буду рассказывать о древнем роде ростовских купцов Кекиных, что владели недвижимостью в разных городах России, а том числе Петербурге и Казани — городах мне особенно родных. Расскажу только одну из многих легенд, которые непременно возникают вокруг сооружений, построенных Бушем. Говорят, что однажды купец-миллионщик Кекин обедал в ресторане с другом и вступил в спор, что построит дом за один строительный сезон. Спор он выиграл! Может быть именно потому, что пригласил к строительству именно Генриха Буша. Невиданное дело! Впервые строительство велось не только днем, но и ночью, при свете электричества! И Это 1903 год!
Но легенда не о выигранном споре — скорее всего, это не легенда, а быль. Более мифическим кажется другое. Дело в том, что участок, на котором должен был строиться дом, находился во владении человека, который не желал продавать участок земли ни за какие деньги.
Видимо был слишком привязан к домушке, которым владел, и который находился на этом месте.
Очевидно, Кекин посоветовался с Бушем, который всегда мог найти оригинальное решение и. согласился купить участок с условием, что дом останется на том же месте.
(?)
Договор скрепили подписями и строительство началось. Где оказалась избушка? Да Буш перенес ее на крышу дома!
Вообще дом Кекина — это целый согласный хор стилей. Иногда его называют «готическим замком», а на самом деле, здесь можно усмотреть причудливую игру самых разных исторических стилей — модерн, плавно переливается и дружит с эклектикой, западные традиции легко комбинируются с причудливым Востоком!
Три уличных фасада! Восемь углов! Башенки на крыше, которая раньше, как пишут, была плоской (на ней даже заливали каток в начале века), а ныне стала «фигурной», однако легендарная избушка восстановлена и на новой крыше легко просматривается, если привлечь аэросъемку.
И еще! Кекин строил из собственного кирпича, который считался лучшим в округе.
Построенный за немыслимо короткий срок, дом Кекина стал сдаваться под разные учреждения.
(фото из ин-та)
Наиболее известные хозяева дома-дворца — правление Казанского округа путей сообщения, женская (по программе мужской) гимназия В. А. Ряхиной, где наряду с другими предметами преподавали латынь и татарский, магазин купца Агафона Афанасьева, которого называли казанским Елисеевым, казанская библиотека С. Я. Пальчинской, типография Л. Ф. Гросса, писчебумажный книжный магазин П. В. Шаталова — перечень, конечно же, не полный.
Сам Кекин в доме почти и не жил — жил рядом, на Большой Лядской.
В 1920 году дом был национализирован. Вначале здесь размещались военкомат, коммерческие магазины, кроме того дом стали заселять сотрудниками железнодорожного ведомства, так что со временем он превратился в большой жилой муравейник. Прекрасный фасад и страшная разруха внутри. Конечно, так было не всегда. Вначале дом еще хранил свой лоск. Например, на уровне третьего этажа, была терраса, на которой молодежь («кекинская» — те, кто жили в доме) устраивала танцы под радиолу.
Пишут, что Буш фантазировал не только с фасадом, но и внутри — ни одна комната не была прямоугольной — каскад остроумия! Право же, то ли мы в Барселоне, то ли в Париже!
Но когда дом был превращен в громадьё коммуналок, от архитектурного юмора осталась только печальная ирония.
Я не была в Доме Кекина в ту печальную пору, но вот в Александровском пассаже, который тоже построил Генрих Буш, бывала и не раз. И вновь — жила напротив!
Именно поэтому сфотографировала именно свой дом — он на переднем плане, а не пассаж, что выглядывает из-за деревьев.
1
Сейчас могу пользоваться только теми фотографиями, которые остались от поездок в Казань.
А тогда я наблюдала, как оба великолепных сооружения постепенно приходили в негодность. Жильцов постепенно выселяли, дома разрушались. Помню, как в Пассаже отмечали «отвальную» моей приятельницы. Она уже перевезла всю мебель на новую квартиру и мы ели татарскую лапшу сидя-лежа на ковре, — все, что осталось в квартире. Было смешно и неудобно. В коридоры выходить без дела побаивались. Накануне, соседка пошла на кухню, ее окликнули, она остановилась, оглянулась — это ее спасло, кухня рухнула в бездну…
Видимо что-то похожее было и с Домом Кекина. Фундамент осел, подвалы были затоплены водой, сырость, запустение. Последние жильцы были выселены по Программе ветхого жилья в 2000 -2001 годах.
Однако радует, что Казань сегодня — это не только «энциклопедия архитектурного китча постсоветского периода»
Но все же многое отреставрировано и это ценно.
В 1995 году Дом Кекина был включен в Список объектов культурного наследия федерального значения. С этого момента началось его возрождение.
О реставрационных работах, которые сегодня уже успешно завершены, можно прочитать в интернете и немало, но мне в настоящее время, было бы интересно побывать внутри дома, который не просто отремонтирован, но отреставрирован. По сохранившимся сведениями, было восстановлено многое из утраченного.
Интересно, а знаменитые привидения кекинского дома еще обитают на верхних этажах, на чердаке…
Я прошлась бы по широким коридорам, по которым бегали, как по улице дети первых жильцов — играли в догонялки, в лапту… Такие вот пространства коридоров.
Я бы посетила избушку на крыше… Побродила бы по фигурным лестницам и залам «неправильной» формы…
Да, в Казани был свой Гауди и он так же, как его далекий коллега закончил свою жизнь в нищете.
Генрих Буш скончался от воспаления легких в 1905 году, ушел из жизни всеми забытый и одинокий. Но он оставил Казани большое наследство. Это не только уникальные сооружения.
В книге С.Саначина «Исследования по истории Казанского края», которую я не читала, но на которую ссылается автор из интернета, с небольшим очерком которого я ознакомилась, перечислены результаты трудов Генриха Буша. Вот некоторые из них (совсем малая часть):
«…боролся с выпуском нечистот из домов по Чёрноозёрской трубе. Разработал закрытый сифон, который по распоряжению Управы обязан был установить каждый домовладелец Казани, чтобы не распространялось зловоние… Об этих его заслугах сегодня никто не помнит. Зато красавица-колокольня, пассаж, дом Шамиля (сына легендарного Шамиля) стоят и, к счастью обрели новую жизнь уже в новой Казани».
Для меня Дом Кекина — это столовая № 1, куда бегали мы всей группой из консерватории. Далекие воспоминания. И еще много-много воспоминаний…
А Пассаж! Помню как группа первоклашек в классе, где учился сын, организовало «тайное общество по спасению Пассажа». Собирались. Обсуждали что-то. Готовили «экспедицию» в подвалы старого здания, где, конечно же, тоже жили привидения.
Может быть вот из таких «первоклашек» выросли те специалисты, которые сегодня возродили творения Генриха Буша в Казани. Как знать.
Впрочем, судьба творений великого архитектора и трагична, и счастлива. Так в колокольню Богоявленского собора в 1901 году ударила молния, но здание выстояло. Выжило оно и перед Великой Отечественной войной, когда уникальное сооружение решили взорвать. Не взорвали.
Сегодня пришло время возрождения утраченного, но выжившего и оживающего.
Мы все стремимся в далекое-далеко, будто только там нас ждет что-то интересное, а интересное — это вот, «незнакомое-знакомое», которое рядом с нами и ждет нашего внимания. Будете в Казани — не пройдите мимо Дома Кекина! Поверьте, я рассказала вам совсем небольшую часть того, что еще могла бы поведать. Но пусть вас поманит тайна в вашем следующем путешествии по родной земле!