В последний день пребывания в Казани решили погулять по городу. Оставив ставшую почти родной улицу Баумана, перешли на другую сторону площади Тукая и попали на улицу Петербургская.
Во главе улицы располагался памятник, мы поднялись к нему. Это оказался бюст Льва Николаевича Гумилёва (1912 — 1992).
Широкой публике более известны его родители: Анна Андреевна Ахматова (1889 — 1966) и Николай Степанович Гумилёв (1886 — 1921), первый муж Ахматовой, расстрелянный по сфабрикованному обвинению в участии в антисоветском заговоре «Петроградской боевой организации Таганцева».
Бабушка Ахматовой была татаркой, но не из-за этого в Казани появился бюст её сыну.
На постаменте его памятника имеется надпись: «Я — русский человек, но всю жизнь защищал татар от клеветы».
На сайте министерства Культуры Республики Татарстан написано: «Труды этого учёного позволили узнать многое об истории татар и Казанского ханства. Он добился реабилитации в массовом сознании тюркских народов, считавшихся воплощением дикости и невежества, показав их как носителей самобытной культуры».
Памятник Льву Гумилёву был установлен 24 августа 2005 года.
Перед установкой произошла поистине детективная история. На этом месте должен был установлен бюст российскому императору Петру Первому, что не удивительно, ведь Петр Первый бывал в Казани и много сделал для создания архитектурного облика города.
Уже выбили надпись на пьедестале, но в дело вмешалась общественность, поддержанная мэром города.
Было написано письмо, под которым подписалось более семи тысяч человек: «Установка памятника Петру I, продолжателю кровавых дел Ивана Грозного в Татарстане в год 1000-летия Казани, столице всех татар мира, перспективы не имеет».
Надпись срочно затерли и был создан бюст Гумилеву, который в отличие от бюста Петра Первого на тот момент не существовал.