Только что на нашем телевидении зрители страны, с большим интересом посмотрели сериал «Таинственная страсть», который, конечно же, с новой силой всколыхнул интерес к знаменитому писателю Василию Аксенову. Для тех, кто не понаслышке помнит «шестидесятые», фильм стал словно приветом из тех далеких дней.
Эта моя фотография — уже в восьмидесятые годы, но все же… Евтушенко. Этим многое сказано.
Те же, кто родился значительно позднее — открыли для себя совсем новую страницу истории страны, а может быть и творчество замечательных поэтов. Еще вчера книги многих «шестидесятников» с трепетом и уважением брали с полок именно любители их творчества, а теперь буквально «расхватывает» «прозревшая» молодежь.
Конечно, роман Аксенова — это не документальное произведение, а художественная интерпретация действительности. Фильм оказался еще большей интерпретацией и герои фильма, несомненно, отличаются от прототипов — это нужно хорошо понимать. Так что и сама жизнь (которая тоже есть роман), и произведение Василия Аксенова, и сериал — это три самостоятельные единицы, находящиеся в родстве, но вот в каком: близком или далеком — я думаю, это еще определенное время будет предметом обсуждения.
А пока сегодня, многочисленные туристы, желающие посетить Казань, уже не пройдут мимо нового музея — дома, в котором когда-то в детстве жил писатель Василий Аксенов — уроженец Казани.
Дом- музей находится в самом центре города, напротив Музея изобразительных искусств (именно он на фотографии).
А вот адрес музея Аксенова - Карла Маркса 55.
Прежде чем кратко рассказать об этом музее, сразу замечу, что пригласить в этот уюный (теперь уже добротный), хорошо отреставрированный деревянный дом, я готова не только для посещения самого музея, но и кафе, ресторана, гостиницы, что расположились «у Аксенова», в том же доме. И гостиница, и ресторан называются «Перекресток джаза».
Гостиница небольшая — всего-то 7 номеров, но народ очень хвалит. А вот кафе и ресторан «опробованы» мною всесторонне (могу свидетельствовать), так как в прошлый приезд мы только там и ужинали. Почему? Хорошо кормят — это факт, приятная атмосфера — живая музыка, а я люблю джаз.
Соседство: музей, гостиница, ресторан, кафе (можно сказать с домашней татарской выпечкой) не случайно, это реализованные мечты самого Аксенова.
Когда писатель приезжал в Казань, уже в 2007 году, его встречали с великой радостью, и даже решили сделать подарок — дом, в котором прошло детство писателя. Аксенов был готов принять подарок. Походил в обществе важных сопровождающих по своему, когда-то дому (тогда уже начался ремонт-восстановление), и даже возмечтал здесь пожить и поработать… Как человек, в хорошем смысле слова " богемный", он также хотел иметь возможность размещать в этом доме своих друзей, гостей, которые приезжали бы к нему в гости, и чтобы вечером, за совместной трапезой, они могли бы слушать хороший джаз…
Этим мечтам не суждено было осуществиться в полном объеме — в 2009 году писателя не стало, но казанцы воплотили мечту писателя, и теперь здесь, сформировался, можно сказать, культурный центр, литературный клуб, где проходит множество интересных мероприятий. Да и мы все, ныне, вот так, запросто, можем приехать «в гости» к писателю, именно в этот уютный дом: остановиться в хорошей гостинице (два года назад еще не очень дорогой — приблизительно 3000 рублей за ночь).
Сейчас творчеством Василия Аксенова заинтересовались «самые широкие массы». Телевизионный сериал, несомненно, «подогрел» этот интерес. Роман Аксенова «Таинственная страсть» снова читают все — многие впервые, и это хорошо.
А я вот думаю, как, порою, мы мало ценим момент настоящего, и подзабываем то, что случалось с нами самими, порою непростительно легко.
Я хорошо помню, как газета «Вечерняя Казань» публиковала тогда еще рукопись Евгении Гинзбург «Крутой маршрут», а мои хорошие знакомые и можно сказать коллеги, готовили эту рукопись к печати. Но, в то время, я с нетерпением, ожидая каждый новый номер газеты, не думала, что писательница, пережившая репрессии, была еще и матерью Василия Аксенова.
В небольшом музее, за более чем скромную плату в 150 рублей, экскурсовод расскажет вам о том, что отец писателя до войны был председателем горсовета — большая должность! А мать журналисткой в газете — тоже, по тем временам человек значительный, по своему статусу. Когда родители поженились и у них в 1932 году родился сын Василий, тогда у будущего писателя уже были сводные брат и сестра (Алексей и Майя). Это дети от первых браков Павла Аксёнова и Евгении Гинзбург. Василий стал их первым общим ребёнком — он же и пострадал больше всех. После ареста родителей брата и сестру разрешили воспитывать родственникам, а маленького Василия насильственно забрали в детский дом для детей, чьи родители были политосужденными. Лишь через год, брат отца все же привез мальчика из-под Костромы и вернул в семью.
В доме, о котором идет речь, прошло детство Аксенова, сюда его привезли из детдома. В то время здесь была типичная коммуналка. Семья была немаленькая — бабушка, братья, сестры, тети, дяди… Аксенов, как рассказывает экскурсовод, спал на раскладушке, а чтобы большая семья не мешала младшему спать, его в однокомнатной квартире просто клали головой под стол (очень знакомо).
О том, что было, где стояло — рассказывал сам Аксенов. И снова, все так понятно — будто было со мной…
Вот лично я, когда-то, в такой же однокомнатной, спала не на раскладушке, а на сундуке, что стоял у печки…
В доме Аксенова тоже есть такой сундук у печки, и на нем тоже спал кто-то из детей. По воспоминаниям самого писателя, сундук «восстановили» и у печки поставили.
Говорят, что в доме немало именно «аксеновских» вещей, хотя восстановить военный и послевоенный быт пока не сложно, ведь у многих еще сохранились вещи из того времени…
Нет, не буду сейчас «отбирать хлеб» у экскурсовода: побываете — узнаете все сами. А моя задача — рассказать вам об интересном месте, которое до последнего времени пользовалось популярностью у казанской интеллигенции, но не у туристов. Надеюсь, что теперь эта несправедливость будет исправлена.
P. S. Вот еще одна фотография из моего архива — это за кулисами, после спектакля «Фауст», в Москве.
Евгения Евтушенко узнают все — он рядом с Мефистофелем (бас Борисенко). Рядом — Фауст (тенор Васько), который потом эмигрировал в Америку. Рядом с Фаустом жена Евтушенко — Мария (тогда Маша). Валентин (баритон Трескин) — в недалеком будущем солист Пражского театра. Молодой парень в темных очках, что залез на стул — дирижер (Русин) в последствии эмигрировал в ЮАР. Под «возвысившимся» молодым дирижером стою я.
Да, многие тогда эмигрировали, но… почти все постепенно вернулись. Почему? Последний эпизод фильма мне очень запомнился. Постаревшего героя фильма (играет Кулагин) голос за кадром спрашивает — хорошо ли ему было в Америке. Тот отвечает: «да». А почему же вернулись? Многозначительная пауза, которая следует вместо ответа настолько блестяще сыграна и можно сказать, «произнесена» , что, право же, достойно завершает сериал.