Тема «Баратынский в Казани» впервые была и озвучена, и сформулирована не мной, а интересным человеком, когда-то моим земляком Ренатом Бикбулатовым.
Инженер завода ЭВМ, а впоследствии один из (не побоюсь этого слова) выдающихся краеведов Казани, был мне знаком. Не забыть, как мы гуляли по Казани и он рассказывал историю едва ли, не каждого дома на улице Свердлова (тогда эта улица так называлась). Вполне затрапезная улица старой Казани, по которой в распутицу невозможно было пройти — такие лужи разливались, казалось бы, о чем тут рассказывать! Но помню — день тогда уже клонился к закату, а мы все ходили по длинной, узкой улице, и я слушала и слушала интереснейший рассказ.
Вот от этого удивительного человека, к слову сказать, и спортсмена, и заядлого путешественника, я узнала информацию о том, что такая знакомая всем музыкальная школа № 1, что находится по улице Горького — это бывшая усадьба Баратынских и необходимо, просто пренепременно нужно отвоевать право открыть в этом небольшом доме музей.
1
Знаю, что сам Ренат не только «просто желал» открытия этого музея, но участвовал в реализации проекта, причем начал этим заниматься в то непростое время, когда кабинеты начальствующих людей, для таких вот простых «просителей» не всегда доброжелательно распахивались.
Бикбулатов рассказывал мне и о том, что уже собраны какие-то экспонаты для будущего музея, но пока они — спасибо энтузиастам, находятся в одном из школьных музеев.
1
Однажды приехав в Казань и вновь встретившись с Ренатом Бикбулатовым, узнала, что музей все же открылся, однако впервые побывала в новом музее только в 2017 году, а потом в 2019 на концерте.
1
К слову сказать, в музее часто проходят концерты — видно слишком привыкли эти стены к звукам музыки, ведь музыкальная биография дома на улице Горького — это тоже часть истории, уже новой истории Казани.
1
Почему я не сразу поспешила в музей… Не знаю. Может быть потому что имя Баратынского людям нашего поколения, хотя и было знакомо, так что и стихи его почитывали, но было ощущение какой-то временной отдаленности.
Если бы не скромная публикация Ирины Мухановой, которая припомнила фрагмент из замечательной картины «Доживем до понедельника», я бы сейчас и этот фрагмент подзабыла.
Герой Тихонова читает стихи, а учительница, что к ним прислушалась, пытается угадать автора.
— Пушкин, Тютчев?
— Холодно. Это не из школьной программы.
— Сдаюсь!
— Баратынский.
— Ну, знаете! Никто не обязан знать второстепенных поэтов!
— А его уже перевели.
— Куда?
— В первостепенные.
1
Некоторые считают, что критика Белинского стихов Баратынского, во многом повлияла на то, что творчество Баратынского не изучалось в советской школе.
Конечно, Белинский — родоначальник отечественной литературной критики, но он был натурой страстной, увлекающейся и при этом часто менял свои взгляды на противоположные (интересно почитать, сравнить).
Современники называли его «неистовый Виссарион»…
Другие же читатели и почитатели сравнивают Баратынского с Пушкиным (они были дружны, знакомы), причем это сравнение звучит дифирамбически, без «соревновательных» оценок — хуже, лучше. Просто, Баратынский был великий поэт. А еще его часто называют загадочным…
2
В музее было пустынно. Далеко не каждый турист, приехавший в Казань, спешит в этот небольшой музей. Должна сразу же объявить, что музей поразил меня своим обустройством и современным флёром в экскурсионном сопровождении.
Каждому посетителю выдают планшет (тогда это было бесплатно), так что ты ходишь с ним по музею, а электронный помощник сам обнаруживая твое местоположение начинает тебе рассказывать об экспонатах, с которыми ты собираешься познакомиться.
2
Нигде такого не наблюдала. Очень удобно и комфортно. Будто экскурсовод рядом с тобой и угадывает каждое твое желание.
1
Правда нет возможности задать вопросы… Но в каждой ложке меда, нередко прячется таблетка от ангины (проверенный способ лечения детей). Здесь, как я только сейчас поняла, заложено даже две таблетки, ну, в крайнем случае… полторы.
1
Я только при подготовке этого материала поняла, почему отложила фотографии, оставшиеся от того моего посещения. Обычно все рассмотреть и запомнить не удается, и мы фотографируем аннотации, надписи рядом со стендами, чтобы «доразобраться» дома.
1
Не знаю — были ли там распечатки, необходимые для знакомства с экспонатами в том или ином зале. Обычно они в музеях имеются. Здесь, скорее всего, их не было. Зачем! Ведь информация — это планшет, который вы держите в своих руках!
1
И, признаюсь, я была настолько поглощена общением с моим электронным помощником, что даже забыла ответить себе на те вопросы, которые только сейчас задала, спустя время.
1
В результате сегодня мне трудно объяснить вам — что это за платье…
2
Или какое отношение к Баратынским имеет эта фотография женской семинарии…
2
Я знаю, помню, что один из ценных экспонатов — это стол, за которым работал А.С, Пушкин, во время своего посещения Казани. Но который! Я забыла…
2
Конечно, ванна произвела впечатление!
2
Вот такое наше время. Техника, несомненно, расширяет информационное пространство, но информация не усваивается так глубоко, чтобы стать знанием!
2
Еще раз припоминаю общение с живыми «человеческими» экскурсоводами — их интонации, взгляды, жесты запали, отпечатались в памяти (пока что довольно неплохой) и через эти второстепенные, но живые детали, мне намного легче вспомнить и то, что они говорили.
4
Вот ведь какая интересная проблема постучалась ко мне, в связи с воспоминанием о посещении интересного музея в Казани.
1
Конечно, я могла бы сейчас рассказать вам о Баратынском (он подписывал свои работы то, используя букву «а», то букву «о» — Боратынский), так что не имеет значения.
1
Но моя задача пригласить вас в музей, а не проводить в нем экскурсию.
Если же я буду рассказывать вам подробно о загадочном поэте, то мой очерк приблизится к предмету «история литературы»… А сайт туристический.
2
Поэтому я решила позволить себе продемонстрировать фотографии и стихи великого поэта. Разве этого мало!
1
«Мой дар убог, и голос мой не громок,
Но я живу, и на земле мое
Кому-нибудь любезно бытие.
Его найдет далекий мой потомок
В моих стихах, как знать? Душа моя
Окажется с душой его в сношеньи,
И как нашел я друга в поклоненьи,
Читателя найду в потомстве я».
1
Могу признаться, что при написании этого материала я так увлеклась чтением стихов Баратынского и так много для себя открыла, что от души желаю и вам собственного открытия творчества великого поэта (хотя бы по следам и этого текста).