Из Николаевского Клобукова монастыря мы поехали в Кашинский краеведческий музей, расположенный в бывшей Входоиерусалимской церкви (Бассейная площадь, 5), в котором у нас была заранее забронирована экскурсия по музею.
Из Николаевского Клобукова монастыря мы поехали в Кашинский краеведческий музей, расположенный в бывшей Входоиерусалимской церкви (Бассейная площадь, 5), в котором у нас была заранее забронирована экскурсия по музею.
Прежде чем начать рассказ о музейной экспозиции, несколько слов скажу о церкви, в которой с 1932 года расположен Кашинский краеведческий музей.
Храм с таким названием был известен в Кашине с 1401 года, являлся центром подгородней Иерусалимской слободки. В 1774 году было получено разрешение вместо двух обветшавших приходских церквей Входоиерусалимской и Зосимы и Савватия Соловецких соорудить двухпрестольную каменную церковь. В 1777 году она была закончена, в 1779 году освящён верхний храм, в 1789 году — нижний. В 1815 — 1816 годах выстроена новая трёхъярусная колокольня, заменившая первоначальную. В 1827 году вокруг храма была выстроена каменная ограда.
В 1929 году храм подвергся разорению и закрытию. Были сняты колокола, разобран иконостас, сломана ограда. В 1940 году с куполов были сняты кресты и разобрана колокольня до первого яруса. Близ апсиды храма сохранились захоронения почётных граждан города Кашина — семьи Манухиных. Они являлись основными благотворителями этого храма, много давали средств на обустройство и содержание церкви.
С 1932 года в помещении бывшей Входоиерусалимской церкви разместился городской и районный краеведческий музей. В настоящее время церковь не действует, и здание не принадлежит Православной Церкви, но является украшением и достопримечательностью города.
Кашинский краеведческий музей является одним из старейших в Тверской области. В 2019 году он отметил столетие со дня открытия. Организован он был осенью 1918 года при Уездном отделе народного образования. Основой музейной коллекции послужило частное собрание местного купца Иосафа Яковлевича Кункина, члена Тверской Учётной архивной комиссии, дом которого на Пушкинской набережной стал первым местным музеем.
2 февраля 1919 года в здании городской Думы состоялось его торжественное открытие. К этому времени музейные фонды насчитывали около 7 тысяч экспонатов.
Музейно-организационная комиссия, а затем Общество ревнителей изучения местного края, созданное в 1921 году, в большой степени способствовали собирательской и научной работе музея. Учредителями Общества стали профессор МГУ, библиотекарь Румянцевского музея К. А. Стратоницкий, заведующий музеем В. И. Кункин, учитель из села Скнятино И. Ф. Никольский, который стал впоследствии директором Калязинского музея, и другие. Общество ставило целью «пробуждение и развитие в местных жителях интереса к своему краю». До 1930 года его возглавлял С. В. Кисловский — преподаватель реального училища, член Географического общества при Академии наук СССР.
Музейные коллекции собирались стараниями и подвижничеством этих людей. Их экспедиции по усадьбам после национализации спасли многие ценности от разграбления. Первоначально под коллекцию музея был отведён этаж в здании городской Думы, а с 1932 года до настоящего времени музей располагается в здании бывшей Входоиерусалимской церкви.
Особенно активизировалась деятельность музея и краеведческого общества в 1920-е годы. С 1922 года Кашинский музей перешёл в ведение Тверского областного музея. Устраивались многочисленные выставки, экспедиции по уезду спасали ценности из национализированных усадеб.
Пик посещаемости пришёлся на 1924 — 1925 годы, его посетили 3 тысячи человек. И это притом, что музей был открыт всего три дня в неделю.
В 1927 году в связи с переводом музея на местный бюджет возникла реальная угроза его закрытия, поскольку кашинский уездный исполком отказался взять его на баланс. Тогда из Твери поступил приказ закрыть Кашинский и Калязинский музеи как «не представляющие исторической и краеведческой ценности». Музеи закрыли, но, благодаря обращению в Главнауку председателя Общества С. Е. Кисловского, их приняли на кимрский уездный бюджет. Музеи продолжали работать и в годы Великой Отечественной войны.
Действующая сейчас экспозиция была создана в 1992 году под руководством Веры Алексеевны Пиксайкиной, которая заведовала музеем до 1993 года. При этом основными исполнителями были петербургские художники Б. А. Робенко и Н. А. Тимофеев. Неординарное художественное решение экспозиционных залов, уникальные экспонаты и обширные фотопанорамы с видами города позволяют наглядно представить облик старого Кашина.
Экспозиция занимает девять небольших залов, расположенных на двух этажах бывшего Входоиерусалимского храма. Оформлена она так, что посетители музея оказываются то в крестьянской избе, то в городском доме, то в трактире, то в дворянской гостиной, то на городской улице.
Обширные фотопанорамы местного фотографа Василия Арсеньевича Колотильщикова (1868 — 1958) удачно вписываются в экспозицию. Он работал в музее с 1919 по 1925 годы в должности научного сотрудника. Как художник-фотограф В. А. Колотильщиков участвовал в нескольких художественных конкурсах, был премирован двумя золотыми медалями на международных выставках. Его по праву можно назвать фотолетописцем города Кашина.
Дальнейший рассказ о музее я постарался изложить в той последовательности, в которой его излагала наша экскурсовод Ирина Алексеевна Иванова, она же является и заведующей Кашинским краеведческим музеем:
Экскурсия по музею началась в зале, в котором рассказывается о православных традициях города Кашина. Благодаря храму Входа Господня в Иерусалим, стоявшему при въезде в город со стороны Москвы, Кашин ассоциировался с древним и значимым городом Иерусалимом. В целом этому способствовала особая храмовая застройка Кашина, идею которой наглядно продемонстрировал академик архитектуры Геннадий Макеев на плане города XVI — XVII веков:
В то время в виде креста располагались 33 престола, как символ возраста Христа. Главный храм в городе — Собор Воскресения Христова — посвящен одноимённому главному православному празднику. Он находится в центре композиции. Вокруг расположены ещё 24 престола, которые как бы подчинены этому главному престолу, как и в граде Иерусалиме.
Если бы мы оказались в центре Кашина той поры и окинули взором его окрестности, то поняли бы, что город окружён ожерельем из церквей, стоящих на возвышенностях, на холмах. До сих пор некоторые их них располагаются на тех же самых местах, разве что сохранилось их существенно меньше, чем в стародавние времена.
Символом Троицы является гигантский треугольник, вершинами которого были три самых крупных монастыря, стоявших на окраинах города: Сретенский, Дмитровский и Николаевский Клобуков монастыри. Общее количество храмов в Кашине в те времена достигало шестидесяти. При населении города в то время в три тысячи человек такое количество храмов было совершенно уникальным явлением. Видимо, поэтому все архиепископы с той поры назывались одновременно Тверскими и Кашинскими. И эта традиция до сих пор сохраняется.
Но в начале XVII века Кашин подвергся разорению польско-литовскими интервентами. И эти трагические события привели практически к снесению города с лица земли, после чего он так и не смог восстановится в прежнем виде.
Посетителей музея, конечно, привлекает ещё одна схема, на которой хорошо видно, что древний город зародился внутри своеобразного «сердечка», образуемого извилистым руслом реки Кашинки, в честь которой город и получил своё название:
Кашин начал возрождаться только к концу XVIII века. Императрица Екатерина II, одержимая идеей преобразования всей России, не обошла вниманием и город Кашин. В 1777 году был утверждён новый генеральный план застройки Кашина. Несмотря на такую пересечённую местность, Кашин получил регулярный план, в котором городские кварталы, образованные пересечением улиц, были ориентированы по сторонам света, и весь город вписывался в прямоугольник в 2,5 на 2 версты.
Главным ориентиром и главной доминантой Кашина всегда был Воскресенский собор. Улицы были прямыми, поэтому в городе заблудится практически невозможно.
В музее представлен макет квартала номер 1.
С него началась каменная застройка Кашина. И до сих пор в городе можно увидеть первый каменный дом, построенный в соответствии с этим регулярным планом. Это так называемый «Соборный дом», который находится в саду Тургенева. А рядом с ним сохранился дом купца Зызыкина. Это была городская усадьба. Зызыкин позаимствовал секрет изготовления вина у Николая Васильевича Терликова, известного кашинского виноторговца. Поэтому дубовые бочки на макете неслучайны, в таких бочках выстаивалось вино, изготавливавшееся на винном производстве Зызыкина.
Ещё один музейный экспонат — это жалованная грамота императрицы Екатерины II городу Кашину. На ней изображён утверждённый ею герб Кашина:
Герб состоит из двух частей. На ярко алом фоне изображён золочёный табурет с короной, символизирующий принадлежность Кашина Тверской губернии. А на голубом фоне нарисованы три стопки с белилами, которые изготавливались в Кашине, а потом продавались по всей России. Процесс изготовления белил из свинца был очень вредным, поэтому слобода, где производили белила, называлась Поганой слободой. С этим названием впоследствии произошла интересная метаморфоза, в результате которой современная улица на месте бывшей Поганой слободы стала называться Чистопрудной.
Ещё одним производством славился Кашин. Это пряничное производство, оно было очень популярным в Кашине, и эти традиции сохраняются до сих пор. В музее экспонируются две старинные пряничные доски, с помощью которых рисунок оттискивался на пряниках.
Одна из этих досок сейчас фактически уникальная, поскольку подобных ей больше до нашего времени не сохранилось. Вырезана она на кипарисе и датируется концом XVIII века.
На доске изображена сказочная птица Сирин в окружении льва и единорога. Надпись по кругу на старославянском языке гласит: «Сей пряник паточный с анисом и мёдом, ешьте на здоровье, со своими друзьями творя честную беседу».
Интересно, что с пряниками были связаны самые разнообразные традиции. Например, во время свадьбы в поднесённом жениху и невесте прянике они должны были «проесть дырочку» и через неё поцеловаться. Тогда счастливая и сладкая, как этот пряник, жизнь молодым будет гарантирована.
А ещё был так называемый «разгонный пряник». Женщины тогда не принимали участия в торжествах вместе с мужчинами. Но, когда хозяйка понимала, что торжества должны заканчиваться, она выносила гостям на подносе пряник и чарку «зелена вина». Гость выпивал чарку, закусывал пряником, целовал хозяйку в «сахарные уста» и с достоинством удалялся. Вот такие бытовали традиции.
Сейчас в Кашине тоже изготавливают пряники. Правда, они не столь большие и красивые, но зато их можно приобрести в качестве сувениров, что мы и сделали, купив в музее один такой современный пряник.
В музее рядом с пряничными досками притаился уникальный шкаф-поставец начала XVIII века, а, может быть, и конца XVII века:
Проведенное искусствоведческое исследование показало, что это так называемое «петровское барокко». Шкаф изготовили с помощью всего двух инструментов — скобеля и топора. Расписан он от руки. Шкаф, конечно, подвергся серьёзной реставрации в 1980-е годы. Работники музея выяснили, что подобных предметов в России сохранилось всего три единицы. Два других хранятся в Государственном эрмитаже и в Домике Петра Первого в Санкт-Петербурге, поэтому и «петровское барокко». В кашинском музее находится их третий собрат, неизвестно какими путями попавший в провинциальный город.
Справа от шкафа на стене вывешен портрет кашинской купчихи Анны Васильевны Ждановой.
Она жила в начале XIX века и была супругой городского головы Ивана Григорьевича Жданова. Дама весьма состоятельная. Неизвестный художник очень подробно и достоверно изобразил одежду и украшения этой женщины. У неё на каждом пальце по перстню или кольцу, жемчужные украшения, серёжки, душегрея, расшитая золотыми нитями, рубаха с тонкими кисейными рукавами, персидская шаль. Такие шали купцы привозили своим жёнам из далёких путешествий и с ярмарок.
А вот сокровища свои и ценные документы можно было сохранить вот в таком замечательном сундуке — подголовнике.
Ставился такой сундук в специальную выемку в кровати, на него клали подушку и укладывались спать. А если вдруг случался пожар, или врывались грабители, то обладатель сундука первым делом спасал этот сундук с драгоценностями, которые были, как говорится, «под рукой».
И в этом же зале обращает на себя внимание уникальная коллекция батистовых платков из рода семьи Кункиных, основателей Кашинского музея. Сфотографировать целиком было проблематично, поэтому покажу только небольшой фрагмент таких платков:
Это вышивка золотной нитью тамбурным швом в прикреп. Это рукоделие кашинских купчих, которому уже более двухсот лет, то есть не профессионалов, а именно женщин-рукодельниц, которые таким образом коротали долгие зимние вечера, ожидая своих супругов из их поездок по торговым делам.
Кашинский краеведческий музей обладает огромной коллекцией народного костюма. И всё это благодаря Иосафу Яковлевичу Кункину, который ездил в экспедиции по Кашинскому и соседним уездам и просто собирал замечательные костюмы, которые хранились в сундуках у наших прабабушек и прадедушек. Например, вот такой праздничный крестьянский костюм, сарафан, расшитый позументом, на котором типичный тверской орнамент, а именно: раскрытые кверху лепестками лилии.
В экспозиции музея представлены также женские головные уборы, в частности, замечательный по красоте девичий кокошник, украшенный жемчугом:
Жемчуг добывали в реке Кашинке, и, прежде чем его использовать для украшения, добытые из раковин моллюсков жемчужины проходили определённый ритуал. Когда жемчужину доставали, она была ещё мягкой, её заворачивали в холщовую тряпочку и помещали на несколько часов за щеку, чтобы у неё не было стресса, и она не потеряла форму. А потом её клали в специальный мешочек и несколько дней носили его подмышкой. И только когда жемчужины затвердевали и принимали красивую форму, их можно было применять для украшения костюма.
И другие женские головные уборы тоже поражают богатством орнамента и сюжетов, которые на них изображены:
Ещё в музее находится настоящая галерея купеческих портретов. На них представлены жители Кашина, которые внесли значительный вклад в развитие города:
Например, портрет кашинского купца Николая Васильевича Терликова (1790 — 1865) — купца 1-й гильдии, виноторговца, благотворителя и общественного деятеля, с 1842 по 1854 год избиравшегося городским головой, почётного гражданина города Кашина.
Прославился он ещё тем, что изобрёл так называемое «винное производство» в Кашине — производство суррогатных виноградных вин. Когда-то это производство потрясло Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, который приезжал в Кашин с ревизией и был поражён размахом этого производства. Но Николай Васильевич Терликов был в городе уважаемым человеком, несмотря на то что кашинцы сочинили про его продукцию такое стихотворение:
»С таким вином плохие шутки,
Но к счастью милостивый Бог
Нам дал лужёные желудки,
Чтобы его пить каждый мог».
Н. В. Терликов нажил огромное состояние и свои капиталы щедро дарил на благотворительность. Им был построен в Кашине тёплый храм при Воскресенском соборе и колокольня, для чего он пожертвовал свыше 100 тысяч ассигнациями. На его же средства были приобретены часы -куранты для колокольни Воскресенского собора, которые исправно ходят до сих пор. Им же построены и расширены храм Вознесения, храмы в Сретенском и Дмитровском монастырях. На постройку ярмарочного собора в Нижнем Новгороде Н. В. Терликов пожертвовал 25 тысяч рублей. Он давал другим людям беспроцентные ссуды и др.
Ещё на одном портрете из галереи изображён Иван Григорьевич Жданов — кашинский городской голова:
Он вошёл в историю в 1812 году. Во время нашествия Наполеона кашинцы подверглись панике и готовились к эвакуации, но Иван Григорьевич сумел убедить их в том, что французы до Кашина не дойдут. Он организовал дежурство крестьян с рогатинами, которые стояли по всему Дмитровскому тракту, порядка 80 километров до Дмитрова. В случае опасности они обменивались информацией, и тогда Иван Григорьевич был готов организовать оборону Кашина. В итоге жители Кашина не покинули свои дома, Наполеон до Кашина не дошёл, жители сохранили своё добро, за что были очень благодарны своему городскому голове.
Чаще всего портреты принадлежат кисти неизвестных, в основном крепостных художников, которые получали дополнительное образование и принимали заказы на портреты, подражая дворянской моде той поры.
Отдельный зал в Кашинском краеведческом музее посвящён жизни и быту дворян Кашинского уезда, занимавшего значительную площадь, в котором проживали порядка 100 тысяч человек. Соответственно здесь имелось большое количество дворянских имений. В Кашине так сложилось, что многие дворянские рода имели владения в уезде ещё с XV века. К их числу, в частности, принадлежал дворянский род Кожиных, из которого произошёл Матфей Кожин, впоследствии ставший преподобным Макарием Калязинским и основавшим Троицкий монастырь в Калязине.
В музее экспонируется портрет Якова Никитича Кожина — владельца села Кожина в XVIII столетии, в котором ранее родился Матфей Кожин — Макарий Калязинский.
В этом же зале выставлен комплект мебели, принадлежавший ранее дворянской семье Лихачёвых из села Устиново. Оно располагалось в семи километрах от Кашина. Григорий Васильевич Лихачёв находился на дипломатической службе во Франции и привёз оттуда эту мебель, выполненную в стиле ампир в середине XIX века:
К началу XIX века относятся колонны из Севрского фарфора, на которых изображены Наполеон Бонапарт, Жозефина Богарне, Мария Австрийская и Наполеон II. На эти колонны когда-то ставились огромные вазы с изображениями значительных сражений Наполеона Бонапарта. Одна из таких ваз тоже выставлена в музее в качестве отдельного экспоната:
Привлекает внимание ломберный столик, также относящийся к наполеоновской эпохе. Этот столик с портретом Наполеона в окружении портретов его маршалов служил чисто для декоративных целей, в карты за ним, конечно, не играли. Роспись принадлежит французским художникам Давиду и Гийому начала XIX века — основоположникам стиля ампир.
Прекрасны и каминные часы наполеоновской эпохи с изображением Амура и Психеи в окружении декоративных канделябров:
Часть мебели из усадьбы Лихачёвых в Устинове выставлена на противоположной стороне зала:
Здесь интерес представляют так называемые роторные часы, в которых вращаются не стрелки, а циферблат, а время показывает стрелка в руках амура, который стоит неподвижно. Часовой механизм помещён внутри большой вазы и вращает циферблат. Дополняют часы канделябры с амурами, держащими розовый куст. Часы эти были снабжены также музыкальным механизмом, издававшим мелодичный бой:
В ещё одном зале представлен уголок обычного городского дома начала ХХ века:
В шкафчике-горке на видном месте размещалась красивая посуда, которую горожане использовали в самых торжественных случаях.
Здесь же размещены фарфоровые статуэтки со сценами с разнообразными сюжетами: играющие дети, подвыпившие крестьяне и другие. Они были очень популярны в домах городских жителей в начале ХХ века.
На столе стоит интересная вазочка для ягод и фруктов, исполненная в стиле модерн.
На вазе броская цветовая гамма и цветочек, который предназначался для складывания косточек от съеденных ягод и фруктов.
А на этой фотографии из музейной экспозиции можно видеть портрет Льва Яковлевича Лихачёва и его супруги Зинаиды Петровны:
Зинаида Петровна играла в императорских театрах и была близко знакома с Марией Николаевной Ермоловой. Мария Николаевна неоднократно приезжала в Кашин и устраивала здесь благотворительные спектакли.
А Лев Яковлевич Лихачёв был предводителем уездного дворянства, принимал участие в депутации к императору Николаю II с просьбой о повторной канонизации святой благоверной великой княгини Анны Кашинской.
На фотографии они сидят на стульях, которые сейчас находятся в экспозиции Кашинского краеведческого музея. На них только первоначальная обивка не сохранилась, и была заменена на новую.
Кашинское купечество имело давние традиции и заботилось об удобстве своих покупателей. Поэтому по его инициативе в Кашине в начале XIX века началось строительство гостиного двора по проекту тверского губернского архитектора Николая Николаевича Легранда (младшего). На основе утверждённого ещё в 1822 году проекта были возведены Торговые ряды в строгих формах классицизма. К сожалению, это здание не дошло до нас. По соседству в 1895 году был выстроен двухэтажный Гостиный двор — главное звено всего ансамбля. Проезжая мимо него, мы на секундочку сделали остановку возле одной из частей Гостиного двора, и я сделал вот эту фотографию:
Гостиный двор представлял собой большое каре — большой квадрат, окружённый крытой галереей. Это было сделано для удобства покупателей, чтобы их не мочило дождём и снегом. И здесь же располагались 28 небольших магазинчиков. Кашинцы до сих пор любят гулять по этой галерее, называя её «Голдареей». «Голдарея» — это кашинское слово, и все кашинцы хорошо понимают друг друга, когда говорят: «Встретимся на «Годрарее». Это означает: «Встретимся на галерее возле Гостиного двора».
А вот так в Кашинском краеведческом музее оформлен фрагмент экспозиции, в котором представлен торговый дом Елены Дорогутиной:
Дом Дорогутиных был известен ещё с начала XIX столетия. Елена Дорогутина торговала тканями и фурнитурой. На фотографии видно, какой большой здесь был выбор товаров. Вдоль прилавков стояли стулья для удобства покупателей, они могли прийти в магазин, не торопясь выбрать понравившиеся товары и с достоинством удалиться. Видна даже своего рода реклама — рысь держит в зубах воротник. Она показывала, что магазин торгует ещё и меховыми изделиями.
В магазинах можно было приобрести самые разные предметы, в том числе и необычные, например: грамофон, часы-ходики или необычное зеркало, которое называлось «Зеркальце — семь я».
С этим зеркальцем связана одна музейная легенда, о которой нам поведала наша экскурсовод Ирина Алексеевна. Оказывается, если подойти к нему, задуматься, отвернуться от него, загадать какое-нибудь желание, а потом повернуться и одновременно увидеть в зеркальце сразу семь своих отражений, то желание обязательно исполнится. Ирина Алексеевна, сказала нам, что многие приезжают в музей ещё раз, поскольку их предыдущее желание исполнилось.
Кашин посещали лица императорского дома, в частности в 1909 году сюда приезжала сестра императрицы Елизавета Фёдоровна Романова. Она принимала участие в торжествах, связанных с прославлением святой благоверной великой княгини Анны Кашинской. Вот на этой фотографии из музейной экспозиции запечатлён эпизод встречи Елизаветы Фёдоровны на кашинском вокзале:
Остановилась Елизавета Фёдоровна в стенах Сретенского девичьего монастыря. В музее есть необычный художественный экспонат с изображением Сретенского девичьего монастыря.
Эта уникальная резная картина изготовлена в технике резьбы по пробке с использованием стеклянный трубочек. Эта техника практиковалась монахинями в стенах кашинского Сретенского девичьего монастыря. А картина эта была создана в начале ХХ века.
В оформлении музейной экспозиции представлено значительное количество фотографий, сделанных кашинским фотографом Василием Арсеньевичем Колотильщиковым. Он родился в 1868 году, прожил большую жизнь и снимал Кашин с самых разных точек в разное время года. Именно благодаря ему мы можем судить о том, насколько красивым был Кашин в начале ХХ века.
Осмотрев экспозицию на первом этаже, мы поднялись на второй этаж бывшей Входоиерусалимской церкви:
На втором этаже Кашинского краеведческого музея можно познакомиться с некоторыми кашинскими святынями. Они экспонируются в бывшей алтарной части Входоиерусалимской церкви:
Так как это алтарная часть, то здесь собраны предметы церковной жизни. Здесь представлены фотографии иконостасов кашинских церквей, фрагмент царских врат одного из кашинских храмов (сцена Благовещенья, конец XVIII века, резьба по дереву в стиле барокко) и несколько икон, которые когда-то украшали кашинские храмы. На одной из икон изображён образ святой благоверной великой княгини Анны Кашинской — небесной покровительницы Кашина. Она предстаёт в том виде, в котором было принято её изображать кашинскими иконописцами:
Иконописные мастерские находились недалеко от Кашина в селе Тимонино. Анну Кашинскую изображали в сине-зелёных тонах и всегда молодой.
Здесь же экспонируется картина со сценой прощания великого князя Михаила Ярославича Тверского с супругой Анной Кашинской перед его отъездом с Орду.
Событие это произошло в 1318 году на горе в селе Едимонове, затопленном сейчас водами Рыбинского водохранилища. Картина была написана в 1909 году московским живописцем Владимиром Соколовым по заказу жителей города Корчевы и Корчевского уезда в дар городу Кашину во время торжеств по поводу повторной канонизации святой благоверной великой княгини Анны Кашинской.
Картина находилась в Воскресенском соборе до его закрытия в 1930-х годах, а затем оказалась в краеведческом музее. Холст имеет характерные повреждения, которые, судя по всему, были нанесены богоборцами во время закрытия собора. Самый большой удар пришелся в место сердца князя, и это, видимо, не случайно, ведь известно, что у Михаила Ярославича в Орде было вырвано сердце.
И завершить публикацию я хочу строками стихотворения, которое нам прочитала Ирина Алексеевна Иванова, завершая экскурсию по Кашинскому краеведческому музею:
На речке Кашинке,
Что Волги приток,
Церквами украшенный
Стоит городок.
Город русского сердца,
Стал историей нашей.
Не могу наглядеться
На тебя Древний Кашин.