Выглянув в окошко утром 4 ноября, и увидев рыжие кудри берез на фоне выбеленных крыш домов и машин, и все это сквозь завесу уже третьей в этом сезоне метели, я поняла, что нужно ехать. Ну, или идти. Не важно куда, лишь бы любоваться этой короткой осенне-зимней сказкой. Первые два снегопада нынешней осени я, как водится, наблюдала сквозь решетку из окна на работе, уж третий-то мне нужно было поймать. И не спрашивайте, зачем. Душа во весь голос требовала красивого, и сопротивляться ей я не могла и не хотела. Зима ведь в гости зашла! Это где-нибудь через месяц нам надоедят холод и снег, а через полгода мы будем молить матушку-зимушку уйти, откуда пришла. Хотя… кого я обманываю. Мне уже надоело. Вот прямо сегодня, пока по темноте и гололеду дошла домой. Остановите зиму, я сойду! Но это сегодня, а вчера я предвкушала минуты снежного удовольствия. Муж, мой главный соратник, надёжа и опора в путешествиях и коротких вылазках, в такую погоду выходить из дома не желал никуда, в день народного единства ему грезились домашнее тепло и покой, а не вот это вот все. В первую очередь в ход пошло жалобное «у меня нет тёплого платочка, у меня нет зимнего пальта…». Через пять минут он печально рассматривал изъятый мной из закромов комплект зимней одежды. Придумывать другие доводы ему было, видимо, лениво, поэтому через полчаса, утепленный со всех сторон, он уже мчал меня в зиму. Калужский монастырь Успения Пресвятой Богородицы Свято-Тихонова пустынь не был главной точкой нашего маршрута, мы вообще заглянули сюда случайно, уже на пути домой, но начну рассказ я с него, так как он послужил чудесным завершающим аккордом той нашей прогулки.
17
Успенский собор с колокольней.
Основан он во второй половине XV века чудотворцем преподобным Тихоном Калужским (Медынским). По преданию, преподобный Тихон был монахом Чудова монастыря в Москве. Затем он получил благословение вести уединённую подвижническую жизнь пустынника и ушёл из большого города, облюбовав для жизни глухие леса под Калугой. На берегу небольшой реки Вепрейки отшельник нашёл дуб, в дупле которого сделал себе келью, где и продолжил свои молитвы.
13
Как говорится в древних сказаниях, пищей монаху-отшельнику служили дикорастущие растения, а воду он пил из колодца, который выкопал своими руками.
10
В те времена в лесах водилось много диких зверей, в том числе вепрей — диких кабанов (от этого и название речки — Вепрейка), но даже они не причиняли вреда отшельнику. Известие о святой жизни подвижника привлекло к нему учеников, и вокруг него стала собираться братия.
10
По преданию, однажды, во время охоты некий удельный князь (в одних источниках его называют Ярославом Владимировичем, в других — его сыном Василием Ярославичем Боровским) обнаружил в лесу преподобного Тихона с учениками. Князь изволил сильно гневаться, что кто-то без его ведома поселился в его владениях, велел монахам-отшельникам удалиться и даже замахнулся на Тихона плетью. Но вдруг рука князя словно окаменела, а плеть застыла в воздухе.
10
9
Князь раскаялся, и по молитве преподобного Тихона был исцелён. После этого владелец здешних земель упросил старца устроить в его краях монастырь, пообещав снабжать братию всем необходимым. Так в XV веке в лесу между Калугой и Медынью появилась обитель.
12
Успенский собор с колокольней
На расчищенной от деревьев поляне, огороженной частоколом из брёвен, стояла небольшая деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, рядом — избушки, служившие монашескими кельями, и огороды для пропитания. По названию храма монастырь именовался Успенским, позднее его стали называть Свято-Успенской Тихоновой пустынью — по имени основателя, пустынножителя Тихона.
10
Завьюжило.
В 1480 году в нескольких километрах от Тихоновой пустыни произошло Великое Стояние на Угре. Русская дружина московского князя Ивана III и войско ордынцев под командованием хана Ахмата встретились для битвы и раскинули свои военные шатры («встали») напротив друг друга по берегам реки Угры, где пролегала граница между московскими и литовскими владениями.
10
Около двух месяцев стояли войска друг напротив друга, происходило множество мелких стычек, и одно четырехдневное сражение. Затем войска разошлись. Всё это время игумен Тихон с братией приходили в русский лагерь: исповедовали и причащали русских воинов, отпевали погибших, укрепляли дух русских воинов.
11
12
За сто лет до описываемых событий, в 1380 году, накануне Куликовской битвы московский князь Дмитрий Иванович Донской пришёл в Троицкий монастырь за благословением преподобного Сергия Радонежского, вдохновившего на победу русскую дружину. А спустя столетие правнук Дмитрия Донского, московский князь Иван III, нашёл духовную поддержку у преподобного Тихона Калужского.
11
8
Не случайно на некоторых иконах преподобные Сергий Радонежский и Тихон Калужский изображены вместе — как два великих молитвенника за Русь во времена испытаний.
11
Тихон славится чудесными исцелениями, произошедшими его молитвами. Большинство из них получали дети, а также люди, страдавшие душевными недугами и глазными болезнями.
14
За свою историю, тесно связанную с историей Руси-России, монастырь не раз переживал периоды расцвета и запустения. В смутный 1610 год Тихонова пустынь была разрушена войсками Лжедмитрия II, но через 20 лет восстановлена.
7
8
К 1684 году Тихонова пустынь была приписана к московскому Донскому монастырю. В связи с этим обитель утратила самостоятельность, и постепенно пришла в упадок. В 1765 году Тихонова пустынь вновь обрела независимость, и началось ее возрождение.
10
13
В средине XIX века обитель стала одной из известнейших в России. Ходила слава о чудесах и исцелениях, совершающихся здесь у раки с мощами преподобного Тихона. Паломники сюда ехали со всех концов страны.
11
12
В 1879—1886 гг. был перестроен Преображенский собор, где с 1610 года находились мощи преподобного Тихона.
14
Преображенский собор.
В 1894 г. завершено строительство пятиярусной колокольни высотой около 75 метров. В начале XX века на месте древней Успенской церкви был воздвигнут величественный Успенский собор в византийском стиле.
8
Успенский собор с колокольней
9
В этот период также были построены больничный корпус с храмом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и церковь в честь святителя Николая Чудотворца с братской трапезной.
9
Никольский храм.
9
9
В монастыре подвизалось около 230 насельников, имелось три вида монашеского жития: общежительное, скитское и отшельническое. В обители действовал свечной завод, имелись три купальни и земельные угодья.
7
Преображенский собор.
11
10
В 1918 году обитель была закрыта как сейчас модно говорить «богоборческой» властью, часть храмов разрушена, иконы и церковная утварь конфискованы.
10
10
Возрождение монастыря началось в 1991 году, а в ноябре 1993 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви он был официально открыт.
8
Никольский храм.
При монастыре созданы три скита, один из них — Владимирский, созданный в память о Великом Стоянии на реке Угре 1480 года. Он находится в трех километрах от монастыря, и на его территории возведены храм в честь иконы Божьей Матери «Владимирская» и музей-диорама «Великое Стояние на Угре». Но о них я уже писала.
10
11
Адрес монастыря: Калужская обл., с. Льва Толстого, ул. Советская 19.