Музей-усадьба «Полотняный завод» находится в 36 км от Калуги и в 190 км от Москвы.
Здесь на берегу реки Суходрев находится дворянское гнездо рода Гончаровых и один из значимых музеев России.
Музей-усадьба «Полотняный завод» находится в 36 км от Калуги и в 190 км от Москвы.
Здесь на берегу реки Суходрев находится дворянское гнездо рода Гончаровых и один из значимых музеев России.
Это усадьба принадлежала прапрадеду Натальи Николаевны Гончаровой (1812–1863) — купцу 1 гильдии Афанасию Абрамовичу Гончарову, который в 1730 году выкупает бумажно-полотняный завод, расположенный рядом, его партнером был Григорий Щепочкин. Они делят землю и строят два барских дома, которые и становятся впоследствии родовыми гнездами.
Рядом Преображенский храм, который раньше был частью усадьбы Гончаровых, восстановлен на фундаменте старинной постройки и рядом находится усыпальница гончаровского рода.
Мы приехали сюда в рамках тура «Калуга-Оптина Пустынь-Шамордино-Полотняный завод» (интересный и познавательный тур), хорошо организованный для нашей небольшой группы.
Экскурсия заказана заранее и проводит ее почти Натали Гончарова (в платье того далекого пушкинского времени и с прической, украшенной фероньеркой, как на знаменитом акварельном портрете жены Пушкина).
Она ведет нас на второй этаж, где мы пройдем с ней через анфиладу комнат и будем слушать ее занимательные истории о роде Гончаровых и об усадьбе, в которой когда-то несколько дней жил М. И. Кутузов и парочку раз бывал А. С. Пушкин (в 1830 году, когда был женихом, и в 1834 — уже в качестве мужа).
Экскурсия запомнилась, особенно проводящая ее девочка-экскурсовод, которая (как мне показалось) увлечена Пушкиным и его эпохой. От этого ее рассказ был душевным и познавательным.
А эта скульптуру мы увидели на первом этаже дома.
Натали Гончарова провела в этой усадьбе свое детство, в обществе деда, который ее очень любил. Афанасий Николаевич Гончаров (1760–1832) был предводителем дворянства Медынского уезда Калужской губернии. А детство и юность у нее закончились рано: в 18 лет она вышла замуж за поэта и к 25 годам, когда она стала вдовой, у нее уже было четверо маленьких детей.
Убранство комнат реконструировано благодаря стараниям московского художника Средина А.В.(1872–1934), который бывал в этом доме в 1907–1909 годах по приглашению хозяев усадьбы, писал интерьеры. Потом увлекся родом Гончаровых и в результате в 1910 году написал книгу «Полотняный завод (Очерк истории рода Гончаровых и их родового имения).
Во время войны Полотняный завод был оккупирован немецкими войсками и был в оккупации 79 дней. Усадьба была разрушена, от нее остался один остов.
Восстановительные работы начались только в 1972 году, причем под руководством праправнучки Сергея Николаевича Гончарова (младшего брата Натальи Николаевны).
В 1999 году музей открыл двери для посетителей.
Каждый зал усадебного дома рассказывает свою историю.
Несколько дней после Малоярославецкого сражения в 1812 году в усадьбе жил М. И. Кутузов (на третьем этаже) и есть экспозия, посвященная ему.
Интересная история связана с бронзовой статуей Екатерины Великой.
Императрица приехала в Полотняный завод, услышав об успехах предприятия. После ее приезда хозяин Афанасий Николаевич заказал в Берлине ее бронзовую скульптуру в полный рост, но вскоре умер и скульптура оказалась в подвале усадьбы (наследникам она не понравилась).
Потом ее предложили Пушкину как приданое Натальи Николаевны. Поэт называл ее «бронзовой бабушкой». Поскольку деньги в семье всегда были нужны, он предложил Бенкендорфу выкупить ее государством, но и государству она была не нужна.
Так и лежала (или стояла) она без дела до самой Великой Отечественной войны, а после войны пропала. Существует версия, что немцы увезли ее на переплавку.
То, что мы увидели в усадьбе — копия той «бронзовой бабушки».
Одна из комнат посвящена основателю рода Гончаровых — Афанасию Абрамовичу Гончарову (1705–1784). Хотя Афанасия Абрамовича и считают основателем дворянского рода Гончаровых, но он в роду — четвертое колено (первое-третье колено — были калужские посадские люди, о чем установлено исследователями Историко-родословного общества).
При А. А. Гончарове происходило строительство усадьбы. Храм, парк, пруды, конный двор — здесь было все. История рода интересно длинная: портреты, документы и экспонаты ее иллюстрируют.
Мраморный барельеф одного из Гончаровых — Гончарова А.А — перенесен из усыпальницы.
Бронзовые подсвечники (их называли шандалы) также перенесены из усыпальницы.
Долгие годы на столе у хозяина усадьбы стоял парусник, напоминая о славном прошлом полотняного завода.
В кабинете представлена мемориальная мебель 18 века.
Следующая за кабинетом комната называлась комната при кабинете, в ней отдыхали.
А нам можно заглянуть в окно и посмотреть современный Полотняный завод.
Самая большая комната и парадная — столовая, здесь собиралась семья, вели неспешные беседы, устраивали танцы и музыкальные вечера. В столовой был большой раздвижной стол и 18 кресел обитых атласом. Здесь праздновали именины Натальи Ивановны и Натальи Николаевны (версия исследователей).
Неспешно проводит экскурсию похожая на Натали девочка-экскурсовод. Слушаем и смотрим по сторонам. По-домашнему уютно.
Комнат в доме еще много: мраморная спальная; диванная с красивым диваном, а стены обиты китайским ситцем, плафон расписан под «китайский вкус»; две комнаты хозяйки и детская, где жили дети Пушкина (после гибели мужа его жена приехала сюда и жила здесь несколько лет до своего второго замужества с генералом Петром Ланским).
Экскурсия закончилась, все были довольны.
«Друзья, досужный час настал;
Все тихо, все в покое;
Скорее скатерть и бокал!
Сюда вино златое!» — писал А. С. Пушкин в 1814 году.
И нам пора отобедать в ресторане «ГончаровЪ», что в соседнем здании.
В усадьбе Полотняный завод побывала уже второй раз и каждый раз слушала с удовольствием гончаровские и пушкинские истории. Так что, кто не был — рекомендую.
Лучше самостоятельно, так как наша экскурсия не предусматривала прогулку по парку и посещение храма с усыпальницей. А еще рядом находится Музей бумаги «Бузеон», о котором читала хорошие отзывы.