Музей Мирового океана — сравнительно новый музей Калининграда. Датой создания музея считается 12 апреля 1990 года, когда было принято постановление Министерства культуры РСФСР «О создании Музея Мирового океана в городе Калининграде». В 1994 году на вечную стоянку у музейного причала встало научно-исследовательское судно Витязь. А 12 июля 1994 года состоялось официальное открытие музея Мирового океана.
Сегодня экспозиция музея обширна и разнообразна — за один день не управиться.
В этом белом шарике можно послушать звуки океана: пение белух, косаток, сонары подводных лодок и т.д.
1
Самолет БЕ-12.
Поэтому перед посещением музея стоит хорошо подумать, что хочется посмотреть — за каждый объект нужно платить отдельно.
Мы решили воспользоваться акцией — единый билет на посещение экспозиций «Глубина», «Витязь», «Аквариум» и Фридрихсбургских ворот. И еще по отдельному билету посетить подводную лодку и «Куб воды».
Витязь
История у судна такая:
Рефрижераторное судно Марс, построенное на немецкой судоверфи «Шихау» было спущено на воду в 1939 году.
В 1945 году Марс принимал участие в операции по вывозу немецкого населения с территории Восточной Пруссии из портов Пиллау (Балтийск), Кенигсберг (Калининград) и Данциг (Гданьск). За четыре рейса судно вывезло около 20 000 человек, в основном женщин и детей.
После окончания Великой Отечественной войны судно Марс было передано Великобритании в качестве репарации, а затем передано СССР. В 1946 году под названием «Экватор» судно выполняло грузоперевозки. В 1947 году по инициативе сотрудников Института океанологии судно «Экватор» было перепрофилировано в научно-исследовательское судно Академии наук СССР и переименовано в «Адмирал Макаров». В 1949 году судно получило название «Витязь» в память о двух российских корветах XIX века.
«Витязь» был первым научно-исследовательским судном Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН. За 30 лет (с 1949 по 1979 год) под флагом Академии Наук СССР судно совершило в 65 научных рейсов, прошло около 800 000 миль. С его борта была измерена максимальная глубина (11 022 м) в Марианской впадине. На «Витязе» работали ученые из 50 научных институтов СССР и 20 стран мира. Гостями «Витязя» были такие знаменитые учёные, как Тур Хейердал и Жак-Ив Кусто.
Свой последний поход судно «Витязь» закончило в Калининграде.
А потом в течение 11 лет стояло и разрушалось. Погибнуть судну не дала общественность.
В 1992 году было принято решение о его сохранении в виде музея. Реставрация заняла 2 года.
Сейчас для посещения доступны многие помещения судна: каюты, кают-компании, камбуз, медицинский блок, научные лаборатории.
БольшАя часть экспозиции посвящена освоению Арктики. В том числе экспедициям Седова, Папанина, спасению Челюскинцев. В витрине книга Колчака «Лёд Карского и Сибирского морей».
Аквариум
Всего 1 комната, но посмотреть есть на что.
Есть и настоящие «жемчужины»: илистые прыгуны и аксолотли.
Илистые прыгуны
Илистый прыгун — сухопутная рыба, живущая в мангровых лесах. Он способен плавать в воде, довольно легко передвигаться по суше и прыгать.
Илистые прыгуны имеют необычные выпуклые глаза, которые способны увеличиваться в размерах, а также поворачиваться каждый в свою сторону. Илистый прыгун может поочередно или одновременно утапливать глаза, при этом прикрывая их кожистыми складками, которые служат ему веками. Кроме того, расположение на голове дает ему возможность смотреть вперед, что для рыб не характерно.
У илистого прыгуна чрезвычайно развиты грудные плавники, которые больше похожи на руки. Опираясь ими о грунт, сухопутная рыба может перемещаться довольно быстро. Брюшные плавники у илистого прыгуна срослись — их рыба использует в качестве присоски, когда ей необходимо взобраться на дерево или камень.
Аксолотль
Аксолотль это неотеническая личинка саламандры, это означает что она достигает половой зрелости не превратившись в взрослую форму.
1
У аксолотлей поразительная способность к регенерации — они могут регенерировать жабры, хвост и даже конечности.
Глубина
Основная экспозиция, рассказывающая об освоении подводного мира. Здесь можно увидеть один из первых водолазных костюмов эпохи Петра I.
И современные подводные аппараты: «Мир» и «Тетис».
Даже можно заглянуть внутрь, поднявшись по лестнице.
На интерактивных экранах изумительные фото подводного мира — просто нереально красиво!
Подводная лодка Б-413
Подводная лодка Б-413 — это советская дизель-электрическая подводная лодка, выведенная из состава военного флота в 1999 году. В подводном положении движение осуществляется только за счет электрических двигателей. Поэтому это очень тихая подводная лодка. В надводном положении работают дизельные двигатели.
Автономное плавание — до 90 суток.
Посещение начинается с носового торпедного отсека, где представлена ретроспектива моделей подводных лодок.
Дальше движение идет только в одну сторону — проходы узкие, поэтому встречное движение туристов не предусмотрено.
Можно подняться по вертикальной лестнице, чтобы посмотреть в перископ на проезжающие по дороге машины.
В любом случае, перед посещением подводной лодки оцените свои возможности — переход из отсека в отсек производтся через круглые входные люки. Если есть проблемы с тем, чтобы согнуться, лучше от посещения воздержаться. Страдающим клаустрофобией в лодку лучше не заходить.
Фридрихсбургские ворота
Историческая экспозиция. Находится она примерно в 15 минутах ходьбы от основной территории музея.
На нее сил уже практически не осталось. Особенно после того, как по вертикальным лесенкам на кораблях налазились.
Есть красивые модели парусников.
А еще очень понравилась «одноразовая» берестяная лодка — делается она примерно за день, но хватает ее на 3–4 поездки.