В начале 1946 года был организован Институт океанологии Академии Наук СССР, и ему потребовалось научное океанское судно. Выбор пал на «Экватор».
Судно снова переименовали, теперь оно получило имя «Витязь» в память о знаменитых российских корветах XIX века. Один из них — «Витязь», который под командованием адмирала Степана Осиповича Макарова стал одним из самых прославленных экспедиционных судов, а на борту другого корвета не раз путешествовал Николай Николаевич Миклухо-Маклай.
Период с 1949 по 1979 год стал для «Витязя» самым счастливым.
В 1957 году «Витязь» вышел в свой первый заграничный рейс, и с тех пор побывал в ста портах сорока девяти стран мира. На его борт поднимались Жак-Ив Кусто и Тур Хейердал. Это время в мировой океанологии называют эпохой «Витязя».
О научных достижениях, выполненных на судне, написаны многочисленные труды, монографии, статьи на многих языках.
В эпоху «Витязя» был собран уникальный материал и сделано множество открытий в разных областях океанологии. На картах появились новые географические названия подводных гор и глубоководных желобов. Только крупных открытий в Тихом и Индийском океанах было 27.
В области ихтиологии были получены новые материалы по районам обитания промысловых рыб, описано много новых видов и составлена обширная коллекция. Именно на «Витязе» впервые была изучена такая привычная нам сейчас сайра.
Вахтенная доска, 16-18 в.в.
В честь судна назвали гору и жёлоб в Тихом океане, хребет и разлом в Индийском океане, мыс в Антарктиде.
Свой последний, шестьдесят пятый рейс, судно совершило в 1979 году вокруг Европы, по завершении которого «Витязь» прибыл в Калининград… и, устаревший морально и физически, на долгие годы стал на прикол, ржавея в забвении.
«Без меня продолжался великий поход,
На меня ж парусами махнули». (В.Высоцкий)
Так выглядел никому не нужный, разворованный "Витязь" в начале девяностых.
На судне одна каюта специально оставлена в таком состоянии, какой она была в начале девяностых, когда всеми забытый и разворованный ветеран одиноко доживал свой век.
Здесь можно видеть то внутреннее состояние «Витязя», в котором судно пребывало в июле 1994 года, и оценить весь масштаб проведенных работ по восстановлению музейного судна.
Идея создания на корабле музея, посвященного истории изучения океана возникла еще в средине семидесятых годов, но в жизнь она воплотилась лишь спустя много лет.
Первоначально музей на «Витязе» решили открыть в столице, на Москве-реке, к Олимпиаде 1980 года, однако провести корабль по Волго-Балтийскому каналу оказалось невозможно.
Обсуждалась кандидатура Ленинграда, попросил вернуть «Витязь» и Владивисток, который долгие годы был портом приписки корабля. Но затем предпочтение было отдано Калининграду.
В итоге в 1990 году в Калининграде был создан Музей Мирового океана. И одним из главных его объектов стал «Витязь». Через четыре года он отшвартовался у музейного причала на набережной реки Преголи, где началась работа по восстановлению внутренних помещений. Сегодня корабль открыт для посетителей.
В экспозициях воплощена его богатая биография, представлена история изучения Мирового океана от времён каравелл Колумба до советского периода.
Экспозиция «Россия открывает океан, XIX век»
Кабинет С.О. Макарова. Кругосветная экспедиция 1886-1889 гг.
Сейчас в каютах корабля расположено тридцать таких экспозиций.
Чтобы внимательно и вдумчиво ознакомиться с ними всеми, нужен, наверное, день. Причем хорошо бы это сделать с экскурсией, настолько богата и разнообразна коллекция «Витязя». За это время можно перенестись в эпоху Великих географических открытий, пройтись маршрутами великих экспедиций, увидеть дальние страны глазами средневековых мореплавателей, прикоснуться к истории изучения океана.
«Разомкните ряды,
Все же мы — корабли, —
Всем нам хватит воды,
Всем нам хватит земли,
Этой обетованной, желанной —
И колумбовой, и магеллановой." (В.Высоцкий).
А для более полного погружения в тему на «Витязе» можно пожить. Да-да, он предоставляет всем желающим каюты, и по вполне демократичной цене, я специально заглянула на Booking. И, несмотря на достаточно спартанские условия проживания, отзывы гостей очень хорошие!
Время работы: вторник-воскресенье с 10:00 до 18:00. Билеты продаются до 17:30.
Во вторник открыта для осмотра только верхняя палуба судна. Понедельник — выходной.
Стоимость билета: взрослые — 200 рублей, пенсионеры и студенты — 100 рублей, учащиеся до 16 лет — бесплатно.
Адрес: г. Калининград, набережная Петра Великого.