Когда вы приходите в музей Мирового океана в Калининграде, а это надо делать обязательно при каждом посещении города, обратите внимание, случайно… нет ли открытия какой-нибудь выставки… ну совершенно случайно… И тогда вы (соврешенно безвозмездно, то есть даром) попадаете на праздник… А в чем в чем, а в праздниках в этом музее разбираются;))
Вот так и мы оказались в конференц-зале музея, где собрались и праздные зеваки, и профессионалы, и бодрые туристы на открытие выставки московской художницы Татьяны Кирилловой «Письма Океану»… Нас ждало знакомство с древним искусством рисования на воде — ЭБРУ.
Откуда же это название… «эбру»? В персидском языке есть слова «об» (вода) и «ру» (на), соответственно «обру», адаптированное в турецком как «эбру», значит «на воде».
Существуют разные версии о месте происхождения эбру — Северный Китай, Южная Сибирь, Туркменистан, Персия, Индия, Пакистан и даже Древний Египет. Есть основания полагать, что это искусство произошло от шаманов, чьи ритуалы похожи на процесс создания рисунков на поверхности воды. Об этом же говорит мраморный рисунок, переведенный на кусок кожи, возрастом около 2500 лет, найденный в районе Алтая. Возможно, эта техника получила развитие в близлежащих районах Китая, откуда лишь через десяток веков узнали о способе изготовления бумаги, а вместе с ним и о мраморировании.
В мире это искусство называют Турецким мраморированием. Однако, мраморные разводы — это лишь малая часть глубокого и изящного искусства.
Краски (бойалар) для эбру — это натуральный пигмент, вода и жёлчь. Для красок эбру берут весьма прикольные, на взгляд обывателя, нерастворимые пигменты — мышьяк один чего стоит! Итак:
Желтый: сернистое соединение природного мышьяка.
Синий: лахорская синька, которую получают из корня растения. Рецепт ее изготовления создан в пакистанском городе Лахор.
Черный: печная сажа, собранная вручную. Издавна сажа используется для изготовления чернил. В приготовлении это самая сложная краска. Она очень плохо впитывает воду из-за сажи, которая постоянно поднимается на поверхность воды. Поэтому ее нужно очень долго перемешивать. Чтобы облегчить этот процесс, в раствор добавляют сосновые иголки.
Белый: карбонат свинца (свинцовые белила) в натуральном виде.
Красный: оксид железа из листьев красной капусты.
Автор выставки «Письма Океану» Татьяна Кириллова узнала о технике эбру в 2007 году из статьи об оттоманских тюльпанах и их символизме в турецкой культуре в одном из иностранных журналов. Её, как фотографа, интересовали символы, послания, которые передаются от поколения к поколению в орнаментах и канонизированных изображениях. Пропустить такое чудо для неё было просто невозможно — она нашла свою «карту с запрятанным кладом». Чтобы освоить все тонкости этого удивительного искусства, Татьяна начала учить турецкий язык и регулярно ездить в Стамбул, где училась живописи на воде у известного эбру-художника Бурхана Эрсана.
Вот так действо разворачивалось перед нами….
И вот результат….
Прелесть таких выставок в том, что с автором можно пообщаться….
например, официально
или записаться на мастер-класс…
или просто познакомиться с её работами и решить, нравиться ли вам это искусство
Путешествуйте с удовольствием! Музей — это не альтернатива пляжу. Это прекрасный отдых!