Детские игрушки, игровая культура — это целый мир. У каждого народа есть свои традиции в этой части культуры, ведь культура (в отличие от цивилизации национальна). В то же время не трудно найти и множество аналогий. Так любая мать, качая ребенка, поет колыбельную на своем языке, на оригинальную мелодию, но с неизменными чувствами любви и ласки. Подобные, как скажут ученые, типологические связи, можно найти и в других образах мира, которые игрушки непременно отражают.
Вообще игрушка — это посредник между миром детства и миром взрослых людей, она помогает (как говорят ученые) социализации ребенка.
Через игрушки формируется личность, а без этого становления человек не может быть полноценным ЧЕЛОВЕКОМ.
Вот она какая — игрушка! Совсем не пустячок.
6
Поэтому, при посещении выставок в Доме купца Шведова, в Изборске, я, конечно же, заинтересовалась и этим объявлением.
1
Выставка расположена в дальних комнатах, где когда-то находились купеческие складские помещения. Видимо эти помещения не так давно были включены в музейное выставочное пространство — реставрационные работы в Изборске продолжают идти полным ходом. А тут к дополнительным помещениям, которые уже были готовы «включиться в работу», подоспело и наполнение. В 2019 году Государственный «музей-заповедник Изборск» получил в дар интересную коллекцию, которую в течение жизни собирал преподаватель Московского государственного университета культуры и искусств Николай Владимирович Поляков.
4
Обычно, путешествуя, мы стремимся привезти памятные сувениры: магнитики, тарелки, кружки, маски и прочее… А вот этот человек из своих путешествий и командировок привозил детскую игрушку, выполненную народными умельцами.
3
Уже после кончины владельца большой коллекции, его сестры подарили музею 843 экспоната (как скажут ученые — «единиц хранения»).
4
Не знаю — все ли они — эти «единицы» сейчас выставлены, но коллекция действительно довольно обширная — есть, что посмотреть.
4
В основном это наша русская игрушка, но есть и немного «глины», пропитанной южным жарким солнцем Узбекистана
4
4
Таджикистана.
4
Да! В основном это глиняные игрушки, но есть деревянные. И глина, и дерево — материалы самые живые (сама прочувствовала это однажды).
3
Поскольку экскурсионное сопровождение в музее отсутствует, я как дилетант, готова сопровождать свои фотографии с выставки, теми аналогиями, ассоциациями, воспоминаниями, которые мне приходили на ум — чтобы вам не скучно было!
ГЛИНА
У моего доброго знакомого художника-керамиста Володи, совсем недалеко от моего дома, была оборудована мастерская. Иногда я бывала у него, наблюдала за работой, могла и сама вылепить что-то из глины.
Оказывается глину надо «почувствовать» — разминать руками, передавая ей тепло своих рук, и, наверное, сердца, ведь обычно мы уже заранее знаем — что хотим слепить и уже, немножко любим эту будущую работу. Нужно размять глину до определенной кондиции. Если мять больше положенного — глина будет сухая и растрескается в печи при обжиге, а если «недомесить» — будет «расползаться», в ней не будет упругости, необходимой для воплощения задуманного образа. Точного времени замеса нет -должна подсказать интуиция и профессионализм.
3
Ну, у меня какой профессионализм! «Слепила из того что было» — как в песне поется. Но было интересно понять процесс.
Конечно, на выставке есть игрушки, которые не прошли обжиг — их могли высушить на жарком солнце, но тогда они, конечно, не слишком долговечные.
Приходилось мне и глазурью покрывать. К печи, конечно, не подпускали, но при процессе присутствовала.
Зачем все это? Да просто интересно было. И теперь рассматривая глиняные игрушки, я понимала немного больше о том, как их когда-то лепили чьи-то руки.
ЖИЗНЬ НА ВИТРИНЕ
А еще, посещая мастерские художников, выставки, я давно поняла, что для восприятия работ художников очень важно расположение этих работ.
2
Не будем вдаваться в эту серьезную проблему, но, право, обидно, когда картины на выставке кто-то бездумно «развешивает» будто в антикварном магазине. Они тогда или молчат, или кричат одиноко, перебивая друг друга.
2
Работы на выставках должны занять свое место в пространстве и решать пространство должен или специалист-дизайнер, или автор выставки.
Вот эти две особы очень разные, но им не будет скучно вместе.
4
Помню при посещении одной авторской выставки в Эстонии, я зашла в зал и увидела картины, не вызывающие трагических настроений — это и понятно — выставка была зимняя, послерождественская. Однако, я подошла к сопровождающей и спросила: кто оформлял зал и развешивал работы.
— Сам художник, — был ответ.
— У него в жизни ничего не случилось? Чего-то печального? — несколько смущаясь, продолжила я свое вопрошение.
— Да. Он потерял близкого человека.
Ощущение состояния души художника, мне передалось не через работы, их тематику, их колорит и прочее, а только благодаря пониманию логики расположения их в выставочном зале.
На выставке в Изборске, игрушки были расставлены «по месту их рождения» — логично.
Небольшой анонс, в шутливой форме, объявляющий адрес (на самом деле определенную традицию игрушечного дела),
1
а дальше витрина с игрушками.
5
Помните детские сказки, где после 12 часов, когда все дети спят, их игрушки оживают.
6
О чем будут разговаривать игрушки, которых умные-разумные взрослые люди расселили, разместили так, что им теперь хочешь-не хочешь, а надо строить отношения. А если они не выстраиваются!
Тут бы к душе каждой игрушки прислушаться, но взрослые все торопятся куда-то, им не до таких мелочей.
Вот эти куклы — посмотрите! Они рядом, но какие одинокие.
5
Словно ждут, что их кто-то выслушает, постарается понять. Так дети в Детском доме ждут родителей. А может быть кто-то добрый просто сказку расскажет и эта добрая история вдруг всех объединит…
Ну, так я и расскажу!
3
МУМИ-ТРОЛЛИ
На выставке в Изборске не было Муми-троллей, но я вспомнила о них — любимых игрушках Володи, которых он всегда лепил с огромным удовольствием. Я отвозила эти работы в Эстонию, в галерею (по пути на работу), а там их раскупали моментально — глиняные фигурки нравились.
Не знаю, сколько сотен муми-троллей вылепил за свою жизнь Володя, но повторов не было никогда. Откуда столько фантазии! Можно было только удивляться.
Однажды я пришла, чтобы выбрать двух «мумиков» в подарок и двух для себя. Наблюдала, как художник неторопливо работал, как постепенно рождались забавные фигурки — мокрая глина, но уже с намеками на характеры. Потом фигурки стояли в печи. Пламя пропитывало их и они были красные — в них постепенно входила жизнь. Потом они остывали на подносе — еще нелюбимые, еще ничьи, беспорядочно сваленные, ожидавшие свою судьбу.
— Выбирайте, — сказал художник.
И я, перекатывая фигурки, на ладонях, как пирожки со сковородки, выбрала двух — мальчика и девочку: девочка была «форсистая», мальчик забавный, с хитрецой на рожице. Этих я решила оставить себе. Володя взял трубача, а потом, поискав глазами нужное, выхватил певицу, громко поющую, судя по одеянию и косе, вокруг головы, украинскую песню. Володя, по фамилии Ворона, был родом с Украины и в скандинавскую тему нередко очень органично вмешивал родное, мелодичное, южное.
Я забрала две пары. Дома поставила их рядышком на столе и стала слушать о чем они разговаривают. Они разговаривали! Кажется были очень довольны друг другом. Однако вдруг мне пришла нелепая мысль — поменять у мальчиков их спутниц — уж очень мне понравилась певица, так что захотелось ее себе оставить.
Тут зазвонил телефон. Я на некоторое время отвлеклась от муми-троллей, а когда вернулась, даже вздрогнула от удивления. Передо мной на столе стояли четыре одинокие фигуры и, хотя я отделила одну пару от другой, они все молчали, одинокие… Я срочно вновь поменяла местами девочек и пары вновь ожили, заговорили, ведь им было что рассказать за время вынужденной разлуки. Но главное — они знали, что эта разлука была не вечной, а случайной, что она кончилась и больше никогда не повторится.
Я отвезла счастливую пару в подарок, да и вторую через некоторое время тоже подарила. Но мумикам было все равно, где жить — главное вместе!
Вот такую историю я рассказала куклам…
Посмотрите! Как важно разместить игрушку и даже с какой стороны на нее посмотреть.
Эти два мумика хоть и стоят рядом, но у каждого своя эмоция — мальчик добродушен, «сам в себе», а девочка чему-то очень удивилась.
6
А теперь немного подвинем фигурки. Как весело они заговорили! Мальчик так же добродушен, но уже слушает девочку, а она очень эмоционально рассказывает ему об увиденном.
3
ПАМЯТЬ ДЕТСТВА
Может быть не права, но я в своем повествовании ушла от иллюстраций по принципу: какие игрушки откуда приехали. Могу, конечно перечислить места их рождения — это и село Абашево Пензенской области, и Архангельский край, это и Филимоновская игрушка, и Дымковская, Сергиев Посад и Средняя Азия…
Куклы на выставке почему-то вообще не имеют адреса, сведений об авторах, потому и глиняную, деревянную игрушку, я не стала обременять ярлыками.
1
Они живые — это главное! Это характеры.
1
Это юмор.
2
Постояла рядом с деревянными игрушками, что умельцы вырезали с любовью. Помню в детстве на базарных лотках продавали именно такие. И мишки, если за веревочку дернуть, работали молотками, и свирели-дудочки играли, и курочки несли яички. А уж пасхальные расписные яйца, несмотря на церковные гонения все равно продавались и покупались. Яркие! Всех цветов! Детям в радость.
Говорят, что цветовые предпочтения многое могут сказать о характере человека, его наклонностях… Психология! Наука важная. А я помню, как среди ярких яиц выбрала одно, фиолетовое, и не потому что цвет понравился, а потому что пожалела — кто такое купит… Вот и указала на него.
Прошло много лет. И я написала стихотворение о том странном выборе, да только рассказать некому. Современные дети уже не поймут, а взрослые сегодня живут в мире гипер громкости и гипер яркости — техника позволяет чувства засыпающие разбередить, растревожить.
1
Яйца-крашенки деревянные Да солдатики оловянные На базарном лотке с игрушками: Продают для детей послушных! Красные, желтые, яркие, Подарочней всех подарков. Такие всем понравятся, Да только одно стесняется, Окрашено фиолетовым — Цветом совсем не цветовым. И кто на такое позарится? Ненужное. Не покупается. Лежит, окружностью окает, Знакомое мне — одинокое. Его пожалев, выбираю, Раюшки мой раю… Ничего о Боге не знаю, Раюшки мой раю… С бабушкой на рассвете, Чтобы никто не заметил, В церковку причаститься Сколько народа толпится! Страшно! Батюшка строгий? А кругом только ноги, ноги. Но в куполе над головами Моя молитва о маме, И голубое небо, И я в нем — быль или небыль… Все до боли знакомо. Я здесь впервые — но дома. Все узнаю свободно, Мне тесно и мне бездонно!
А церковь потом сломали… Мы с няней рядом гуляли. На улице на радищевской Ее мы больше не сыщем. Развалины. Дело злое. Где ты, мое голубое? Но я в подушку молилась, Чтоб с мамой беды не случилось…
P/S Мне понравилась выставка. Она заставляет вспомнить важное — надо уметь сохранить в себе ребенка, даже до самых преклонных лет. Сохранить чистоту сердца, жалость, что сродни любви, искренность.
Как-то приехав к знакомым на дачу увидела нового жильца — трехлетнего важного мужичка в шароварах.
— Ах, какой маленький-миленький, — залепетала я, как обычный скучный взрослый человек. — Как хочу такого! Давайте заберу у вас!
Все время, пока мы пили чай на даче, ребенок, видимо, тревожился — вдруг и вправду заберет эта незнакомая гостья!
Когда пришло время уезжать, он догнал меня у калитки и дернув за руку объявил, желая веским аргументом остудить мое желание: ДА Я УЖ СКОРО СОСТАРЮСЬ…