Как выяснилось — вокзалы тоже могут быть архитектурной достопримечательностью, в ряду которых находится и железнодорожный вокзал в Иваново.
Как выяснилось — вокзалы тоже могут быть архитектурной достопримечательностью, в ряду которых находится и железнодорожный вокзал в Иваново.
Первый вокзал в Иваново-Вознесенкском (именно так назывался тогда город) был построен в 1868 году, но уже в 1894 году было построено второе здание, которое сохранилось до наших дней. В настоящий момент здание старого вокзала занимает магазин.
Нынешнее здание — уже третье по счету. Возведено оно было в 1929–1933 годах по проекту советского архитектора-авангардиста Владимира Михайловича Каверинского и на сегодняшний день является единственным крупным железнодорожным вокзалом в конструктивистском стиле на территории России.
Вокзал по тем временам — просто огромный и существует легенда, что до Великой Отечественной войны рассматривался вариант сделать из Иваново столицу РСФСР (условно, Москва — столица СССР, Иваново — столица РСФСР). Насколько это правда — судить трудно, так как подтверждающих документов не сохранилось. Но в Иваново зачем-то построили вокзал, превышающий пассажиропоток в десятки раз уже имеющийся.
Конструктивной особенностью вокзала было то, что он не был разделён на секции: это был единый огромный зал, совершенно без колонн и каких-либо поддерживающих приспособлений, что поражало.
С тех пор здание пережило несколько реконструкций — после завершения строительства начали вскрываться недостатки. Подвела плоская кровля, где зимой начал собираться в страшных количествах снег и это грозило обрушением. Второй особенностью вокзала были потрясающе красивые витражи на фасаде, но они не выдерживали ветровые нагрузки и стёкла иногда вылетали внутрь зала, что грозило травмами. А зимой они ещё и промерзали.
Спустя примерно двадцать лет конструкции здания начали приходить в негодность.
Пространство зала разделили на две части — синий и красный залы, также появились колонны. Был исправлены витражи: их разделили пилонами.
Следующая реконструкция пришлась на 1978–1979 годы, при подготовке к Олимпиаде 1980 года.
И вот, наконец, прошли реставрационные работы в 2018–2020 годах и вокзал предстал во всём своём великолепии.
Авторы нынешней реставрации подготовили компромиссный проект, который подразумевает возвращение к изначальным идеям В. М. Каверинского и при этом не отрицает более поздних архитектурных внедрений. Благодаря этому, вокзал стал символом сразу нескольких периодов советской эпохи.
Работы состояли из пяти блоков: восстановление фасада, обновление основного синего зала, реконструкция красного зала, переоборудование платформ и ремонт подсобных помещений.
Фасаду, насколько это возможно, вернули оригинальный исторический вид. Для этого пришлось восстановить оконные проёмы, заложенные при реконструкции 1950-х годов. Чтобы верно оценить высоту первоначального остекления специально привлекались историки. Колонны в левой части от входа пришлось сохранить и укрепить, поскольку они были возведены из соображений безопасности.
Интересно решена входная группа
Было сохранено и разделение на два зала. Синий зал выполнен в духе раннего советского модернизма, красный — позднего советского модернизма.
В синем зале были сохранены и отреставрированы все декоративные элементы. На месте гипсовых объектов появились их точные копии из стеклофибробетона.
Украшающие переход из «синего» зала в «красный» мозаики, панно бережно отреставрированы, подсвечены и обрамлены.
Потрясающее решение с колоннами — из покрыли орнаментом. И это не простой орнамент: в 30-х годах в Иваново начали смело экспериментировать с орнаментом для ситца. Называется это агиттекстиль.
На основе сохранившихся образцов был разработан непериодический орнамент, соответствующий следующим требованиям: не должно быть ярких знаков эпохи, не должно быть текста, нельзя поймать беглым взглядом повторяющиеся фрагменты, при трафаретном нанесении не должны были выпадать мелкие элементы.
И в довершении текстильной темы в синем зале установлен ткацкий станок.
А ещё здесь установлена интересная инсталляция в виде чемодана с информацией о достопримечательностях города. Но, я заметила, сейчас такие интерактивные экспонаты установлены на многих вокзалах.
Мебель разрабатывалась специально под новый проект, так как никаких данных о ней не осталось. В новом проекте скамейки включают в свой дизайн полку для багажа и розетки для зарядки гаджетов.
Метлахскую плитку заменили на новую, более современную, но практически не отличимую от оригинала.
Аналогичные работы были проведены и в красном зале. Теперь он рассчитан на проведение культурных мероприятий, а также будет работать как выставочное пространство.
В момент нашего посещения, как раз готовилось какое-то мероприятие.
А вот в следующий наш приезд мы застали одно такое мероприятие — выставку «Конструктивизм в моде».
Иваново, родина первого совета. Одним из крупных событий революции 1905–1907 годов стала всеобщая стачка в Иваново-Вознесенске весной-летом 1905 года, когда и был создан первый в России общегородской Совет рабочих депутатов. Это было отражено во фресках в красном зале в процессе реконструкции в 50-х годах…
Есть на вокзале и VIP-зал, аналог бизнес-зала аэропортов. По понятным причинам мы туда не попали, поэтому привожу фото из интернета.
На станции полностью перестроили платформы и открыли подземный переход. Одну из платформ сделали высокой — она рассчитана на поезда типа «Ласточка».
На территории вокзала установлен памятный знак железнодорожникам-фронтовикам и труженикам тыла.
Адрес: г. Иваново, площадь Вокзальная, д.3