Когда речь заходит об архитекторе Алексее Викторовиче Щусеве, то первым делом приходит на ум, что он является автором проекта Мавзолея В. И. Ленина на Красной площади в Москве. В советские времена, собственно, практически не вспоминали о том, что в дореволюционное время Алексей Викторович спроектировал большое количество храмов, а это именно так. Реализацию одного из лучших его церковных проектов мы увидели в Мемориальном комплексе на Красном холме Куликова поля. Это храм в честь преподобного Сергия Радонежского, который, как известно, перед битвой с полчищами хана Мамая в 1380 году напутствовал и благословил на ратный подвиг русских воинов во главе с князем московским Дмитрием, после битвы получившим прозвище Донской.
Храм памятник на Красном холме был сооружён в 1913 — 1917 годах, хотя идеи его сооружения зародились ещё в 30-е годы XIX столетия. Тогда планировали создание на Красном холме Мемориального комплекса, в который кроме Сергиевского храма должны были входить памятник- колонна в честь Дмитрия Донского, а также дом инвалидов для солдат. Однако в XIX веке был сооружён только обелиск в виде колонны на самой высокой точке Красного холма. Его возвели по проекту архитектора Александра Павловича Брюллова в 1850 году.
К продолжению работ по возведению мемориала в честь русских воинов, погибших в Куликовской битве, приступили лишь в начале ХХ века. В 1901 году на праздновании Дня поминовения воинов, павших в Куликовской битве, местные помещики граф А. В. Олсуфьев и князь М. В. Голицын обратились к епископу Тульскому и Белевскому Питириму с инициативой о создании здесь храма-памятника в честь Преподобного Сергия Радонежского. Эта инициатива была поддержана на заседании Синода. В конце 1903 года А. В. Олсуфьев возглавил строительный комитет по сооружению храма-памятника. После его смерти в 1907 году строительный комитет возглавил его сын граф Ю. А. Олсуфьев, который пожертвовал для строительства на Красном холме 36 десятин земли. Для проектирования храма пригласили талантливого молодого зодчего А. В. Щусева.
Алексей Викторович Щусев соединил в проекте элементы модерна и неорусского стиля. Здание состоит из трёх объёмов: двух боковых башен и собственно церкви. Башни соединены между собой звонницей новгородско-псковского типа. Трёхмастная композиция храма как бы перекликалась с сюжетом картины известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». По некоторым данным, А. В. Щусев планировал, что храм на Красном холме должен был расписывать именно этот художник. Но этого не произошло, грянула революция, и внутренняя отделка храма не была осуществлена.
Службы в храме происходили до 1940 года. В 1940 году в стране широко отмечалось 560-летие Куликовской битвы. В храме Сергия Радонежского тогда развернули выставку, одновременно закрыв его для богослужений.
А вскоре в судьбу памятника вмешалась война. В 1941 году, во время битвы под Москвой, заснеженное Куликово поле было «ничейной» землей, разделявшей противников. На нем действовали и наши, и гитлеровские разведывательные отряды. Непосредственно от военных действий мемориальные сооружения не пострадали. Но долгое запустение, людское небрежение и равнодушие к собственной истории сказались на них пагубно. К середине 1950-х годов храм был практически разрушен, с крыш исчезла кровля, были разобраны полы, стали разрушаться стены.
Разорëнное Куликово поле возрождалось медленно. С 1967 по 1980 год в храме проводилась реставрация. В его помещениях с 1980 по 2010 годы действовал филиал музея «Куликово поле». С 2010 года храм стал подворьем Троице-Сергиевой лавры, перед этим была осуществлена внутренняя и внешняя отделка, появился иконостас и настенные росписи. Эти работы проведены художниками мастерской «Царьград» под руководством Дмитрия Александровича Трофимова…