В публикации про Крестовоздвиженскую церковь в селе Дарна, находящуюся близ города Истра Московской области, я упоминал об Анне Сергеевне ЦУРИКОВОЙ.
Я отыскал в своём архиве одну фотографию, сделанную почти пять лет назад во время посещения нами Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Там в некрополе, расположенном возле Воскресенского собора, моё внимание привлёк надгробный памятник Анне Сергеевне Цуриковой. Он выделяется среди остальных захоронений, прежде всего, красивой мозаичной иконой Пресвятой Богородицы, сидящей на троне с младенцем Христом.
Мозаика была выполнена по эскизу Виктора Михайловича Васнецова. Этот образ Богоматери был написан им для главного иконостаса собора святого равноапостольного князя Владимира в Киеве. Жаль, что до нашего времени мозаика не сохранилась в первозданном виде, многие её элементы утрачены. Но всё равно сюжет иконы хорошо читаем. Вот как он описан в путеводителе «Новый Иерусалим», составленном Галиной Митрофановной Зеленской:
«Каждая деталь иконы исполнена глубочайшего смысла. В первую очередь это относится к надписи на свитке, где «зашифровано» с помощью сокращений ветхозаветное пророчество, относящееся к искупительной жертве Христа: «Он изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5).
По сторонам трона, на котором восседает Матерь Божия, изображены в арочных пролётах светло-розовые бутоны на голубом фоне. Они символизируют Царство Небесное, сподобиться которого православные христиане молят Пресвятую Владычицу Богородицу — «неувядаемый цвет чистоты», «райских дверей отверзение».
А кто же такая Анна Сергеевна Цурикова? На памятнике мы можем прочитать только даты её жизни: «Родилась 25 июля 1818 года, скончалась 7 января 1907 года». Но в интернете я отыскал некоторые данные из её биографии.
Анна Сергеевна была женой местного купца и фабриканта Павла Григорьевича Цурикова (1812 — 1878), известного своей благотворительной деятельностью.
Будучи владельцем крупнейшей в Звенигородском уезде суконной фабрики, Павел Григорьевич отечески заботился о её работниках. Построил для них больницу, школу, аптеку. Финансировал строительство в Аносином и в Саввино-Сторожевском монастырях, помогал ещё целому ряду храмов.
Для Нового Иерусалима Павел Григорьевич Цуриков и его супруга стали главными меценатами. В частности, они профинансировали золочение куполов собора и надвратного храма, а также поновление нескольких иконостасов и Кувуклии над символическим Гробом Господним. Только в 1874 — 1876 годах они пожертвовали на ремонты храмов Воскресенского монастыря 150000 рублей. Похоронен П. Г. Цуриков при церкви села Ивановское, а его супруга, пережившая мужа почти на 30 лет, удостоилась быть погребённой в Новом Иерусалиме.
Овдовев, Анна Сергеевна продолжила добрые дела мужа. Помимо прочего, она давала приданое всем девушкам, чьи родители трудились на её фабрике, и оказывала поддержку нескольким учебным заведениям. В каждом деле благотворительницы отражалась её душа, искренне любившая людей…
Говорят, что немцы, ограбившие и взорвавшие монастырь во время Великой Отечественной войны, вывезли из него в Германию многие гораздо менее ценные памятники. А стоявшее на самом виду надгробие на могиле Анны Сергеевны Цуриковой почему-то не заметили. Может быть, икона Пресвятой Богородицы не позволила им совершить акт вандализма? По местным поверьям, на могиле Анны Сергеевны происходят чудесные исцеления. Сама икона является «местной» чудотворной…