Всем известно, что Иерусалим — город мира, расположен в Палестине. Но не все знают, что у него есть тезка в подмосковном городе Истра. И это не просто храмовый комплекс, с аналогичным названием, а почти детальное воспроизведение израильского оригинала с мельчайшими деталями.
Перед вами надвратная церковь монастыря.
Основателем Новоиерусалимского монастыря был патриарх Никон. Следуя по старой Волоколамской дороге в Иверский монастырь, он часто любовался южным склоном Клинско-Дмитровского холма, представляя на нем новый монастырь.
Никон был человек деятельный и в то время пользовался расположением царя Алексея Михайловича. Царь Алексей Михайлович помог выкупить у местных бояр земли под монастырь. На месте будущей постройки был вырублен лес, холм еще выше досыпали землей, и началось строительство. Никон ставил задачу воссоздания святых мест Палестины — первообраза, на московской земле. Он понимал, что мало кто из русских был способен в Иерусалиме. Он хотел познакомить свою паству со святыми местами казни, погребения и воскресения Христова.
Монастырь строился по точным чертежам монастыря на Святой земле, найденным в старинных книгах. При Никоне первые постройки монастыря были деревянные, и в 1657 здесь была освящена Воскресенская церковь. На освящении присутствовал царь Алексей Михайлович, он же нарек монастырь Новоиерусалимским. В 1658 году Алексей Михайлович, боясь усиления роли церкви, выслал Никона в Белозерский монастырь, а затем опальный патриарх был переведен в Кириллово- Белозерский монастырь. Пока патриарх был в ссылке, дальнейшее строительство монастыря было на время прекращено.
После смерти Алексея Михайловича царь Федор Алексеевич разрешил Никону вернуться в Новоиерусалимский монастырь. Но патриарх умер в повозке по дороге в Москву и позже был похоронен в приделе под Голгофой. В 2003 археологи предприняли попытку вскрыть захоронение Никона. При вскрытии выяснилось, что могила была разграблена ранее и до сих пор неизвестно, где находятся сейчас останки Никона.
Впоследствии Воскресенскую церковь многократно перестраивали. Через тридцать лет после постройки каменной церкви тяжелый шатер, из-за ошибки в расчетах, рухнул. И вплоть до 1761 года грандиозное здание Воскресенской церкви реставрировалось и перестраивалось по проекту Растрелли.
В 1762 и 1792 году на территории монастыря произошли большие пожары, постройки были восстановлены на средства выделенные императрицей Екатериной II, которая, как вы помните, монастыри не жаловала.
За долгие годы в строительстве Новоиерусалимского монастыря приняли участие многие видные архитекторы России.
Среди них были Растрелли и М. Ф. Казаков.
Многолетними стараниями лучших русских зодчих был создан уникальный храмовый комплекс, в котором сложность и красота не соревнуются, а дополняют друг друга.
Душой комплекса стал стоящий в центре- храм Воскресения, с запада от него — перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба Господня, а с востока — подземная церковь Константина и Елены. У южного фасада собора возвышалась семиярусная колокольня, взорванная фашистами в 1941 г. Со стороны аспид собор дополняют главы приделов.
А теперь вопрос пытливым. Догадайтесь, как назывался город Истра до революции и до 30-х годов 20 века? Празднично и звучно — Воскресенск. Главный вход в Воскресенский собор находится с южной стороны. В наше последнее посещение он был закрыт. Монастырь до сих пор находится на реставрации.
После Октябрьской революции даже большевики не решились поднять на него руки. В монастыре был основан музей, и тогда была утеряна лишь часть икон и церковной утвари. А сразу после Великой Отечественной войны были выделены деньги на его восстановление из руин, которые оставили недочеловеки- фашисты. В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофа, пещеры гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного воскресения Спасителя.
Главная святыня монастыря живописный гроб господень, он находится внутри белокаменной часовни.
Церковь Успения пресвятой Богородицы или Успенский придел. Находится слева от северного входа.
О внутреннем оформлении монастыря, где с каждой иконой и ее местом на стенах, связаны мифы и реальные события, невозможно рассказать в столь коротком описании.
Остановлюсь на одной легенде, она посвящена чудотворной иконе Божьей Матери «Троеручицы». Мастер хотел изобразить Богородицу, как обычно, но, придя однажды утром к незаконченному портрету, он заметил, что у Богородицы появилась третья рука. Сначала он подумал, что это кто-то из братии подшутил над ним, пририсовав третью руку. Мастеру дважды пришлось замазывать руку, пытаясь вернуть Богородице «Правильный» образ, пока на третью ночь она сама не явилась ему во сне и попросила больше не стирать третью руку, потому что она, таким образом, хотела дать благословение на написание работы. В 18–19 веке в Воскресенском соборе было полтора десятка придельных церквей, устроенных благотворителями нового Иерусалима, в том числе и церковь семьи Романовых.
Сохранился только один придел Святой Магдалины в северной галерее ротонды, там, где стояла Святая Магдалина при погребении Христа. Придел был дарован в 1802 году императрицей Марией Федоровной в честь своей небесной покровительницы. Этот придел был построен по проекту М. Ф. Казакова. Внутреннее убранство поражает тонкостью работы и изяществом, с которым она выполнена.
Перед высокими приделами, выполненными из керамической плитки, можно стоять часами. Первоначально керамические изразцы внутреннего убранства были выполнены искусными белорусскими мастерами.
«Царская арка» и центральный иконостас в 12 ярусов.
Вид на иконостас из-под «Царской арки».
Двенадцати ярусный иконостас не характерен для русских православных церквей.
Но здесь он такой, потому что получился слишком узким.
Особенно поражает своей грациозностью и изяществом шатер над ротондой, его высота 18 метров.
Снаружи и внутри собор украшен керамическими поясами, наличниками и иконостасами.
Придать собору истинно русский дух, украсив, таким образом, предложил патриарх Никон.
С востока к собору примыкает подземная церковь Константина и Елены «.
В Иерусалиме такая церковь вырезана прямо в скале. Это единственная часть комплекса, которая сохранилась после того, как церковь была взорвана фашистами. Уцелел и уникальный медно-вызолоченный иконостас, чудом сохранившийся после взрыва. Говорят, что Господь долго терпит, да больно бьет. Не сомневаюсь, что лицу, приказавшему взорвать нашу святыню, недолго пришлось ходить в героях. В северной части подземной церкви похоронены жена и сын великого А. В. Суворова, оказавшие в свое время немалые пожертвования монастырю. В подземную церковь ведет лестница. Что символично в ней 33 ступени.
Монастырь обнесен по диаметру километровой стеной, с толстыми трехметровыми стенами высотой 8 метров.
Такие стены понадобились, чтобы создать оборонительные крытые галереи с двумя рядами бойниц.
Восемь башен стены получили каждая палестинское название: Гефсиманская, Сионская и т. д.
За Елизаветинскими воротами монастыря находился Гефсиманский сад. От сада мало что осталось, сейчас на его месте разбит парк. С южной стороны монастыря находится парковка. По большим праздникам, мы в последний раз были в этом году на Пасху, полиция помогает организовывать въезд на парковку, что нам очень понравилось.