Мы возвращаемся на Алтай. Очередная остановка на Чуйском тракте — урочище Калбак-Таш (алт. Калбак-Таш).
Мы возвращаемся на Алтай. Очередная остановка на Чуйском тракте — урочище Калбак-Таш (алт. Калбак-Таш).
Урочище, чье название с алтайского языка переводится как «плоская скала», знаменито своими петроглифами — выбитыми на камнях изображениями, датированными промежутком времени от неолита (примерно с 12-го по 4-е тысячелетие до н. э.) до древнетюркского периода (раннее Средневековье). Сейчас комплекс насчитывает около 5 тысяч рисунков и постоянно пополняется вновь обнаруженными изображениями.
Проход на территорию археологического памятника платный — что-то около 250 рублей.
Осмотрим некоторые из петроглифов, в чем нам поможет монографический атлас Владимира Дмитриевича Кубарева — выдающегося археолога, исследователя Горного Алтая, Дальнего Востока, Монголии и Восточной Сибири. На фотографиях с изображениями довольно сильно выкручен контраст, чтобы читатель данного поста мог хоть что-то разобрать. К каждому фото будет даваться описание и копия этого изображения из атласа.
Композиция строится вокруг фигуры женщины. Справа от женщины изображена фигурка мужчины — скорее всего здесь запечатлен половой акт. В правом верхнем углу находится маленькая фигурка козы. Слева расположены фигуры оленя и козла.
Одна из многих женских фигур, изображенных на всей территории урочища.
В верхней части фото запечатлена сцена охоты на оленей, окруженных лучником и его собаками. Справа находится фигура оленя, а внизу — маралухи.
Маралуха с каким-то длинным хвостом.
Олень и две маралухи.
Еще пара фигур маралух.
Довольно редкое изображение загона с оленем в нем.
Бык с лировидными рогами.
Изображение одноосной колесницы с фигуркой лошади рядом.
Фигурка оленя, выполненная в технике тонкой гравировки, а не сплошной выбивки, как большинство прочих петроглифов.
Большая композиция, изображающая двух маралух и козла, окруженных собаками.
Порой петроглифы совершенно незаметны. Вот здесь, например, изображены большая фигура оленя и небольшая фигурка собаки.
Сцена собачьей охоты на лося.
Вот мы и подошли к главной композиции всего Калбак-Таша. Рассмотрим ее поближе.
Несколько идущих по тропе мужских фигур. Рядом с ними изображены олени и козел, окруженные собаками.
Над мужчинами выбит фантастический зверь. Справа от него изображен человек, втыкающий в ногу зверя копье. За зверем находятся фигуры оленя, лошади, собаки и человека.
Множество фигур животных, а также несколько фигурок людей. Большинство из них изображены попарно, символизируя два разных пола одного и того же вида.
Множество фигур быков и козлов, а также несколько людей.
Здесь людей уже заметно больше, в верхнем правом углу можно заметить роженицу с плодом между ног. Несколько быков нарисованы с тюками на спинах. На рисунке также запечатлено много козлов и собак.
Быки, люди и собака.
Лучник, быки и собака. Единственное изображение, которое я не смог найти в атласе.
Фантастический зверь с длинными когтями.
Фигуры быка и собаки.
Лучники, козлы и собака.
Бык и коза.
Пора ехать дальше.
В следующий раз мы прогуляемся по старому Чуйскому тракту и взглянем на памятник алтайским водителям. Не переключайтесь!