Когда говорят про достопримечательности подмосковного города Хотьково, то, прежде всего, вспоминают про самый древний монастырь Подмосковья — Покровский женский монастырь, первое упоминание о котором датируется 1308 годом. При этом практически никто не обращает внимания на то, что по соседству с монастырём расположена ещё одна достопримечательность Хотькова. Это железнодорожный мост через реку Пажа, которому в августе прошлого года исполнилось 160 лет со дня его открытия.
История этого моста весьма интересна, и я на ней немного остановлюсь.
Итак, в августе 1862 года открылось регулярное движение по Ярославской железной дороге на участке Москва — Сергиев Посад, и вместе с ним вступил в строй упомянутый мною железнодорожный мост. Это уникальное по тем временам инженерное сооружение спроектировал талантливый петербургский инженер-путеец Александр Симонович Рехневский. Незадолго до этого он опубликовал теоретические исследования многораскосных мостов, которые затем и воплотил на практике при проектировании хотьковского железнодорожного моста. Хотьковский мост стал в Подмосковье первым и самым высоким раскосным мостом с диагональными балками. И это представляло собой новое слово, как в технике, так и в архитектуре.
В первоначальном виде мост, поставленный на две высокие опоры, простоял 30 лет. Со временем его неоднократно реконструировали и усиливали, но замысел его создателя и сейчас просматривается сквозь современные сплошные конструкции. Мост, по-прежнему, красив и выдерживает колоссальные нагрузки.
Тяжелые испытания выпали на долю моста во время Великой Отечественной войны. С военной точки зрения мост был самым уязвимым элементом на важнейшей железнодорожной артерии, соединявшей Москву с северными и восточными регионами страны. Естественно, в процессе его обороны в небе над Хотьковом разгорались ожесточенные воздушные бои с целью не допустить к нему фашистские бомбардировщики. А в конце ноября 1941 года фашисты попытались даже высадить воздушный десант парашютистов-диверсантов в районе станции Хотьково.
Но всё было тщетно. Местность вокруг моста была сплошь покрыта воронками от сброшенных бомб, но в сам мост фашисты ни разу не попали. А воздушный десант встретил отчаянное сопротивление с нашей стороны и был уничтожен. В результате мост остался цел, и через него исправно шли потоки грузов, которые, естественно, помогали нашей стране выстоять в тяжёлой войне.
Интересно также, что в 1882 году Илья Ефимович Репин, живший в то время на даче близ Хотькова, увековечил хотьковский мост на картине «Железнодорожный сторож. Хотьково», находящейся сейчас в собрании «Государственной Третьяковской галереи» в Москве: