Дом Канунникова.
Купцы Канонниковы (Канунниковы) жили скромно, это и сказалось на отделке дома. Он непритязателен на вид и даже аскетичен, от остальных палатных домов особенно отличается отсутствием наличников окон второго этажа.
Лаконичные разделения фасадов и немногие декоративные детали выразительно подчеркивают формы строгой и даже суровой архитектуры дома.
Адрес:
На первом этаже музея у кассы выставка гороховецкой игрушки.
В XIX в. в некоторых деревнях Гороховецкого уезда начали изготавливать необычные плотницкие игрушки. Сегодня это редкостные произведения народной деревянной скульптуры, которых сохранилось очень мало.
Впервые я увидел эту игрушку в Сергиевом Посаде в музее игрушки.
Гороховецкая игрушка дошла до нас только благодаря заботам и усилиям отдельных коллекционеров. В начале XX века ею заинтересовались известные собиратели Н. Д. Бартрам, Е. М. Белякова и В. А. Ганшин, которые составили хорошую коллекцию её образцов, хранящуюся ныне в Музее игрушки Сергиева Посада.
Первое, что бросается в глаза, когда мы рассматриваем ранние гороховецкие игрушки (коников, барынь, птиц), — их монументальность, мощь и фасадность (акцент с одной стороны) при относительно небольшом размере — 15–20 см.
Искусствовед Н. В. Тарановская отмечала, что у гороховецких коников и птиц голова «гордо вздёрнута», а шея «вытянута вверх», что нарушало пропорциональность в сравнении с коротким туловищем. Такой образ могли создавать мастера-резчики, хорошо знакомые с домовой резьбой, в частности, с изготовлением охлупней (коньков) в виде птичьей или конской головы.
Конь — любимый персонаж, их делали много, одиноких, с упряжкой, со всадником. Через Гороховецкий уезд проходил большой тракт, мимо проносилось многочисленные повозки, и образы коней, упряжек и всадников были привлекательны мастерам и их детям.
Кони чаще всего окрашивали киноварью в горячий красный цвет, отчего фигуры становятся еще более выразительными. Красный цвет несёт в себе символ, в который верили наши предки — цвет ассоциировался с солнечным диском, который двигается по небу с помощью огненных коней.
Барыни — необычного вида грубовато вырезанные фигурки женщин. Их силуэт имеет чёткие формы, выделена талия и бёдра, рук нет. Одежда напоминает городскую: юбка и кофта, но на голове не платок, а высокий кокошник. Вид у неё величавый и серьёзный.
Перед нами характерный и неподдельный образ того времени, рожденный самой жизнью. Важная чопорность и напыщенность этих «барынь» соседствует с мягким юмором и теплой усмешкой со стороны мастера. Мастер как бы желает подчеркнуть, что хотя внешне деревенская женщина переняла городскую моду, но внутренне она остается все такой же простой и цельной натурой.
Еще одну группу образов в гороховецкой игрушке представляют птицы. Фигурки птиц всегда были частыми мотивами в народном искусстве. С птицами связывались обрядовые действия крестьянских праздников, сохранившихся с языческих времен.
Резные птицы жили на наличниках и карнизах деревенских домов. Многие вещи крестьянского хозяйства изготавливались в форме птиц.
В гороховецкой игрушке птицы, как правило, детально расписывались художником, который разрисовывал крылья, глаза, оперение в яркие тона, при этом часто использовал иконописную технику соседних крупных иконописных центров — Палеха, Мстеры, Холуя.
В типичной гороховецкой кукле-бабе передан «конкретный образ русской крестьянки».
В этом образе мы видим жительницу крупного села Нижегородской губернии в нарядной одежде, которая указывает на городскую моду первой половины XIX в.
Однако, сейчас есть мастера возрождающие традиции гороховецкой игрушки.
Гороховецкий край всегда славился богатством лесов. По площади, занятой лесами, Гороховецкий уезд стоял на первом месте во Владимирской губернии. Плотничество было главным промыслом мужского населения.
Сложилась даже поговорка: «Кабы не было топора, так топиться давно пора».
Вот как описывает свои впечатления путешественник Д. Шелехов:
Архитектура изб необыкновенная… Над каждым домом возвышается светелка как игрушечка, с затейливой резьбою, с колонками, с полукруглыми над карнизом окошками, со стрелами и фестонами, из которых многие раскрашены, а другие и вызолочены… С давних времен укоренилось здесь искусство плотническое. Оно переходит из рода в род.
Гороховецкую игрушку делали не местные кустари-резчики, как это было с нижегородской игрушкой, а домашние мастера, одиночные производители. Изготовление игрушки было побочным занятием сельского мастера, который делал игрушки между делом в зимнее, более свободное от работ, время для своих детей, детей родных, друзей и соседей.
Центр производства гороховецкой игрушки находился в Пестяковской и Мордвиновской волостях, в селениях, самым известным из которых было село Пестяки. В них проживало большинство плотников-якушей.
В гороховецком уезде плотников принято было называть якушами по названию одной из местных деревень, выходцами из которой, видимо, были первые якуши.
Они ходили обычно артелью, по 5–6 человек.
Слава о них была очень громкой, В. И. Даль включил их в свой словарь, где пояснение к слову «якуши» звучит так: «долбёжники, плотники, резчики для резки украс на избы и на суда».
В 1870–80 гг. производство гороховецких игрушек резко сократилось, а в конце XIX в. в регионе вообще числилось только одно кустарное производство. Соответственно, можно считать, что гороховецкую игрушку делало всего полвека одно поколение мастеров.
Гороховецкие игрушки в народе называли щепной, так как делалась из деревянных чурок и щепок — отходов плотницкого дела.
Сначала обработка игрушки производилась топором, и лишь затем мастер прибегал к помощи ножа или долота. Но часто топор составлял единственный инструмент игрушечника.
После завершения деревянной заготовки игрушку красили. Любимой краской была киноварь. Особенно хороши ярко-красные гороховецкие коники-каталки. Также использовали оранжевый, синий, чёрный, зелёный, коричневый цвета.
Излюбленным орнаментом гороховецкой игрушки была крупная лепестковая розетка, выполненная краской. Этим орнаментом украшали одежды барынь, детали повозок, карет, подставок под коников.
Тут же демонмтрируют небольшой фильм о доме Канунникова.
Поднимемся на второй этаж, в музей.
Новшеством для гороховецкого зодчества оказалась встроенная парадная лестница, ведущая из сеней первого этажа на второй.
Это был уже следующий шаг в развитии древнерусского крыльца, когда оно стало превращаться из наружного элемента здания во внутренний.
Планировка его не отличалась от подобных палатных домов XVII в. Интересная особенность интерьеров дома — система теплых полов, фрагменты дымохода внутри кирпичных полов сохранились до наших дней.
В этом доме снимался художественный фильм.
Потомки Канонниковых в мире.
Лысая гора- одно из самых загадочных и красивых мест под Гороховцом. Она возвышается над Клязьмой почти на 100 метров. Отсюда открывается удивительный вид на бескрайние леса и широкую пойму, по которой лентой извивается река, на заливные луга и зеркальные озера.
Свое название Лысая гора получила из-за практически полного отсутствия растительности, в отличие от соседних холмов, на которых шумят леса. Такое необычное природное явление пока не находит научного объяснения, зато породило легенды.
В 1545 г. под Гороховцом было разбито войско казанского хана Аманака, которое в течение нескольких лет грабило нижегородские земли. По преданию, здесь погиб и сам хан. Его похоронили на берегу Клязьмы, каждый воин принес на его могилу горсть земли, и образовался курган. С тех пор на нем не выросло ни единого деревца.
Однако насыпное происхождение горы не подтвердили археологические раскопки, которые проводил в конце 1920-х гг. известный ученый профессор О. Н. Бадер. Исследования показали, что Лысая гора — это холм природного происхождения, где еще в VI—V вв. до н. э. жили люди, не знавшие металла и пользовавшиеся каменными и деревянными орудиями труда. Гончарные и костяные изделия (заколки, шило, амулеты), найденные в поселении, говорят о том, что заселение этих мест продолжалось и в начале I тысячелетия н. э. Это городище было укреплено с трех сторон крутыми берегами Клязьмы, а с четвертой — земляными валами, остатки которых сохранились до наших дней.
Городище «Лысая гора» сегодня имеет статус археологического памятника федерального значения.
Результаты раскопок на Лысой горе.
Ученые археологи работавшие здесь.
Процесс сверления отверстий в молотках.
Вторая такая гора в Гороховце — Пужалова.
Российские археологи обнаружили на Пужаловой горе в Гороховце Владимирской области большое количество средневековых погребений, как грунтовых, так и курганных. Они были найдены прямо под дорожками Центрального городского парка. Могильник относится ко второй половине XII века — периоду, когда, как считается, был основан город. Учёные предполагают, что результаты раскопок помогут понять быт, привычки и состояние здоровья первых жителей Гороховца.
Вероятно, укреплённый пограничный пункт на восточных границах Владимиро-Суздальского княжества был основан великим князем Андреем Боголюбским в 1168 году во времена походов русских войск на Волжскую Булгарию.
Первоначальное ядро города составлял детинец, расположенный на Никольской горе — крутом мысу правого берега Клязьмы, высота его земляных валов достигала 5 м. После появления детинца у подножия горы возник нижний посад.
Могильник XII века на Пужаловой горе сочетает в себе языческие и христианские традиции.
Каменная шиферная иконка.
Утраченная Покровская церковь.
Реставрация Благовещенского собора.
Колоды (гробы) 16–18 веков найденные у собора.
Фрагмент каменного пола обнаруженный в соборе.