А теперь к описанию Большого Гатчинского Дворца.
А теперь к описанию Большого Гатчинского Дворца.
Это уже солидный Дворец, не то что Приорат слепленный из прессованой глины.
Основной этап работ в Большом Гатчинском дворце начался в 1796 году, архитектором стал Винченцо Бренна, работавший в то время в Гатчине. В его задачу входили надстройка обоих каре вторыми и третьими этажами и приспособление их под жильё, а также переделка открытых галерей — колоннад во втором этаже главного корпуса.
После перестройки вместо открытых галерей появились стены, декорированные полуколоннами. Кроме того, стены появились на первом этаже в центре главного корпуса на месте открытых аркад и сквозного прохода в парк.
Работы по устройству комнат для семьи Павла I в. Арсенальном каре (бывшем Конюшенном) и в главном корпусе дворца были начаты в 1797 году.
В 1799 году Павел I назначил главным архитектором Гатчины Андреяна Дмитриевича Захарова. Ему пришлось закончить некоторые работы во дворце, так как в это время Бренна был занят на постройке Михайловского замка в Петербурге. В частности Захаров закончил надстройку Кухонного каре.
Также по его проекту на месте старой церкви во дворце, которая существовала ещё с орловских времён, в 1800 году была построена новая.
После смерти Павла I в. 1801 году Гатчина стала принадлежать его жене Марии Фёдоровне. По её желанию в 1809–1811 годах архитектором Андреем Никифоровичем Воронихиным во дворце были произведены небольшие переделки. В основном они касались внутреннего убранства дворца, а также для приспособления его «на случай зимнего пребывания».
Следующий этап крупных работ по перестройке дворца пришёлся на 1840-е годы, когда он принадлежал императору Николаю I. С 1844 года работами в Гатчинском дворце руководил Роман Иванович Кузьмин, который с 1841 года был в должности главного архитектора Министерства Императорского двора.
Это были последние крупные работы по перестройке дворца, при следующих владельцах проводился только необходимый текущий ремонт.
1 августа 1851 года на плацу перед дворцом был установлен памятник Павлу I, отцу Николая I.
При императоре Александре III в. 1880-х годах во дворец были проведены электричество, телефон, заменены водопровод и канализация, печное отопление заменено калориферным.
Император Александр III был страстным коллекционером, уступая в этом отношении разве что Екатерине II. Гатчинский замок превратился буквально в склад бесценных сокровищ.
В дни революции в Гатчине столкнулись казачьи части генерала Краснова и отряды красногвардейцев. 27 октября 1917 года во дворец прибыл штаб третьего конного казачьего корпуса во главе с председателем временного правительства Керенским.
1 (14) ноября 1917 года на площади перед дворцом был проведён митинг, на котором нарком советского правительства по военным и морским делам Павел Ефимович Дыбенко убедил казачьи части не выступать против советской власти в Петрограде, в результате чего в ночь с 1 на 2 ноября Керенский покинул дворец, который заняли революционные войска.
Для посещения музей был открыт 19 мая 1918 года.
Период с 1918 по 1941 год был временем развития дворца как музея.
Только в 1919 году, во время Гражданской войны, дворец оказался в зоне боевых действий, когда войска Юденича вошли в Гатчину. Красноармейцы, погибшие во время этих событий, были похоронены на плацу перед дворцом. Могила до нашего времени не сохранилась.
После объявления о начале войны в пригородных дворцах-музеях, в том числе и в гатчинском, начали принимать меры по эвакуации ценностей и по защите зданий от воздушных бомбардировок.
15 августа 1941 года под окнами дворца разорвалась первая авиабомба, а уже в конце месяца город оказался в пределах досягаемости немецкой артиллерии. 24 августа снарядами было повреждено Арсенальное каре, а 3 сентября во двор каре упала авиабомба, причинившая ему значительные повреждения.
Осуществить полную эвакуацию находящихся во дворце ценностей не удалось. Только четыре эшелона с самыми ценными экспонатами были отправлены в тыл, а также один эшелон был отправлен в Ленинград.
Оставшееся имущество было размещено в подвалах дворца, часть крупной скульптуры была захоронена в парке, другая часть закрыта мешками с песком. Только 9 сентября оставшиеся сотрудники музея эвакуировались. В этот же день снарядом была повреждена башня Кухонного каре, другой снаряд взорвался около паркового фасада дворца.
Гатчина и дворец до января 1944 года находились в руках оккупантов. При отступлении немецкие войска сожгли и заминировали гатчинский дворец. Часть оставшихся ценностей они уничтожили, часть увезли в Германию.
На одной из стен дворца на штукатурке сохранилась надпись:
«Здесь были мы. Сюда мы больше не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто».
Эта надпись с фрагментом стены была сохранена и сейчас демонстрируется в экспозиции дворца.
В послевоенные годы началось восстановление Гатчинского дворца. Но работы, проводимые во дворце, не были реставрационными в полном смысле этого слова. Принимались меры, чтобы это здание можно было использовать. В 1944 году уцелевшие мраморные, гипсовые барельефы и отдельные декоративные детали были закрыты временными щитами. В 1948 году были восстановлены межэтажные перекрытия, кровля, оконные и дверные проёмы.
В 1950–1959 годах во дворце располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем — ВНИИ «Электронстандарт».
В 1961–1963 годы начались работы по восстановлению дворца как памятника русской культуры. Архитектором М. М. Плотниковым была начата разработка проекта возрождения Гатчинского дворца.
Восстановительные работы продолжались около девяти лет, и первые интерьеры дворца-музея были торжественно открыты для обозрения 9 мая 1985 года, в сорокалетний юбилей Победы.
Восстановление интерьеров дворца продолжается и сейчас. Средства, выделяемые на восстановление дворца в постперестроечное время, были минимальны, но с 2006 года значительно увеличились.
Полное восстановление дворца и парка планировалось к 2012 году, однако из-за экономического кризиса финансирование реставрационных работ было отложено.
Внутреннее убранство Дворца.
В создании интерьеров Гатчинского дворца просматривается два основных этапа. Первоначальное убранство внутренних помещений дворца создавалось в 1770–1780-х годах по проектам главного архитектора дворца — Антонио Ринальди. Отличительной особенностью декораций дворцовых помещений, созданных в это время, была тонкая и изысканная лепка, а также наборные паркеты из ценных пород дерева. Стены помещений декорировались стилизованными цветами, плодами и растительными побегами. Лепные работы выполнялись опытными, в основном итальянскими, мастерами.
В 1790-х годах внутренние помещения дворца подверглись значительной переделке под руководством Винченцо Бренны. Бренна создал новое оформление залов дворца, в котором сочетались строгие античные архитектурные формы с почти барочной пышностью. Архитектор применял классические архитектурные ордера, лепку, позолоту, сложные орнаментальные композиции, драпировки и гобелены. Росписью некоторых помещений занимался известный живописец своего времени Скотти. В части помещений было изменено не только убранство, но и архитектурное исполнение, общее композиционное решение. Оформление Ринальди сохранилось лишь частично.
Аванзал.
Какие картины первоначально украшали зал — неизвестно. Во второй половине XIX века на стенах поместили «Изгнание из рая» неаполитанца Л. Джордано и «Бурю» французского мариниста Ж. Верне.
В 1920-х годах над мраморным камином появился портрет Павла I в. одеянии гроссмейстера мальтийского ордена работы С. Тончи.
При императоре Павле I здесь происходили смена и развод караула для охраны внутренних покоев дворца.
Назначению зала соответствует лепной декор: гирлянды лавровых ветвей на падуге, шлемы римских воинов, знамёна и щиты.
Отсюда и другие названия зала — Верхняя кавалерская, Парадная Приёмная.
Мраморная столовая — зал, использовавшийся для парадных обедов. Площадь зала — 110 м².
Главным декоративным элементом стали каннелированные колонны каррарского мрамора с капителями коринфского ордена. Они установлены на невысокие пьедесталы и поддерживают карнизы, богато украшенные лепниной. Стволы колонн обработаны каннелюрами, а снизу на одну треть они декорированы валиками.
Также зал украшает пышная отделка перекрытия, полотнища дверей наборной работы, паркет геометрического рисунка.
Неотъемлемой частью убранства являются предметы декоративной бронзы: стенники в виде валторн, часы и подсвечники на каминной полке (Франция, конец XVIII века).
Расположенный у восточной стены зала мраморный камин украшен зеркалом, рама которого завершается рельефным изображением условно трактованных грифонов, поддерживающих медальон с фигурой танцующей вакханки.
В годы Великой Отечественной войны Мраморная столовая была значительно разрушена. Интерьер был воссоздан в 1985 году.
Троонная Павла I — один из самых торжественных и нарядных залов дворца. Его площадь — 50 м².
Предположительно, при Орлове зал был его кабинетом. После перестройки стал тронным залом.
Главное украшение зала — французские гобелены.
Декоративные ковры из серии «Новые Индии» — «Зебра» и «Двое слуг несут вождя» — были выполнены по картонам Ф. Депорта.
Паркет набран по рисункам Антонио Ринальди из ценных пород дерева: розового, амаранта, палисандра и других. Центр паркетного покрытия акцентирован четырьмя переплетёнными венками. Они окружены фигурной сеткой из ромбов, которая как будто закреплена по углам стилизованными ветвями, листьями и растительными побегами.
Резное золочёное тронное кресло — работа придворного мастера Х. Мейера (конец XVIII века).
Довершали убранство зала бронзовый стол с круглой доской из «египетской» яшмы и большие деревянные белые торшеры.
В декоре потолка использован мотив лепных одноглавых древнеримских легионерских орлов и крылатых женщин-сфинксов., венков, гирлянд и розеток с обильной позолотой.
Основные предметы убранства зала были спасены во время Великой Отечественной войны благодаря своевременной эвакуации.
Малиновая гостиная получила своё название, благодаря гобеленам и мебели вишнёвого цвета.
Главным украшением зала были три гобелена из сюиты «Дон Кихот», которые были вытканы по картонам Шарля Антуана Куапеля, под руководством Козетта и Одрана в 1776–1780 годах.
Но в настоящее время только один из них занимает своё историческое место в гостиной. Два других выставлены в Павловском дворце.
Дополняет архитектурный, лепной и живописные декор интерьера резная золочёная французская мебель, обитая малиновым бархатом.
Пилястры, фланкировавшие дверные проёмы, и полотнища дверей украшены золочёным резным и лепным орнаментом.
Сложный карниз декорирован золочёными лепными деталями классического характера. Композиционные членения перекрытия состоят из двух широких периметральных полос.
Парадная опочивальня.
Интерьер зала зрительно разделён на две части — центральную и альков. Каждая стена имеет свою отделку, построенную на сочетании белого и голубого цветов, изысканно оттенённых позолотой.
Пилястры искусственного мрамора расписаны гротесками художником Ф. Лабенским. На стенах в резных рамах мерцает голубой лионский шёлк с вытканными серебром медальонами, лирами, букетами цветов и другими узорами.
Зеркала, размещённые друг напротив друга, создают бесконечно расширяющееся пространство. За белой с золотом балюстрадой, которая является символом неприкосновенности ложа монарха, расположена резная кровать огромных размеров с балдахином над ней.
В алькове имеется потайная дверь на тёмную винтовую лестницу, ведущую в покои Павла на первом этаже.
В годы Великой Отечественной войны уникальная отделка зала была почти полностью уничтожена, интерьер пришлось восстанавливать заново.
Башенный кабинет находится в Часовой башне дворца.
В середине XIX века в кабинет были перенесены скульптурные портреты родителей императрицы герцога и герцогини Вюртембергских работы И.-Х. Даннекера.
Изначально стены зала были облицованы искусственным мрамором, а во второй половине XIX века их затянули зелёным штофом, а на одной из стен разместили тканый портрет императора Павла I работы мастеров Петербургской шпалерной мануфактуры (1799 год).
Овальный будуар — первый из залов, принадлежавших императрице Марии Фёдоровне.
По мнению искусствоведов, архитектура, оформление падуг перекрытия и рисунок паркета были выполнены по проектам архитектора Антонио Ринальди. Первоначально на поверхности стен находилась лепнина, а в 1811 году её сменила роспись (вазы с цветами и гирлянды), выполненная художником К. Маркграфом. Переделкой залов руководил архитектор А. Н. Воронихин.
Наличники искусственного мрамора завершают лепные наддверники в виде ваз с ниспадающими гирляндами. На паркете растительные побеги прихотливо сплетаются в изысканный, уравновешенный и симметричный узор. Изначально на стенах находилась роспись. Во второй половине 1850-х годов стены затянули шёлком и разместили коллекцию миниатюр начала XIX века. Туалетная во многом сохранила декоративную отделку орловского периода.
Основным украшением зала является лепнина. Стены серо-голубого цвета членятся пилястрами с изображениями венков, зверей и птиц. Простенки оживлены гирляндами и горельефными фигурками путти. Вверху и внизу они обрамлены стилизованными листьями аканта.
Высокая падуга лепного перекрытия декорирована корзинками с цветами, динамичными рокайльными завитками листьев аканта. В угловых частях падуг на горизонтальную часть перекрытия переходят композиции, составленные из ветвей, листьев и ягод.
По продольным сторонам падуг располагаются связанные лентами факелы, а в углах перекрытия — пересечённые ветками венки.
Средняя часть перекрытия имеет тяжеловатое по профилю заглубление, хотя при Ринальди там был тонкий куполок.
Тронная императрицы Марии Фёдоровны.
При первом владельце дворца, графе Орлове, помещение тронной называлось Китайской комнатой. Отделкой занимался Ринальди.
При последующих перестройках дворцовых помещений первоначальная отделка была утрачена.
Новой отделкой комнаты занимался Бренна.
Поскольку в помещении располагалось достаточно ценное, хоть и небольшое собрание картин, она носила название Картинной комнаты.
Позже из комнаты была убрана почти вся мебель и помещение было преобразовано в тронную императрицы Марии Фёдоровны.
Одним из главных украшений комнаты был потолочный плафон «Аполлон и музы» неизвестного автора.
Плафон погиб во время Великой Отечественной войны. После войны вместо на его место было установлено полотно «Свадьба Ариадны и Бахуса», которое было написано бригадой живописцев в 1980-х годах по эскизу Стефано Торелли.
Белый зал — самый большой парадный зал центрального корпуса, его площадь — 250 м². Предназначался для многолюдных торжественных церемоний.
Зал во многом сохранил первоначальную отделку: лепка стен и десюдепортов, использование мраморных барельефов, ритм арочных оконных проёмов, общая разбивка стен, двери с наличниками искусственного мрамора и другие элементы декора созданы по проекту Ринальди.
Однако в дальнейшем убранство зала было значительно усложнено.
Среднее поле перекрытия занимал утраченный во время войны плафон «Геркулес на распутье между пороком и добродетелью» работы неаполитанского художника Джузеппе Бонито.
Оно заменено полотном Г. Ф. Дуайена «Рождение героя». Плафон окружён массивными орнаментальными рамами и рельефной сеткой с крестовидными заполнениями. Каждая сторона падуги зала представляет собой законченную орнаментальную композицию лепного декора.
Полотнища дверей изготовлены из ценных пород дерева и акцентированы изящными бронзовыми золочёными деталями. Наличники дверей выполнены из красноватого искусственного мрамора и завершены пышными скульптурными композициями.
Ещё при Орлове зал был украшен скульптурой и мраморными рельефами. Над камином размещены античные римские горельефы «Жертвоприношение императора Тита» (I век) и овальный медальон «Церера и Флора».
Левее расположен горельеф «Путник» (конец I века), а напротив окон — горельефы Д. М. Морляйтера «Эней, спасающий Анхиза» и Д. Маркиори «Похищение Елены» (XVIII век).
Украшением зала являются статуи Антиноя в египетском одеянии и жреца с жертвенным подносом, которые выполнены из чёрного мрамора. Между окон расположен бюст Афины Паллады (Италия, XVIII век), выполненный из белого каррарского и чёрного мраморов, а также оникса.
Зал был открыт для обозрения в 1985 году.
Позже часть помещений также подверглась изменениям.
Так в 1800 году архитектором Захаровым была закончена отделка дворцовой церкви, начатая Бренной.
В оформлении церкви принимали участие скульпторы Прокофьев, Брюллов (Брюлло), живописцы Щербаков и Миропольский.
Также некоторые из залов дворца были заново отделаны в 1860–1870-х годах под руководством архитектора Кузьмина.
Экскурсовод предоставила нас здесь самим себе.
А ещё в дворце есть интереснейшая коллекция средневекового оружия.
Жаль, что экскурсовод пробежала этот зал без задержек.
Но, к счастью, у нас было несколько свободных минут, чтобы вернуться сюда.
Мундиры военные особенно колоритны.
Мой совет — поезжайте в Гатчину без экскурсии.
И не спеша посмотрите всё сами.
Это не только удобнее, но и бюджетнее вдвое. А внизу, в подвале, есть подземный ход. Это таинственный подземный ход — 120-метровый тоннель, протянувшийся от дворца-музея до Серебряного озера — единственное в своем роде сооружение в петербургских пригородных дворцах и парках. Только здесь, прогуливаясь по темным подвальным галереям, примыкающим к подземному ходу, можно случайно встретиться с загадочным призраком императора Павла I.
Свой романтический замок император Павел I сделал неприступным. О его странных душевных качествах — сентиментальности, подозрительности, суевериях по Гатчине ходили легенды. С его именем некоторые историки связывают создание подземного хода.
Однако все сохранившиеся документы указывают, что подземный ход как существующее, оригинальное сооружение уже был при императоре.
Таким образом, с уверенностью можно утверждать, что подземный ход и заканчивающийся им грот «Эхо» на берегу Серебряного озера были созданы одновременно со строительством дворца при графе Григории Григорьевиче Орлове и очевидно все тем же Ринальди.
Павел часто пользовался потайной лестницей. Он любил устраивать своим гостям неожиданные сюрпризы, таинственным образом исчезая из дворца и так же неожиданно появляясь. На берегу Серебряного озера на небольшой деревянной пристани у грота «Эхо» его всегда ждал челнок и верный слуга. Путь из подземного хода дальше мог продолжаться и по воде.
Долгое время считалось, что именно этим подземным ходом воспользовался бежавший в 1917 году от преследования большевиков Александр Федорович Керенский.
Гатчинское эхо тоже имеет свою историю. Громкое восклицание повторяется в подземной галерее несколько раз. По утверждению экскурсоводов государственного музея-заповедника, эхо «работает» не везде: оно отвечает лишь тому, кто встанет у второй от входа пары фонарей, и в этом состоит еще один инженерный секрет архитектора Ринальди.
Первые «кричалки» появились здесь еще в Павловскую эпоху. Ими часто развлекались дети императора. Говорят, что они записаны в какой-то старинной книге… Среди самых известных, которые возможно сохранились еще с тех далеких времен, можно назвать такие распространенные сегодня «кричалки», как:
«Какой цветок не боится мороза?! — Роза!»,
«Как называлась первая дева?! — Ева!»,
«Кто украл хомуты?! — Ты!»
Но самым популярным у туристов, посещающих Гатчинский дворец, является восклицание:
«Кто нами правил?! — Павел!»
Очевидцы рассказывают, что иногда последнее слово эхо повторяет иногда до 30 раз!
Дочь главного хранителя дворца-музея Владимира Кузьмича Макарова, юная Вера Макарова, вспоминая о событиях 1924 года, когда она вместе с лучшей подругой Екатериной Серебряковой, дочерью знаменитой художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, часто гуляла в Гатчинском парке, рассказывала: «Однажды на берегу Серебряного озера у входа в Грот, за которым тянется подземный ход к лестнице в покои Павла I, мы с Катей вздумали проверить справедливость названия грота „Эхо“. Мы крикнули: „Павел“, ожидая услышать обычный отзвук последнего слога.
Но на этот раз из темноты раздалось зловещее: „Умер“. Мы позорно бежали, уверенные, что разбудили признак. Нам и в голову не пришло, что над нами пошутил кто-то из взрослых. После этого на листке моего альбома появилась акварель моего отца: в собственном саду Павел I в. мундире и треуголке гонится за лохматой девочкой…»
Вот такие странные и таинственные замки в Гатчине