«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Большой Гатчинский дворец — удивительный памятник архитектуры, он пережил и годы наивысшего расцвета, и годы разрушений и забвения, и годы возрождения, и тем не менее остался подлинным шедевром дворцовой архитектуры. Подобно мифической птице Феникс, он родился буквально из пепла.

История Гатчинского дворца тесно связана с историей Российского государства.

«Счастливы быть снова дома» — так написал Александр III в. октябре 1893 года в Памятной книжке во время своего последнего приезда в Гатчину. Такие слова могли написать и другие императоры, начиная с Павла I и заканчивая Николаем I, все они любили Гатчину, Гатчинский дворец. Одни из них — Павел I и Александр III — провели здесь бОльшую часть жизни, другие — Николай I, Александр II, Николай II — нередко приезжали сюда для отдыха, часто вместе со своими семьями.

Первоначальное убранство дворца было создано при графе Орлове по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди в 1770-е годы. Дворцовые помещения были щедро украшены тонкой и изящной лепкой, в росписи использовались природные мотивы — цветы, листья, плоды. Особенно красив был наборный паркет из ценных пород дерева. В 1790-х годах во времена Павла I Винченцо Бренна по-новому оформил залы, сочетая античность с барокко, в залах появилось много позолоты, для росписи использались сложные орнаменты, стены украсили гобеленами. Конечно, и в последующие годы внутреннее убранство дворца менялось, что-то переделывалось, реконструировалось. Но в основном интерьеры парадных комнат дворца, созданные этими двумя талантливыми итальянскими архитекторами, сохранились вплоть до Великой Отечественной войны. Дворец был буквально заполнен богатейшими художественными коллекциями, собраниями предметов быта.

Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал. Чудовищный пожар повредил дворец и снаружи, и внутри. Отделка парадных залов и оставшиеся здесь экспонаты были утрачены. И все-таки довольно много экспонатов удалось спасти, часть их была вывезена, часть — укрыта в подвалах, закопана в парке, завалена мешками с песком.

В послевоенное время работы в здании хоть и велись, но они были направлены на то, чтобы привести здание в относительный порядок и тем самым спасти его от окончательного разрушения. В дальнейшем здание использовалось для различных целей, к сожалению, не в качестве музея. Что совсем было печально, в 1960 году дворец был лишен статуса памятника архитектуры.

Воссоздание музея власти считали нерентабельным. А все сохраненные экспонаты были распределены между музеями, и не только в Петербурге и в пригородах, но и по всей стране. Говорят, ценности из Гатчинского дворца можно было увидеть в 24 музеях бывшего Советского Союза!

В начале 70-х годов удалось добиться признания дворца объектом культурного наследия, а восстановление интерьеров началось только в конце 70-х годов, гораздо позже всех других пригородных дворцов. И до сих пор многие дворцовые залы и внутренние помещения закрыты. Их реставрация продолжается.

В настоящее время не все экспонаты вернулись на свои исторические места, до сих пор ведется работа по их возвращению и, к сожалению, иной раз безуспешно. И все-таки во дворце многие экспонаты подлинные, а если и копии, то очень искусно созданные.

На данный момент для посетителей открыты более 50 помещений, в которых полностью воссозданы интерьеры. А всего в Гатчинском дворце 528 (!!!) помещений разных размеров и самого различного назначения. Представляете, какой громадный дворец! И сколько еще предстоит работы и реставраторам, и музейным работникам. Думаю, все воссоздать не получится, да такая задача скорей всего и не ставится, но работа по воссозданию интерьеров продолжается.

Побывав в открытых для посещения залах (надо отметить, не во всех, ну так проводится экскурсия), мы были просто поражены той огромной работой, которую провели реставраторы, скрупулезно воссоздавая практически с нуля внутреннее убранство дворца. Интерьеры воссоздавались по архивным документам, фотографиям, акварелям дореволюционного времени, причем с точностью воссозданы даже мельчайшие детали.

По лестнице поднимаемся вверх и попадаем в Оружейную Галерею. Коллекцию оружия начал собирать еще граф Орлов, в дальнейшем владельцы Гатчинского дворца продолжили эту традицию. Здесь была собрана богатейшая коллекция самого разнообразного старинного оружия. Во время Великой Отечественной войны этот зал очень пострадал. Однако многие ценные экземпляры работникам музея удалось спасти. И теперь это оружие выставлено здесь. Ну, а сам зал еще не до конца восстановлен.

2
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Перед входом в Чесменскую галерею — Овальная комната. Это помещение, стены в котором изогнуты в виде овала, воссоздали недавно. Большое количество позолоты, шикарная мебель создают ощущение роскоши. На стенах находятся живописные пейзажи С. Щедрина.

2
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

А дальше — Чесменская галерея. Раньше эта галерея была одним из самых шикарных, самых торжественных залов дворца. Роскошная лепнина, позолота (из-за ее обилия галерею даже называли Золотой), огражденные балюстрадой хоры для музыкантов и певчих, зеркала, большие картины с эпизодами Чесменского боя, орел с золоченными крыльями — все это Чесменская галерея до Великой Отечественной войны. А в начале 1944 года галерея была полностью уничтожена пожаром.

2
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Конечно, галерею можно было восстановить, как и другие залы дворца, но все-таки в конце концов решили сохранить следы военных разрушений, лишь воссоздав несколько деталей интерьера такими, какими они были на дореволюционных снимках и на акварели Гау 1870-х годов. Пустые стены со следами огня служат напоминанием о страшном военном времени. В этом зале живет память о войне, и поэтому эту галерею еще называют Залом Памяти Великой Отечественной войны.

1
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

В Дворцовую церковь, которую не так давно отреставрировали, мы не попали, почему-то она была закрыта. Зато побывали в крипте церкви, где расположилась уникальная выставка тронных кресел 19 века.

Здесь представлены кресла, изготовленные к коронации Александра II и Марии Александровны в 1856 году, к коронации Александра III и Марии Федоровны в 1883 году и коронации Николая II и Александры Федоровны в 1896 году. Представляете, это подлинные тронные кресла, на них сидели самые настоящие императоры и их жены! Очень впечатляет!

2
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу
2
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Все воссозданные парадные залы в Гатчинском дворце, связанные с Павлом I и его женой, очень красивы, и надо обращать внимание не только на мебель, картины, росписи стен, но и не забывать смотреть вниз и вверх.

В каждом зале прекрасный наборный паркет, причем рисунок паркета не повторяется, в каждом зале он оригинален, и отличается не только рисунком, но и сортами дерева, из которого выполнен. Потолки во всех залах украшены лепниной с причудливым орнаментом и изображением античных сцен. В центре многих из них помещены плафоны с искусно выполненными росписями.

Поднявшись по парадной лестнице, попадаем в Аванзал. Это помещение предваряло остальные залы дворца. Его можно назвать залом ожиданий или приемной для гостей, ожидавших «высочайшего выхода». А при Павле I здесь еще происходил развод военного караула.

На стенах зала размещены монументальные картины. Вот одна из них — «Изгнание из рая», она находится на том же месте, что и при императорах. Дополняют убранство зала прекрасные стулья в стиле Чиппендейл 18 века.

Красивейший наборный паркет с растительным орнаментом сохранился от первоначальной отделки первого архитектора Гатчинского дворца Антонио Ринальди.

3
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Интересны полотнища дверей, обрамленные наличниками искусственного мрамора.

3
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

У окон, на постаментах, установлены мраморные вазы. Ваза в центре занимает свое историческое место.

3
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

В Аванзале на плафоне композиция «Вера и Любовь», это полотно неизвестного художника 18 века, появилось оно здесь в ходе проведения реставрационных работ.

2
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Следующий зал — Мраморная столовая. Это один из самых эффектных залов дворца. Зал зрительно делится на две части — бОльшую, где устанавливались столы для парадных обедов, и меньшую, соединенную дверью с буфетной, откуда приносили блюда. Эта меньшая часть отделена от основного объема балюстрадой.

На балюстраде установлены две декоративные мраморные вазы. А за балюстрадой на постаменте находится статуя Эрота, это копия, но копия 18 века, с античного оригинала скульптора Лисиппа. Украшают Мраморную столовую 16 колонн, вытесанные из каррарского мрамора, они были привезены в 18 веке из Италии.

5
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Расположенный у восточной стены зала мраморный камин украшен зеркалом. В этом зале обращает на себя внимание великолепная лепнина.

2
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Над большим залом аллегорическое полотно «Вера и Надежда» неизвестного художника второй половины ХVIII века.

3
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

В Гатчинском дворце при Павле I было целых 4 тронных комнаты. И самой величественной была Верхняя тронная.

Обилие позолоты, роскошная лепнина, резной орнамент дверей, большие резные золоченые канделябры невиданной красоты, богато декорированные зеркала, потрясающие вазы-светильники над камином, сам беломраморный камин — все это делает это помещение одним из самых нарядных и торжественных во дворце.

Великолепный паркет Тронной выполнен по рисункам первого архитектора Гатчинского дворца Антонио Ринальди из ценных пород дерева: розового, палисандра, амаранта, яблони, груши.

2
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Очень украшают этот зал гобелены в золоченных рамах. Над камином помещен гобелен «Церера» из серии «Портьеры богов», изображающий древнеримскую богиню плодородия, гобелен был изготовлен в 1770-е годы.

3
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Два других гобелена также имеют названия — «Зебра» и «Двое слуг несут вождя» из серии " Новые Индии». На них изображены необычные растения, диковинные животные, птицы и рыбы дальних стран, о которых европейцы мало знали, но представляли жизнь в дальних странах именно такой. Эти гобелены изготовлены на Королевской мануфактуре гобеленов и были подарены королем Франции Людовиком ХVI Павлу Петровичу (на тот момент он был еще великим князем) и его жене в 1782 году во время их путешествия по Европе.

1 из 2

Нельзя не обратить внимание на резное золоченое кресло, стоящее в простенке между окон на постаменте. Тронное кресло изготовлено придворным мастером Х. Мейером в конце 18 века по образцу серебряного тронного кресла императрицы Анны Иоанновны, хранящегося в Государственном Эрмитаже.

2
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

А дальше мы попадаем в Малиновую гостиную. Это первый парадный зал на половине супруги Павла I императрицы Марии Федоровны. Гостиная получила свое название из-за трех малиновых гобеленов из серии «История Дон Кихота», использовавшихся в интерьере во времена Павла I.

В настоящее время в Малиновой гостиной представлен только один гобелен — «Въезд Санчо Панса на остров Баратарио», два других находятся в других музеях. Это как раз тот случай, когда экспонаты, переданные после Великой Отечеставенной войны в другие музеи, не были возвращены во дворец.

Стены, потолок и двери гостиной украшены золоченым лепным орнаментом. Очень красиво зеркало в богатой оправе. Золоченные детали придают Малиновой гостиной праздничный вид.

Интересен стол-треножник конца со столешницей 18 века, выполненной из яшмы в технике русской мозаики.

3
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу
2
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

А дальше — самое нарядное и изысканное помещение дворца — парадная опочивальня Марии Федоровны. Понятно, что тут навряд ли кто-то спал, уж очень все показушно, да и комната проходная, скорей всего вся эта красота была создана для показа высоким гостям, вот, мол, в какой роскоши опочивают супруги самодержавцев.

Сочетание золотого с нежно-голубым цветом в отделке интерьера делает это помещение очень элегантным. Все в этой комнате изумительно — зеркала в рамах с богатой отделкой, размещенные друг напротив друга и создающие иллюзию бесконечного пространства, мраморный камин, белая с золотом балюстрада, такая как в спальне короля Людовика XVI в. Версале, украшенная резьбой кровать с балдахином и двуглавым орлом на золоченом карнизе балдахина.

А какой здесь паркет! Какие узоры! Трудно поверить, что это не роспись, а трудоемкая работа по воспроизведению сложного рисунка из различных пород дерева! Просто загляденье! А в центре потолка — круглый плафон «Свадьба Психеи» в золоченной рамке, дополнительно потолок украшает позолоченная лепнина.

4
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу
2
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Далее идет Овальный будуар. Здесь государыня проводила свой досуг. Здесь она занималась рукоделием, читала, музицировала, беседовала с гостями. Зал восстановлен по архивным документам. Стены помещения расписаны гирляндами и вазами с цветами. Сразу видно, что хозяйкой этой комнаты была женщина со вкусом. Как по мне, эта комната самая нежная и элегантная во дворце.

3
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу
2
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Интересна в этой комнате изразцовая печь, увенчанная вазой. Возможно она установлена в начале 19 века.

3
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Что примечательно, в каждом зале стоят таблички с описанием зала и двумя фотографиями — зал в дореволюционное время (по акварелям или фотографиям того времени) и зал в послевоенное время, практически разрушенный. А воссозданный зал — вот он перед нами!

2
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Из будуара можно пройти в Башенный кабинет императрицы Марии Федоровны. Этот небольшой кабинет сплошь затянут зеленым шелком. Это был рабочий кабинет Марии Федоровны, здесь она работала с государственными бумагами.

Центральное место в кабинете занимает тканый портрет Павла I, изготовленный на Петербургской шпалерной мануфактуре в конце 18 века. В войну портрет эвакуировали, но, к счастью, когда дворец начали восстанавливать, портрет вернулся на свое историческое место.

2
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Вернувшись в Овальный кабинет, через еще одну дверь переходим в Туалетную комнату Марии Федоровны.

Очень красивое помещение. Светлый и изящный, зал во многом сохранил первоначальную отделку 18 века. Основное его украшение лепнина — гирлянды, венки, букеты, сказочные птицы. Дополняют эту красоту удивительные мраморные барельефы. Серо-голубой тон стен еще больше подчеркивает красоту помещения. Чудесный декор не только на стенах, но и на потолке. Все это создает ощущение необыкновенной легкости и нарядности.

Обращает на себя внимание портрет императрицы Екатерины II в. лазуритовой оправе. Как считают историки, этот портрет появился здесь еще при графе Орлове.

4
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Паркет воссоздан не так давно, в 2007 году. Поражаешься мастерству реставраторов, выполнивших по архивным материалам такой роскошный паркет со сложным орнаментом из березы, палисандра и красного дерева,

2
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Пройдя через небольшую Проходную комнату и такую же Зеленую угловую попадаем в Тронную императрицы Марии Федоровны, открытую после реставрации в 1990 году.

Во времена графа Орлова здесь располагался Китайский кабинет, отделанный в восточном стиле. Позже стены кабинета затянули малиновым штофом и на стенах зала разместили коллекцию картин западноевропейских художников XVII–XVIII веков. Зал стали называть Картинным.

3
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

После коронации Павел I приказал оборудовать тронное место для своей супруги, императрицы Марии Федоровны. С этого момента Картинную комнату стали именовать Тронным залом.

Как и положено, центральное место в зале занимает трон, установленный на обитом малиновым бархатом возвышении между двумя окнами. Конечно, трон поскромне того, что стоит в Верхней тронной, я бы даже сказала, не особо отличается от стульев, выставленных в других залах дворца. Ну, а с другой стороны, так и не для императора он предназначен.

1
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Собрание картин по-прежнему является главным в убранстве комнаты. Всего их пятьдесят девять, и находятся они на своих исторических местах.

Украшением зала служит и камин, на котором стоят старинные вазы-светильники из Италии и часы французской работы. Над камином зеркало в резной золоченной раме.

Зал предназначался для официальных приемов у императрицы, поэтому в его интерьере, как и должно быть, присутствует красочность и парадность.

2
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

И самый впечатляющий из всех парадных залов — Белый зал общей площадью в 250 кв. метров. Белый зал использовался для пышных торжеств, балов, приемов. Здесь нет ни грамма позолоты, но за счет лепных узоров, величественных колонн, скульптур, барельефов на стенах зал выглядит еще более величественно, чем залы, украшенные позолотой. Благодаря такому пышному декору и немалым размерам зал выглядит торжественным и монументальным.

2
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

В зале во многом сохранилась изначальная отделка, выполненная Антонио Ринальди. Впечатляет изящный лепной растительный орнамент на стенах, художественный паркет, двери, обрамлённые наличниками из искусственного мрамора, скульптуры, барельефы с античной тематикой. В зале 32 колонны коринфского ордера, разделяющие стены и простенки зала. На светлом фоне выделяются две скульптуры из черного мрамора — Египтянка и Египтянин. А изящный белый рояль придает залу еще бОльшую элегантность.

3
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу
2
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу
3
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Потолок в этом зале — произведение искусства, очередной раз восхищает мастерство реставратов, сумевших передать красоту, созданную более двух веков назад.

3
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Большая часть скульптур, бюстов, рельефных изображений — копии с античных произведений 18 века, но все-таки есть и подлинная древность. Например, бюсты Антиноя и Каракаллы, установленные на пьедесталах у входа в зал. Это 2–3 век н. э. На стене над камином располагается древний римский барельеф «Жертвоприношение императора Веспасиана», а рядом с ним — ещё один античный рельеф с изображением путника с посохом или пастуха. Это римская работа 1 века н. э.! Понятно, все эти экспонаты подвергались реставрации, обновлялись, но все же такая древность ну очень впечатляет.

5
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу
2
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Из Белого зала можно выйти на балкон, с которого открывается вид на площадь перед дворцом и строгие стены Кухонного и Арсенального каре.

2
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Вернувшись назад в Зеленую угловую комнату, переходим в Греческую галерею, которая соединяет центральную, парадную часть дворца с Арсенальным каре.

Греческая галерея была создана архитектором Винченцо Бренной в конце 18 века на месте открытой колоннады, выполненной по проекту Антонио Ринальди. Можно сказать она стала своеобразным дворцовым музеем, посвященным античному искусству.

Сама галерея сильно пострадала во время войны, но почти все экспонаты зала было эвакуированы, и поэтому галерея была восстановлена практически в том виде, в каком она была до войны.

Пышная лепнина, мраморные статуи, медальоны с портретами древнегреческих полководцев, барельефы с мифологическими сюжетами, золоченые стулья, монументальные полотна и уникальные мраморные бюсты, приобретенные еще графом Орловым специально для этого дворца — дух замирает, когда видишь роскошное убранство Греческой галереи.

2
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

За Греческой галереей еще один небольшой зал — Комната Ротари. Ротари — знаменитый итальянский художник, живший в 18 веке. В середине 18 века Екатерина II пригласила его в Россию, предложив стать придворным живописцем. Ротари занимался прежде всего написанием так называемых «головок» — небольших портретов девушек или юношей в национальных костюмах, а также он писал портреты придворных вельмож и даже самой императрицы.

После его смерти Екатерина II выкупила практически все его живописное наследие, часть портретов она подарила графу Орлову. Эти картины висели в разных залах дворца. А в годы царствования Николая I их разместили в одном помещении и с тех пор оно стало называться Комнатой Ротари.

1
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Ну, а мы спускаемся на первый этаж Арсенального каре по Мраморной лестнице, выполненной из знаменитого каррарского мрамора. По ее белоснежным ступенькам когда-то спускались и поднимались знатные вельможи и царственные особы Гатчинского дворца. А теперь мы идем по этой лестнице.

3
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Здесь располагается Арсенальный зал — самое просторное помещение Гатчинского дворца. При Павле I зал был местом хранения оружия, поэтому он и назывался Арсенальным. Потом зал перестроили и в середине 19 века он принял облик, который мы видим сейчас. Зал стал любимым местом времяпровождения членов императорской семьи и узкого круга приглашенных лиц.

Здесь проходили завтраки, обеды, ужины, за которыми собиралась вся семья и особо приближенные к ним люди. Сейчас в зале можно увидеть красиво накрытый стол, на котором выставлены предметы из знаменитого Охотничьего сервиза, хранившегося в Гатчинском дворце еще с XVIII века. Этот сервиз доставали в особо торжественных случаях, например, на праздники. Но не только домашние обеды проходили здесь, а зале устраивали и роскошные приемы, и официальные обеды, и тогда здесь сервировали огромные прямоугольные столы во всю ширину зала или множество небольших круглых столиков.

3
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу
4
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Массивные столбы-пилоны разделяют пространство и создают отдельные уютные уголки, находящиеся на некотором расстоянии друг от друга, где можно было, не мешая другим, заниматься, тем, что было по душе. В одном месте мужчины играли в бильярд и разговаривали, в другом — молодежь танцевала, играла в разные игры, а еще в какой-то зоне дамы занимались рукоделием, музицировали, вели беседы. В детском уголке было много игрушек, здесь находилась и деревянная катальная горка, а еще здесь были качели-лодочки, которые крепились к потолку.

Сейчас в зале все воссоздано до мелочей. И бильярд, и карточный столик, и детский уголок — все, как было при императорах.

4
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу
4
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

В зале множество чучел различных зверей и птиц, снабжённых табличками с информацией о месте и времени отстрела, а также указано, кто отсрелил данный экземпляр.

Обращает на себя внимание бронзовая скультура «Лисинский медведь». Это скульптура того самого медведя, которого убил на охоте сам Александр II.

4
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Стены Арсенального зала украшает множество акварелей на самые разные темы.

А еще в дальнем конце зала расположена домашняя сцена, на которой выступали придворные и члены императорской семьи, разыгрывались маленькие спектакли.

2
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Это зал уютный и домашний, здесь не принимались важные политические решения, здесь не подписывались указы, здесь императоры просто проводили свободное время. И оформление зала более скромное, чем в парадных залах. Тут нет ни росписей, ни позолоты, ни мрамора, только лепка.

1
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Ну и наконец, секретный подземный ход, построенный еще при первом владельце дворца — графе Орлове. Подземный ход вел к Серебряному озеру. Сюда можно спуститься прямо из Парадных залов дворца. Но что интересно, никакого стратегического значения он не имел, создали его чисто для увеселения гостей. Все дело в том, что акустика в тоннеле была настолько хорошей, что эхо могло повторяться до четырех слогов. Гости, спустившись в тоннель, задавали вопрос и тут же получали ответ. Это было очень забавно, и гости любили тут бывать.

Сейчас выйти к озеру не получится, но и просто побывать в тоннеле интересно. Во-первых, место таинственное и романтичное, а во-вторых, интересно услышать эхо, которое так забавляло гостей императоров. Мы проверили, это работает, эхо мы услышали: «Кто здесь правил?» и в ответ: «Павел»!

2
«Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу

Мы побывали не во всех воссозданных залах, которые сейчас доступны для посещения. Думаю, для первого раза вполне достаточно. Тем более, есть повод вернуться еще раз в Гатчину, может, к этому времени появятся новые отреставрированные залы, да и то, что не увидели в этот раз, было бы интересно посмотреть. Без преувеличения, Гатчинский дворец произвел на нас неизгладимое впечатление. Воссозданные залы восхищают разнообразием, продуманностью деталей, изяществом, точным соответствием залам дореволюционного периода и, безусловно, поражает мастерство реставраторов, создавших такую красоту. И что еще важно, посещение дворца позволяет прикоснуться к истории нашей страны, узнать больше о ее прошлом, ближе познакомиться с жизнью российских императоров идворец, увидеть подлинные вещи ушедших эпох. Я вот, например, совсем другими глазами взглянула на Павла I, да и Александр III предстал несколько в ином свете. Так что если будет возможность, обязательно побывайте в Большом Гатчинском дворце, дворец достоин посещения!

 

 

Цикл материалов "Поездки из Петербурга"

  1. «Счастливы снова быть дома» или прогулка по Гатчинскому дворцу
  2. Из прошлого в настоящее
  3. Выборг. Путешествие в европейское средневековье
  4. Средневековый Выборг. Парк Монрепо, Выборгский замок, природа и история рядом...

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Большой Гатчинский дворец

Красноармейский пр., д.1 Подробнее об объекте