Гатчина — самый крупный населённый пункт, центр научной и культурной жизни Ленинградской области. Предшественником города Гатчины считается село Хотчино, впервые упомянутое в XV вв. Примерно в середине XVII века «Х» заменяется «Г», и село Хотчино превращаются в деревню Готчино. И к концу XVII века наносится на карты как Гатчино. В 1923 году город был переименован в Троцк в честь Л. Д. Троцкого, позднее стал называться Красногвардейск. И только в 1944 городу было возвращено историческое название — Гатчина.
Немного истории города.
Долгое время ижорские земли были предметом территориального спора между Швецией и Россией. Во время Северной войны в 1702 г. земли отошли во владение России. В 1765 году Екатерина II подарила Гатчинское имение своему фавориту — графу Григорию Орлову. Летом 1766 года в имении началось строительство Большого Гатчинского дворца по проекту архитектора Антонио Ринальди и создание пейзажного парка. После смерти графа Гатчина переходит во владение Павла I, который в 1796 году присваивает Гатчине статус города. После убийства Павла I в. 1801 году Гатчина отошла его вдове — императрице Марии Фёдоровны, затем Николаю I, Александру II, Александру III.
В 1853 году в Гатчину была проведена железная дорога.
Во время Великой Отечественной войны город был оккупирован немецкими войсками и претерпел значительные разрушения, к счастью, в настоящее время практически восстановлен.
Вернемся в наше время.
Давно увидела в путеводителе фотографию Большого Гатчинского дворца и дала себе слово увидеть его вживую, и вот его черед пришел. Приехала я в Питер в середине июля 2013 года очень рано, добралась до своей гостиницы, которая располагалась рядом с Балтийским вокзалом, оставила вещи и двинулась в путь. Электрички ходят достаточно часто — почти каждый час. Ехать до Гатчины примерно минут 40–50. Около 9 утра я оказалась перед входом в парк. Дворец начинает работать с 10, но на территорию парка запускают раньше, так что я пошла обследовать окрестности.
Перед южным входом на огромном плацу важно стоит памятник императору Павлу I творения русского скульптора И. П. Витали.
Отсюда дворец особенно внушительно и величественно смотрится.
Гатчинский дворец расположен на холме над Серебряным озером, окружен дворцовым парком, по центру которого располагается большое Белое озеро. Создается впечатление средневекового замка.
Обогнув дворец с правой стороны, попадаем в огромный парк.
3
4
Карпин мост расположен между Карпиным прудом и Белым озером. Мост был разрушен в годы войны, сейчас полностью восстановлен. Название моста происходит от искусственного пруда, в котором разводили серебристых карпов для царского стола. Под мостом устроена небольшая плотина, которая регулирует уровень воды в пруду.
1
2
Рядом с прудом расположен восьмигранный колодец, увидеть его не удалось, так как он был огорожен.
Зато на берегу Белого озера находится второй — Иорданский колодец с чистой родниковой водой. Этот вечно незамерзающий источник использовался во время крещенских купаний царской семьей. Отсюда открывается великолепный вид на Белое озеро.
2
В это время в парке тихо и достаточно безлюдно, можно встретить и покормить белочек.
4
Огромное количество чаек кружат над головой и чувствуют себя хозяевами парка.
3
Немного прогулявшись по парку, попадаем в «водные лабиринты» — очень модная затея той эпохи. При Павле I были искусственно созданы островки и вырыты каналы, соединенные многочисленными мостиками. Плавая по водному лабиринту, было не так легко попасть на Белое озеро.
4
1
Следующим пунктом моего маршрута стал остров любви и павильон Венеры, спроектированный Винченцо Бренной. Павильон стал излюбленным местом для отдыха, сюда приплывали на лодках и заходили через окна в большой зал, украшенный фонтанами, росписью в технике гризайль и громадным живописным плафоном «Триумф Венеры» работы И. Я. Меттенляйтера (1797 г.).
Билет на вход можно приобрести рядом. Так как я была одна, то для меня провели индивидуальную экскурсию, точнее включили магнитофон:-) с записью об истории создания павильона Венеры.
3
3
1
Из окон открывается отличный вид на Белое озеро, Горбатый мост и павильон Орла.
2
Горбатый мост перекинут через протоку Длинного острова и соединяет Серебряное и Белое озера. Автором моста является архитектор А. Д. Захаров.
4
Одно из старейших парковых сооружений — павильон Орла или Тампль (в переводе с французского — храм), автором которого предположительно считается В. Бренна. Впервые упоминание о павильоне датируется 1792 годом. По приданию именно отсюда Павел I стрелял в летевшего над парком орла. Павильон представляет собой круглый храм-ротонду высотой 9,5 м. Во время войны он пострадал в результате прямого попадания артиллерийского снаряда, сейчас его немного восстановили.
1
На выходе я встретила белочку — до чего же она хороша. Совсем не боялась меня, а напротив — позировала.
4
4
4
Еду у белочек подворовывают голуби, работают в банде: один на стреме, второй тырит:-)
1
1
Немного в стороне стоит Березовый домик, возведенный в середине 1780х г. по проекту швейцарского архитектора Франсуа Виоллье. Дом снаружи облицован березовым «срубом», а внутри отделан со вкусом и роскошью. По задумке автора, гости, прогуливаясь по парку, не придавали особого значения постройке, а попадая внутрь, сильно удивлялись богатым убранством.
В конце XVIII в. перед Березовым домиком по проекту Винченцо Бренны выросли ворота — каменный портал «Маска», которые по задумке должны были замаскировать скромный домик.
2
Дабы потянуть время, я решила обойти озеро. Порой становилось не по себе, так как вокруг ни души. Белое озеро огромно, у меня ушло наверно около часа на его обход. Особо смотреть там нечего, но обратного пути уже не было.
2
Зато обогатила легкие кислородом, и по пути запечатлила еще одного обитателя парка.
3
И вот последний объект на карте, который входил в мои планы осмотра, найден.
Чесменский обелиск — один из самых ранних объектов. Обелиск является памятником роду Орловых, установлен в честь победы над турецким флотом во время битвы при Чесме в 1770.
1
Наконец-то, я вернулась в целости и сохранности к дворцу, к его северному фасаду. Его центральный корпус замкнут между Часовой и Сигнальной башнями.
Поспешим внутрь дворца. Стоимость входного билета в 2013 году составляла порядка 300–350 руб + при желании можно подняться на Сигнальную башню (около 100 руб).
На первом этаже нас познакомили с историей возникновения сада и дворца, жизнью их владельцев. На макетах дворца экскурсовод наглядно показала все изменения и перепланировки при сменах хозяев. Далее по парадной лестнице поднялись на второй этаж.
Аванзал — «передняя», приемная для гостей, ожидавших Высочайшего выхода. Здесь происходил развод военного караула. Офицеры выстраивались в две шеренги, и под звуки флейты и барабана происходила смена дежурных для охраны Гатчинского дворца.
Переходим в Мраморную столовую, созданную архитектором Бренной в стиле классицизма. Зал зрительно делится на две части: большую, где устанавливались столы для парадных обедов, и буфетную, отделенную от основного объема балюстрадой, которая не только функционально организует пространство, но и служит постаментом для декоративных мраморных ваз. В центре находится статуя Эрота, натягивающего тетиву.
2
В Гатчинском дворце в царствование Павла I существовало четыре тронных комнаты. Наиболее пышной и торжественной по своему убранству являлась Верхняя Тронная. Здесь император устраивал аудиенции, принимал иностранных послов и важных гостей.
Малиновый парадный зал императрицы Марии Федоровны получил свое название благодаря использованию в интерьере архитектором Бренной трех малиновых гобеленов из серии «История Дон Кихота». В настоящее время представлен только один гобелен — «Въезд Санчо Панса на остров Баратарио».
1
Парадная опочивальня императрицы Марии Федоровны — творение рук В. Бренны. Интересен тот факт, что личные апартаменты располагаются на пути следования гостей, как бы приоткрывая обыденную жизнь, но при этом подчеркивая роскошь и величие.
2
Башенный кабинет императрицы Марии Федоровны — личный кабинет императрицы. Из него открывается прекрасный вид на парк. Стены обшиты зеленым шелком, по середине висит тканый портрет Павла I.
1
Белый зал — самый большой парадный зал дворца, место проведения пышных торжеств, праздничных приемов и балов. К исторической коллекции относятся статуи Антиноя в египетском одеянии, исполненные из черного мрамора. У противоположной стены привлекает внимание бюст Афины Паллады работы итальянских скульпторов ХVIII в., созданный из белого каррарского и черного мраморов и оникса.
1
Экскурсия заканчивается посещением грота «Эхо». Этот подземный ход соединяет парадные апартаменты и Серебряное озеро. Именно здесь мнительный Павел I хотел укрыться в случае опасности. В конце коридора его ждал слуга с лодкой. Подвал обладает отличными акустическими данными. Если спросить «Какой цветок не боится мороза?» Или «Как называлась первая дева?», то в ответ услышим: «Роза!» и «Ева!» соответственно. А вот спросив: «Кто нами правил?», эхо неуклонно отвечает: «Павел!». Проверено:-)
Над дворцом возвышаются Часовая и Сигнальная башни высотой около 34 метров. На Часовой башне установлены часы-куранты еще при первом владельце- графе Григории Орлове.
1
Вторая башня использовалась в качестве смотровой площадки, куда гости дворца поднимались «обозревать окрестности». Когда был проведен оптический телеграф при Николае I, ее стали называть Сигнальной.
1
2
3
Спуск и подъем осуществляется по гранитной винтовой лестнице в 191 ступень.
2
Мне осталось посмотреть собственный сад, примыкающий к Гатчинскому дворцу, который предназначался для прогулок императорской семьи.
3
1
В самом центре сада установлена богиня цветов Флора работы итальянца Фабио Медико. Вокруг нее, у начала лучевых дорожек установлены десять монументальных герм, выполненных из каррарского мрамора.
1
2
Прогулка по парку и дворцу у меня заняла первую половину дня, с погодой мне очень повезло.
Уставшая, но очень довольная, побрела я к электричке. Обратите внимание на расписание поездов! Мне пришлось коротать интервал в мини кафе, но я не жалею, шашлык там готовили отменный, а аппетит разыгрался зверский.
Всем приятных путешествий!
Цикл материалов "В гостях у северной столицы и ее окрестностях"