Это, прежде всего, дворец-замок, и более того — единственный замок в пригородах Петербурга. Мысль о возведении дворца -замка в уединенной лесной глуши, удаленной не только от столичной суеты, но и от праздничной жизни царскосельской императорской резиденции, предложенная Ринальди как отправная для разработки проекта, очень импонировала Г. Г. Орлову.
Смена архитектурных стилей прослеживается на истории строительства, создании интерьеров и перестройках, связанных с деятельностью выдающихся архитекторов и мастеров.
Первый период (1766–1781 годы) связан с именем архитектора А. Ринальди.
Второй период (1792–1798 годы) отмечен работами архитектора В. Бренны.
Третий период (1845- 1856 годы) — время значительных перестроек дворца, выполненных архитектором Р. Кузьминым.
Дворцовое здание поставлено на самой высокой точке господствующего над всем ландшафтом. Средний трехэтажный корпус — строгий вытянутый прямоугольник протяженностью 45 метров. Южная сторона среднего корпуса акцентирована тремя арками входных дверей и балконом по второму этажу.
«Осторожность» («Бдительность»).
«Справедливость» («Мудрость»).
Главный корпус соединяется с трехэтажными, почти квадратными корпусами — каре, строения которых образуют обширные дворы. Углы каре выделены трехъярусными восьмигранными башнями. Башни, примыкающие к полуциркульным галереям, завершены куполами.
В каре находились помещения сначала чисто утилитарные — конюшни и кухни. Позже в них все большее место занимали комнаты семей царствующих монархов.
Перед парковым фасадом дворца — широкая восьмиступенчатая лестница, средняя выступающая часть которой имеет всходы с трех сторон.
Статуя «Война».
Статуя «Мир».Авторами являются венецианские скульпторы Дж. Маркиори и И.-М. Морлейтера.
Посмотрим па памятник императору Павлу I И.Витали, который был отлит на заводе Дюваля в Петербурге. Скульптура была доставлена в Гатчину в феврале 1851 года.
Пришло время поспешить во дворец.
Парадные помещения больших дворцов, как это было принято во всей европейской архитектуре, и в Гатчинском дворце располагались во втором этаже Главного корпуса, пойдем по лестнице на второй этаж.
Парадная лесница.
Строго отделанная Парадная лестница с железной кованой решеткой, по проекту Р. И. Кузьмина.
Тронная Павла I.
Гобелен " Богиня плодородия Церера». Эта сравнительно небольшая — всего 50 квадратных метров — прямоугольная комната, обращенная двумя окнами в парк, не отвечает сложившемуся представлению об образе интерьера, где глава Российской империи восседал на троне, принимал установленные ритуалом почести.
Гобелен «Зебра».
Мраморная столовая. Название помещения объясняется характерной особенностью ее убранства — шестнадцатью каррарского мрамора колоннами коринфского ордера.
«Эрот, натягивающий лук» (итальянская копия, XVIII в., с античного оригинала Лисиппа).
Мраморная столовая. Плафон «Селена и Эндимион» написанной художником Я. А. Казаковым. Селена и Эндимион полюбили друг друга. Каждый день Селена спускалась с неба к своему возлюбленному. Время шло. Богиня Луна знала, что когда-нибудь придет час разлуки и ее возлюбленный должен будет спуститься в царство Аида. Селена не могла представить себе жизни без Эндимиона. И обратилась она к Олимпу и к повелителю молнии Зевсу с просьбой подарить Эндимиону вечную молодость. Зевс не мог противиться мольбам богини Луны, но не мог он и нарушить установленный в мире порядок. Тогда решил он сохранить Эндимиону вечную молодость, погрузив его в вечную дремоту. И теперь каждую ночь Селена могла видеть своего возлюбленного, не страшась больше о будущем. Богиня, остановив колесницу, спускалась в пещеру, нежно склонялась над спящим юношей, целовала смежившиеся очи и произносила те слова, которые поэты дарят своим возлюбленным.
Слышит их Эндимион, но, зачарованный Гипносом, не в силах приподнять век и ответить на ласки. Поэтому всегда тоскует Селена, и ее тоска порождает среди всего живого такую же тоску. Воют, закинув головы, псы и волки.
Вот такая грустная история.
Малиновая гостиная. Рядом с Тронной Павла I Бренна создал насыщенную звучным колоритом Малиновую гостиную. Резная золоченая французская мебель, обитая малиновым бархатом в тон основному цвету гобеленов, дополняла архитектурный, лепной и живописный декор интерьера.
Стол — треножник со столешницей. Россия 18 век.
В систему «представительских» интерьеров Главного корпуса входила и Парадная опочивальня.
Парадная опочивальня.
Зеленая проходная комната.
Зеленая проходная комната.
Примыкающий к Овальному будуару Башенный кабинет (площадью 11 квадратных метров) размещается в Часовой башне. Стены его во второй половине XIX века затянули штофом, а до этого, судя по обмерным чертежам Р. Кузьмина, они были облицованы искусственным мрамором.
Герцог Вюртембергский.
Пожалуй, лучше всего сохранялась ринальдиевская отделка в двадцатипятиметровой Туалетной Марии Федоровны, выходившей своими тремя окнами в Собственный садик. Основой декоративного убранства интерьера была лепка.
Туалетная.
Спящий мраморный амур.
Вид на собственный сад.
Барельеф императрицы Екатерины II работа М.Колло.
Туалетная.
Тронная императрицы Марии Федоровны.
Тронная императрицы — помещение, в плане близкое к квадрату, два окна которого обращены на парадный плац.
Между окнами находится тронное место — возвышение, обитое малиновым бархатом и увенчанное балдахином из такой же ткани с золотым шитьем, почему помещение порой именовалось «балдахинной комнатой».
Несколько картин из коллекции. Б.Лути. «Богоматерь с младенцем Иисусом».
К. ван Пуленбург. «Вакх и Ариадна на острове Наксосе».
А.ван дер Верф. «Блудный сын и женщины». Голландия.
Белый зал, самый значительный по размеру (120 квадратных метров) из всех дворцовых интерьеров Гатчинского дворца, предназначался для особо торжественных приемов и многолюдных празднеств. Своими пятью огромными окнами-дверьми с полуциркульными завершениями он обращен в сторону балкона, выходящего на парадный плац.
В декоре Белого зала проявились индивидуальности двух зодчих — Ринальди и Бренны, каждый из которых являлся выразителем определенного понимания принципов классицизма.
Два гигантских рака, словно выползшие из-за речных цветов, трав и плодов.
Антиной в египетском одеянии.
Жрец с жерственным подносом.
Афина Паллада.
Плафон Г. Ф. Дуайена «Рождение героя» — аллегория на рождение великого князя Михаила Павловича (сына Павла) — полученный из Эрмитажа.
Дворцовая церковь.
Дворцовая церковь.
Дворцовая церковь.
Дворцовая церковь.
Грот.
Грот.
И снова я не уложился в формат альбома. Ведь еще третий этаж, интерьер помещений очень простой, но много интересных постоянных выставок. Как-нибудь в следующий раз. Рад, что вместе со мной посетили этот дворец. Но, как говорят, чем сто раз увидить, лучше один раз побывать самому. Вам я этого и желаю.