Гатчина.
Долго шла пешком от Гатчинского парка до этого места уединения Павла I. Наконец дошла. Замок стоит на перешейке между Глухим и Чёрным озёрами.
Гатчина.
Долго шла пешком от Гатчинского парка до этого места уединения Павла I. Наконец дошла. Замок стоит на перешейке между Глухим и Чёрным озёрами.
Неожиданное место. Что больше всего понравилось — кошки-хозяева. «Вход запрещён» — не для кошек!
Купив билет при входе, осмотр начинаю, по рекомендованному маршруту - с Капеллы. Пожалуй, с единственного приятного места во всем «дворце». Только здесь увидела стенд на русском с переводом на английский. Не поняла, почему только здесь. Англо-язычные только сюда заходят?
Признаюсь, стремилась я в этот Приоратский дворец, чтобы понять лучше фигуру императора Павла Первого и его связи с Мальтийским орденом. Мне, как гиду, специализирующему на масонской тематике, секретных обществах, эта тема всегда представляет интерес. Тем более, что фигура императора настолько неоднозначна. Решила немного подробнее узнать о нём.
Расхожее мнение об императоре, как о человеке жестоком, самодуре разбилось об утёс внутреннего психологизма и драмы этой скорее мало понимаемой сегодня личности. Между тем, Павел I, как отмечали современники, был человеком великодушным, искренним, с повышенным чувством справедливости. С детства ему привили любовь к музыке, математике, чтению. Наставник Семён Порошин читал ему про рыцарство. Павла I увлекали идеалы чести и благородства. Он, пожалуй, наивно полагал, что всё в мире должно быть благородно, правильно. Эта наивность, как и Пьера Безухова, привела его в к масонству. Императора восхищали принципы Мальтийского ордена, девиз которого «Защита Веры и Помощь Бедным и Страждущим».
Экспозиция Приоратского дворца рассказывает, насколько это возможно, о Мальтийском ордене, его взаимотношениях с Российской империей.
Проект дворца — дело рук Львова. Просветитель 18 века, талантливый инженер и изобретатель Николай Львов проявил себя на самых разнообразных поприщах. Конструктор и музыкант, поэт и пиротехник, историк и геолог, художник и композитор, он оставил след в каждой из этих областей своей деятельности и еще при жизни заслужил от современников звание «Русского Леонардо». Именно Николай Львов стал автором удивительного здания Приоратского дворца. На портрете внизу: Н. А. Львов — копия с работы Левицкого 1780 г.
Осенью 1797 года начались подготовительные работы, с 15 июня по 12 сентября 1798 года были возведены стены, ограда и дворцовые постройки. Весь дворец обошелся в 27 тысяч рублей.
Приорат начал строиться по приказу императора Павла. Стены возвели всего за 3 месяца и стоило это в 12 раз дешевле возведения аналогичных каменных стен. В 1799 г. Павел принял работу и передал дворец Мальтийскому ордену, Великим магистром которого он к тому времени стал. В словаре находим суть значение слова Приорат — это территориальное подразделение Мальтийского ордена. Надо здесь оговориться. В документах конца 18 века встречались и Игуменство или Земляное строение. Об этом ниже — подробно о землебитном строительстве.
Землебитная технология.
Для строительства Приоратского дворца была применена древняя технология строительства. Стены замка были сделаны из пудостского камня, добывающегося в деревне Пудость, а башня дворца была выполнена из парицкого камня, привезенного из деревни Парица. В композиции дворца и окружающих его пристроек нет никакой симметрии и повторов. Интерьеры замка наполнены аскетизмом и строгостью.
Землебитная технология была выбрана из-за своей удивительной дешевизны и в то же время прочности. Перед строительством Приората в саду Гатчинского дворца под руководством знаменитого архитектора Николая Львова был построен угол избы с фундаментом. Испытывали её на прочность придворные дамы, пытаясь проколоть зонтиками, и офицеры — стараясь разрушить палашами. Землебитные стены дворца и дворцовых построек были возведены за три месяца: с 15 июня по 12 сентября 1798 года. Стоимость стен составила 2000 рублей, в то время как стоимость аналогичных каменных стен была бы 25000 рублей.
Небольшие земляные блоки были изготовлены в специальных формах. Известно, что всего было уложено 11790 земляных кирпичей. Чтобы обеспечить постройке бОльшую прочность, при возведении дворца использовали также 29,060 обычных кирпичей — они были использованы для внутренней стены с декоративными нишами. Затем строители растирали поверхность стен скипидарной водой для увеличения вязкости грунта и предохранения стены от размокания.
Здесь очень подробно можно изучить. Просвещают стендами и макетами:
Павел I был истинным поклонником этого ордена. Настольной книгой юного императора с детства была «История ордена Святого Иоанна Иерусалимского» аббата Верто. Падение Мальты потрясло Павла. Не смог русский правитель оставить без помощи нуждающихся монахов и, подписав с ними Конвенцию, положил начало Великому Приорству Российскому Мальтийского Ордена.
Мальтийские рыцари стали приезжать в Россию, получать землю и высокие должности. Резиденция ордена была перенесена позже в Санкт-Петербург. Внизу — Аллегорическая карта Иерусалима — центра мироздания. 1180 — ФОТОКОПИЯ.
Вверху — Первое прижизненное издание труда французского священника и историка Рене Обера де Верто (1655–1735). Книга написана в ходе работы в архивах Мальтийского ордена и Ватикана.
12 октября 1799 года рыцари Мальтийского ордена передали Великому магистру три древние реликвии госпитальеров — частицу Креста Господня, Филеримскую икону Божией Матери и десницу Иоанна Крестителя.
Император Павел I испытывал нежную привязанность к скромному замку. Любил бывать здесь при жизни, да и после смерти, говорят, не оставил место своего уединения.
Есть байка, что белыми ночами в Приоратском парке можно встретить призрак императора Павла I, якобы он бесшумно вышагивает по старым аллеям… Его, как утверждают, тем не менее, не надо бояться, надо лишь поздороваться, сойти с дорожки и при его приближении сделать учтивый поклон. Он, верится, ответит спокойным кивком головы и растворится в тумане.
Павел I ушёл, но его дворец живёт уже своей, немного непонятной жизнью.
В общем целом мне не понравилась экспозиция, описание экспонатов и большое обилие фотокопий, вместо настоящих портретов, картин, документов. Этикетки экспонатов без объяснений. Посетители задавались вопросами о том или ином инструменте строителей, геодезистов. Никакой интерактивности, никаких аудио-визуальных музейных дополнений. Всё более, чем скромно. Я, если, честно, не хочу платить за вход, который мне демонстрирует фотокопии в плохом исполнении и в отсутствии адекватного освещения. Место очень тусклое внутри. Разочарование. Ощущение, что музей живёт в 1970–1980-е года, в 20-м, не в 21 веке.
Тем не менее, хочу отзыв завершить красотой. Из чудесного фарфора, что сфотографировала на память:
И поблагодарила музей за удовольствие для глаз. Предметы из «Кобальтового сервиза»: чайник, чашка с блюдцем, поддон. Санкт-Петербург, Императорский фарфоровой завод, середина 19 века:
Основная часть сервиза была исполнена в 1780-х годах га Венской фарфоровой мануфактуре по заказу австрийского императора Иосифа II в. качестве подарка великому князю Павлу Петровичу. При Николае I сервиз был дополнен предметами, изготовленными на Императорском фарфоровом заводе. В 1885 году венская часть сервиза была отправлена в Зимний дворец, а в Гатчине осталось русское дополнение к нему.
Адрес этого места: Улица Чкалова 22, Гатчина.