Дионисий Мудрый. С таким определением записано имя этого прославленного и одного из самых почитаемых художников Руси конца XV-начала XVI веков на страницах истории иконописи.
Точные даты рождения и смерти художника не известны: родился в семье знатного мирянина Квашнина около 1450 года, умер — около 1520 года. Родоначальником семьи являлся Иван Родионович, боярин Дмитрия Донского, умерший в 1390 году. Поминальные записи в Ферапонтовом синодике позволяют предположить, что жена Дионисия, Мария, происходила из рода дьяка Елизара Цыплетева — «потомка княжеского по происхождению рода белозерских вотчинников Монастыревых».
Согласно древнерусским летописям, иконописец работал много, получал заказы от монастырей, храмов, князей таких княжеств, как Владимирское, Ростовское, Углическое, от Московского царя Ивана III. По историческим документам нам известны работы художника в Соборе Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря (между 1467 и 1476 годами), Успенского (1480–1481) и Вознесенского (1482) соборов Московского Кремля, Спасо-Преображенского собора Спасо-Каменного монастыря (1481), соборов Иосифо-Волоколамского (после1485), Чигасова (1480), Павло-Обнорского (1500), Спасо-Прилуцкого (1503), Кирилло-Белозерского (1497) и, конечно, Ферапонтова монастырей (1502).
2
Фрагмент росписи алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля.
Алексей, человек Божий. Фото из интернета.
К сожалению, на сегодняшний день работы Мастера сохранились лишь фрагментарно или утрачены полностью. А вот собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря обладает таким сокровищем, как подлинные, почти не измененные временем и людьми фрески.
Стенопись собора грандиозна — 600 кв. метров! 300 сюжетов и отдельных персонажей занимают всё пространство! Снаружи росписи располагаются в центральной части западной стены над дверным проёмом и в нижней части южной стены над захоронением преподобного Мартиниана.
И вся эта работа была проведена в немыслимо короткий срок — всего в 34 дня! Об этом свидетельствует подпись художника на поверхности арки северного входа: «В лето 7010-е месяца августа в 6 на Преображение Господа нашего Иисуса Христа начата бысть потписыватца сиа церковь. А кончана на 2 лето месяца сентявреа в 8 на Рожество пресвятыа владычица нашыа Богородица Мариа. При благоверном великом князе Иване Василиевиче всеа Руси и при великом князе Василие Ивановиче всеа Руси и при архиепископе Тихоне. А писци Деонисие иконник с своими чады. О владыко Христе, всех царю, избави их, Господи, мук вечных».
1
С тем, что собор расписывался Дионисием совместно со своими сыновьями, Феодосием и Владимиром, согласны и искусствоведы — в манере росписи чувствуется не одна рука. Например, на откосе тайника более умелый мастер сделал два рисунка, помогающие менее умелому художнику написать кисти рук. Под этими рисунками написана буква «фита», с которой начинается имя Феодосий.
Слова молитвы в конце записи, как предполагают историки, означают, что роспись собора совершалась в дар обители, т. е. платы за это Дионисий не взял. Таким образом, он сделал вклад в монастырь на помин души. Подтверждением этому может служить тот факт, что род художника записан в монастырском синодике. А такой чести удостаивались, отнюдь, не все, а только сделавшие большие пожертвования.
Росписи выполнялись сверху вниз, композиции каждого яруса чаще всего объединены общей темой. Дионисий писал в смешанной технике — фрески по сырой штукатурке и темперы. По легенде, для изготовления красок художник частично использовал разноцветные минералы, находящиеся в окрестностях Ферапонтова монастыря. Но реставрационные работы, которые проводились с 1981 года и частично ведутся до нынешнего времени, опровергли это утверждение. Как это ни прозаично, но Дионисий писал привозными красками. Скорее всего, итальянскими и немецкими. А вот тот эффект, которого он достиг, та поразительная близость палитры фресок и природы — это и есть великое мастерство Художника!
Кисти же Дионисия принадлежат и древние иконы из собора. В 1930-е годы иконостас был изъят «за низкой художественной ценностью». И счастье, что иконы были не уничтожены, а переданы в музеи — Третьяковскую галерею, Русский музей, в музей Кирилло-Белозерского заповедника.
1
Иконостас собора Рождества Богородицы. Фотография начала XX века.
Иконостас состоял из четырех рядов икон — местного, праздничного, деисусного и пророческого, вставленных в деревянную резную раму, устроенную в середине XVIII века. Фото из интернета.
А теперь, давайте пройдем и посмотрим необыкновенные фрески, это совершенное украшение собора.
На момент росписи храм паперти не имел, и портальная композиция брала на себя ее функцию — помогала настроиться на отрешение от ежедневной суеты и подготовить себя к службе, задуматься о смысле жизни.
1
Тема храмового праздника — Рождество Богородицы, и главный мотив росписи посвящен этому событию. Слева на право, непосредственно над дверью, художник отобразил первые мгновения жизни Марии — Рождество, Купание, Сон Марии и Ласкание Марии. По сторонам от входа изображены два ангела — Михаил, глава небесного воинства и карающий меч Господень, и Гавриил с раскрытым свитком. Вверху, в медальоне, изображен Спаситель с открытой книгой судеб. Он в окружении Богородицы, Иоанна Предтеча, архангелов и апостолов. Это традиционный чин моления за род людской.
2
Тема Богородицы красной линией проходит и внутри собора. «Радуйся, Невесто Неневестная!» — эта строка Акафиста положена в основу всего. Акафист — торжественная молитва, песнопение, восхваляющее Богоматерь. Этот гимн положено было слушать стоя, отсюда и название — Акафист, в переводе с греческого — Неседален. Цикл начинается четырьмя изображениями Благовещения и продолжается по всему периметру храма — Целование Марии и Елизаветы, Сомнения Иосифа, Поклонение пастырей, Путешествие волхвов, Возвращение волхвов в Вавилон, Бегство в Египет и Сретение.
2
Композиции перетекают одна в другую, перекликаясь между собой, разворачиваясь, словно свиток с письменами, с восточных столбов на западные и дальше переходят на стены. Исследователи отмечают, что порядок и расположение сцен соответствует ритуалу Акафистной субботы. «Радуйся, Невесто Неневестная!»
2
Икона была помещена в иконостасе слева от Царских врат и играла важную роль в интерьере собора, являясь одним из ключевых образов всего ансамбля, посвященного Богородице. Она как бы объединяет и концентрирует в себе идею живописного оформления храма, ведущими темами которого были темы Акафиста Богоматери.
Образ Богоматери на иконе принадлежит к типу Одигитрии, что в переводе с греческого языка означает „путеводительница".
Представленный на иконе вариант изображения Богоматери Одигитрии не имеет прямых аналогий до XVII века, когда иконы подобной иконографии получают распространение под названием Одигитрии Седмиезерской.
Хранится в Русском музее. Фото из интернета.
Использование поверхностей столбов, а не только южной и северной стен для сцен Акафиста, не имеет аналогий ни в росписях русских церквей, ни церквей вне России. Более того, интересным фактом является, что сами композиции Дионисия отличаются от всех известных греческих и славянских.
2
Дионисий, как оказалось, был новатором не только в росписи Акафиста. Например, до него никогда не встречалось образа Иоанна Предтечи в жертвеннике, в росписи церквей не были отображены Вселенские соборы, а на западной стене вместо привычного «Успения» изображена сцена «Страшного суда». Но и здесь, в этой грозной сцене, Дионисий продолжает свою песнь Богородице. Она выступает у него, как защитница рода человеческого.
1
В люнетах сводов (поле стены в виде полукруга) находятся самые большие и самые эффектные композиции, посвященные Богоматери. На северной стене — О Тебе радуется, на южной — Собор Богородицы и в восточной части — Покров.
3
Надо всем этим, в куполе написана полуфигура Христа Пантократора — поясное изображение благословляющего Христа с закрытым Евангелием в левой руке. Вокруг него, в простенках между окон, изображены архангелы, а в основании светового барабана — праматерь Ева с праотцами (Адам, Авель, Енох и пр.)
3
В жертвеннике написана полуфигура Иоанна Предтечи и Шествие дьяконов,
3
а в диаконнике — изображение Николая Чудотворца и сцены из его жития.
3
И снова Богоматерь — теперь в центральном аспиде. Пред ней коленопреклоненные архангелы Михаил и Гавриил.
2
И еще одна, наружная, фреска, и снова гимн Богородице — на южной стене, над местом погребения преподобного Мартиниана!
2
Только благодаря исключительному стечению обстоятельств, созданные Дионисием фрески, дошли до наших дней. Живопись собора жестоко пострадала в XVII веке, когда иноки, заботясь о лучшей освещенности здания, пробили новые широкие окна в подкупольном тамбуре собора, расширили все щелевидные окна по стенам и сделали новое окно на западной стене, уничтожив при этом изображение Иисуса Христа из композиции Страшного Суда. В результате этого собор стал медленно распадаться на четыре части, и к середине XVIII века его пришлось «связывать» массивными кованными железными связями.
3
После закрытия монастыря в 1798 году собор Рождества Богородицы использовался, как приходская церковь. И только в начале XX века была осуществлена архитектурная реставрация собора и других зданий обители. А в первые годы советской власти собор удалось спасти, как памятник национального русского искусства, исключительно благодаря стараниям вологодского инспектора по архитектуре А. К. Кедрова.
2
Дионисий уникален во всем. Он уникален даже в реставрации его стенописи. При обследовании росписей был установлен факт, что все предыдущие попытки укрепления слоев фресок традиционными методами приводили к новым разнообразным разрушениям. И здесь, в Ферапонтовом монастыре, впервые была применена уникальная техника укрепления живописи. Главным принципом использования новых консервантов было подведение их под отстающий красочный слой без захода на его поверхность. Дело в том, что при попадании на красочный слой, применяемые ранее консерванты меняли цвет краски. Кроме того, те участки росписи, которые все же были частично утеряны, укрепили специальным раствором — т.н. «восковыми гвоздиками», но раскрашивать их не стали. Это особенно заметно в росписи купола, на изображении Христа Пантократора.
Но прежде надо было очистить стены от грязи и пыли, которые накопились за столько веков, при этом не повредив бесценные фрески. Это был поистине титанический труд! Очистка осуществлялась путем прокатки поверхности ватными тампонами и валиками через полиамидный сетчатый нетканый материал! Вручную!
2
Многолетние реставрация и укрепление росписи собора в целом завершены. В настоящее время здесь ведутся регулярные профилактические работы.
В 2000-м году ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В подготовке текста были использованы материалы с сайта монастыря и из отчета «Итоги консервации росписи Дионисия» ГосНИИР.
Дополнительная информация: В соборе поддерживается специальный климатический режим, поэтому доступ посетителей строго регламентирован и не допускается при температуре ниже 5 С.