Трапезная палата, в которой разместился музей Монашеского быта, представляет собой квадратное одностолпное помещение с четырьмя крестовыми сводами. За всю свою историю, с момента постройки, палата не изменялась и на сегодняшний день является самой ранней из сохранившихся в первоначальном виде построек подобного типа на Русском Севере.
Внутри стен трапезной сохранились узкие внутристенные лестницы, связывавшие помещения всех уровней, и система воздуховодов, которая служила для обогрева всего церковного ансамбля. Печь находилась в подклете, где сейчас размещен музей Народного быта.
Музейная экспозиция обладает уникальными вещами!
Начнем с того, что здесь представлены полотняный подризник (XVвек), фелонь (XV в.) и икона, принадлежавшие самому преподобному Мартиниану.
Так же, в музее находится оригинал раки (XVI, XVII в.) из усыпальницы преподобного.
Бесценным сокровищем является антиминс из собора Рождества Богородицы. Немного о том, что такое антиминс. Антиминс — представляет собой вышитую на прямоугольном плате из шелка или льна икону положения Спасителя во гроб, т. е. образ Тела и Крови Христовых — главной святыни Литургии, для служения которой он и предназначен. В середину антиминса с обратной его стороны в специальный карманчик вшивается частичка мощей какого-нибудь святого. Право освящать антиминсы принадлежит архиерею, потому он обязательно подписывает его, часто указывая при этом, для какого храма и какого населенного пункта он предполагается. Слово «антиминс» греческого и латинского происхождения. Греческая приставка «анти» означает «вместо», а латинское «mensa» — «стол», «трапеза». То есть слово «антиминс» имеет значение «вместо престола» и это отображает его историческую функцию в церковном богослужении. Употребление антиминсов при служении Литургии — очень древняя традиция, восходящая к первым векам христианства. В традиции Русской Православной Церкви, по некоторым историческим данным, принято было вкладывать мощи не в престол, в отличии от западноевропейских, а в сам антиминс, так как церкви преимущественно строились деревянные и довольно часто страдали от пожаров, а антиминс гораздо легче вынести, чем престол. Московский Собор Русской Православной Церкви от 1675 года постановил иметь антиминс в храмах даже на освященном престоле. Без антиминса совершение Божественной литургии невозможно.
Я имела глупость не сфотографировать антиминс, выставленный в экспозиции, поэтому пришлось найти пример в интернете, в специальной литературе.
Так вот, в 1913 году во время разборки двух престолов собора Рождества Богородицы в связи с заменой сгнившего пола открылись ниши, перекрытые кирпичами без раствора. В нишах лежали пять антиминсов в центральном алтаре и четыре — в Никольском приделе. Самый ранний антиминс был подписан 1409 годом! То есть, датой освящения еще деревянного собора Рождества Богородицы, построенного при Ферапонте!
В одной из витрин выставлен монастырский синодик, раскрытый на странице с записью о поминовении Дионисия со всеми его «чадами и домочадцами».
Сохранились стол и стул рабочего места игумена монастыря. За этим столом зачитывались грамоты и указы, объявлялись решения, принятые игуменом и соборными старцами.
У одной из стен палаты размещена реконструкция монашеской кельи. Устроена она по Уставу Кирилло-Белозерского монастыря: в кельи разрешалось иметь только необходимые вещи — иконы, книги, нельзя было приносить еду и питье. Келья была настолько мала, что кроме всего вышеперечисленного вряд ли еще что-нибудь уместилось бы.
Рядом находится восстановленная часть братской трапезной. За столом каждый послушник сидел согласно с чином старшинства. За столом сидели молча. Для трапезы полагалось по три блюда. В постные дни монахи обходились хлебом и водой, либо вовсе отказывались от пищи.
Меня поразили лавки — переметные скамьи. На первый взгляд — лавка, как лавка, деревянная с подлокотниками. Но обратите внимание на механизм, скрытый в этом подлокотнике!
Лавка тяжелая, переставлять трудно, и чтобы повернуть ее нужно всего на всего перекинуть спинку скамьи. И всё!
Кроме того, в музее представлены иконы разных лет, праздничные одеяния священников и другие интересные экспонаты.
PS: Для подготовки текста была использована информация с сайта монастыря, а так же информация об антиминсе с сайта pravlife.org .