Свет фресок Дионисия

22 31

Музей фресок Дионисия размещается в архитектурном ансамбле памятников Ферапонтова монастыря 15–16 вв., который находится в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области.

Попытка организации музея относится к 1917–1918 годам. Зачинателями его стали сыновья священника местной Ильинской церкви Иван и Вениамин Бриллиантовы. В 1920-х годах ферапонтовский музей вошел в комплекс «Кирилло-Белозерский и Ферапонтов музеи-монастыри», с 1926 года стал филиалом Кирилло-Белозерского музея.

6
Свет фресок Дионисия

С 1975 года музей в Ферапонтово носит название «Музей фресок Дионисия», связанное с его главной достопримечательностью — фресками собора Рождества Богородицы, написанными в 1502 году древнерусским иконописцем Дионисием Мудрым с сыновьями через 12 лет после возведения собора Рождества Богородицы.

4
Свет фресок Дионисия

После разрушения в годы Великой Отечественной войны прославленных новгородских храмов 12–15 веков (Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле, Спаса на Ковалеве, Архангела Михаила на Сковородке) Ферапонтов монастырь остался одним из немногих уцелевших фресковых ансамблей Древней Руси, в котором авторская живопись никогда не поновлялась. Возможно, причина удивительной сохранности росписи собора раскрыта в работе ГОСНИИРа (Государственного научно-исследовательского института реставрации), куда мне пришлось заглянуть в процессе подготовки отзыва. Дело в том, что фрески Дионисия на самом деле не являются классической фреской! Они выполнены красками на желтковом связующем. Именно темперное связующее позволило художнику работать в технике многослойной живописи!

5
V Вселенский собор
V Вселенский собор

В чём разница? Классическая фреска — это письмо по сырой штукатурке. Многослойная живопись Дионисия, основанная на наслоении нескольких красочных слоев, отличается прежде всего тем, что каждый слой краски окончательно просушивают перед нанесением следующего слоя, затем протирают скипидарным лаком, который растворяет плёнку засохшей краски и способствует связыванию нового слоя с нижележащим — это препятствует расслоению и отшелушиванию красочного слоя. Надо сказать, я этим фактом была поражена!

И не только этим. Дионисий с двумя сыновьями, Владимиром и Феодосием, всего лишь за 34 дня расписали шестьсот квадратных метров — все своды, стены и столбы. Специалисты насчитывают триста сюжетов. Нетрудно подсчитать: мастера, используя трудоёмкую технику многослойной живописи, создавали по десять композиций в день, «записывая» по двадцать квадратных метров поверхности стен!

5
Свет фресок Дионисия

Обилие росписей поражает, даже глаза разбегаются. Потрясает, как можно было разместить такое количество сюжетов под сводами, на стенах, на сферических и выгнутых поверхностях так, чтобы они составляли единую композицию и легко читались присутствующими в храме людьми. А для туристов в музее подготовлена «шпаргалка» со схемой расположения всех сюжетов.

1
Свет фресок Дионисия

Спаситель с раскрытой книгой судеб в куполе, архангелы и праотцы, молящиеся за род людской, обязательные евангелисты в парусах, Страшный суд, Вселенские соборы, евангельские сцены, мученики, праведники, монахи и князья…

4
Спас Вседержитель в куполе собора
Спас Вседержитель в куполе собора

Роспись посвящена теме Богородицы (около 25 композиций). В центральной апсиде — Богородица, сидящая на престоле, с поклоняющимися ангелами.

3
Свет фресок Дионисия

«Именно хвалебное песнопение (акафист) Богородице становится основной темой росписи. Не случайно в изображениях ни разу не встречается сцена смерти Успения Богородицы. Ничто не омрачает праздничного, торжественного настроения, создающегося прежде всего колоритом — поразительной цветовой гармонией нежных полутонов: в основном бирюзовых, бледно-зелёных, лиловатых, сиреневых, светло-розовых, палевых, белых или тёмно-вишневых (последними обычно окрашен плащ Богоматери). Всё это объединено ярко-лазурным фоном. Насыщенные светлые краски, свободная многофигурная композиция (Дионисий часто отходит от привычных композиционно-иконографических схем), узорные одежды, роскошь пиршественных столов (в сценах евангельских притч), пейзаж с далекими светлыми горками и тонкими деревьями — всё производит впечатление радостного, ликующего славословия в красках». (https://iskusstvoed.ru/2017/01/17/dionisij/)

4
Покров Богоматери
Покров Богоматери
3
Богоматерь в раю. Шествие праведных в рай
Богоматерь в раю. Шествие праведных в рай

В одной из апсид — образ Святителя Николая — его лик выразителен, он излучает мудрость, доброту и свет. Вологодский писатель Василий Белов в «Ладе» отмечал: «Всё здесь есть, в этом образе. И величайшая мудрость, и могучий необоримый дух, и земная человеческая красота, обобщённая в облике северянина-мужика, новгородца и пинежца, воина и кормильца…»

5
Свет фресок Дионисия

На столбах — святые воины. Дионисий выработал свой стиль изображения — не реалистичность, а условный язык, стилизация. Мы видим несовершенство земных пропорций в изображениях: отношение головы к росту фигуры, мощные торсы, но маленькие ступни и руки и прочее, но для художника в этом и есть красота и совершенство. Глядя на эти фрески, понимаешь, у кого позаимствовали палехские мастера способ изображения фигур.

5
Георгий воин и Димитрий Солунский
Георгий воин и Димитрий Солунский

Ко времени работы на Белоозере Дионисий уже знаменит, он расписал соборы в монастырях и храмах Боровска, Москвы, включая Московский Кремль, храмы Иосифо-Волоцкого монастыря.

А что, собственно, о нём лично известно? Дионисий, в отличие от других иконописцев, не был монахом, по сути, это первый светский древнерусский художник — он принадлежал к сословию «детей боярских» и находился на государственной службе. Дионисий был мастером прославленным и потому дорогим. Но за храм Рождества Богородицы денег не взял, оставив надпись на откосе северной двери: «писци Деонисие иконник съ своими чады о владыко Христе, всех царь, избави их господи мук вечных».

3
Видение Евлогия
Видение Евлогия

По странному стечению обстоятельств, роспись собора Рождества Богородицы, созданная в творческом порыве и бескорыстно, сохранились на века, хотя от других фресковых работ Дионисия мало что осталось. Ну как после этого не верить в божие провидение и не увидеть свет, льющийся со стен собора Рождества Богородицы?

4
«О, Всепетия Мати…» (Акафист. Кондак 13)
«О, Всепетия Мати…» (Акафист. Кондак 13)

В храме удивительно светло не только от солнечных лучей, проникающих сквозь стёкла окон — роспись выполнена в светлых тонах с преобладанием белых, светло-жёлтых, бледно-зелёных, розово-лиловых цветов — будто небеса опустились на землю. Опять же по исследованиям ГОСНИИРа, Дионисий использовал как искусственные, так и натуральные пигменты: малахит, познякит, атакамит, псевдомалахит. Такого количества зелёных медных пигментов не содержат росписи ни одного из исследованных памятников западноевропейской живописи. Нет подобного разнообразия и в древнерусской иконописи, так что это является индивидуальным почерком мастера.

5
VI Вселенский собор
VI Вселенский собор

Невольно отмечаешь гармоничность каждой композиции, выразительность поз, динамику движений при том, что лики едва намечены графическими линиями — глаза, нос, губы лишены индивидуальных особенностей.

3
Сретенье (Акафист. Кондак 7)
Сретенье (Акафист. Кондак 7)
5
IV  Вселенский собор
IV Вселенский собор

Ещё вы обязательно отметите, что графическая и цветовая ритмичность росписей безукоризненна: она заставляет припомнить такие слова и понятия, как «лад», «соразмерность», «гармония». Чем больше деталей и персонажей, тем важнее для художника правильно их организовать, чтобы облегчить зрителю восприятие — Дионисий блестяще владел и этим секретом художника.

5
Ангел и диаконы (Поклонение жертве)
Ангел и диаконы (Поклонение жертве)
4
I Вселенский собор
I Вселенский собор
5
III Вселенский собор
III Вселенский собор

Работы для Ферапонтова монастыря завершили творческий путь Дионисия. Предполагается, что умер великий живописец в период между 1502 и 1508 годами, так как уже в 1508 году живописную артель возглавил его сын.

Адрес: Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово, Каргопольская улица, 8

Режим работы: с 1 октября по 30 апреля — выходной понедельник. В остальные дни работает без выходных.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии