Россия, всё-таки, большая страна. Если какое-то событие в некотором её регионе происходит достаточно редко, то при объединении информационных потоков может сложиться впечатление об излишне высокой частоте событий, по определению, обязанных быть исключительно редкими и единичными. Затрагивает эта особенность и процесс установки памятников и памятных досок. В результате временами создаётся впечатление, что мы с вами живём в эпоху «увековечивания памяти» всего и вся.
В информационной лавине часто теряются инициативы, призванные напомнить потомкам о неординарных личностях, устремления которых оказали реальное влияние на историю государства Российского. Именно таким человеком был генерал от инфантерии Пётр Степанович Котляревский. Памятник которому, сравнительно недавно, 28 ноября 2020 года появился в Крыму на набережной города Феодосии.
Выглядит скульптурная группа замечательно. Поднят на дыбы перед атакой боевой конь. Уверен и спокоен в седле всадник. Крепко сжимает левой рукой поводья. В правой держит обнажённую саблю. Конь топчет и рвёт копытами небрежно брошенный ему под ноги персидский ковёр.
Памятник получился динамичным, как и боевой путь героя Русско-персидской войны «кавказского Суворова», никогда не имевшего численного превосходства над противником, но всегда побеждавшего его, Петра Степановича Котляревского. Большое впечатление производит изображение яркого ковра с персидским рисунком под копытами боевого коня выполненное методом многоцветной мозаики.
Именно таким увидели скульптор Андрей Коробцов и архитектор Константин Фомин «генерал-метеора» и «мастера ночного боя», так прозвали современники, Петра Степановича Котляревского (1782-1851). Во многом именно его решительность и самоотверженность привели к подписанию Персией мира с Россией. Мира, по которому признавалось вхождение в состав Российской империи значительных территорий: Восточная Грузия, северная часть современного Азербайджана, Имеретия, Гурия, Мингрелия и Абхазия.
Русско-персидская война случилась в 1804-1813 годах и оказалась в тени Отечественной войны 1912 года с Наполеоном Бонапартом. Бородинская битва и сожжение Москвы затмили собой не менее ожесточённые сражения кавказского театра военных действий, в которых блистал полководческий талант генерала от инфантерии П. С. Котляревского.
«Кровь русская, пролитая в Азіи, на берегах Аракса и Каспія, не менее драгоценна, чем пролитая в Европе, на берегах Москвы и Сены, а пули галлов и персов причиняют одинаковые страдания». П. С. Котляревский.
Для самого героя военная карьера закончилась тяжелейшим ранением головы и, современным языком, инвалидностью. Состояние здоровья не позволило Петру Степановичу откликнуться на предложение Николая I возглавить Кавказскую армию, прозвучавшее в 1826 году. До конца жизни он страдал от сильнейших головных болей. Особенно донимали боли в холодные зимние месяцы. Почему и переехал, по совету врачей, в сравнительно тёплую Феодосию, где и прожил 13 последних лет своей жизни. Был погребён. Могила не сохранилась.
...Тебя я воспою, герой,
О, Котляревский, бич Кавказа!
Куда ни мчался ты грозой —
Твой путь, как черная зараза,
Губил, ничтожил племена…
Ты здесь покинул саблю мести,
Тебя не радует война;
Скучая миром, в язвах чести,
Вкушаешь праздный ты покой
И тишину домашних долов...
Кавказский пленник.
Эпилог. Отрывок.
А. С. Пушкин.