Кроме Никольского собора в Епифани есть ещё одно культовое сооружение, которое мы увидели во время экскурсионной прогулки по этому посёлку. Это церковь Успения Пресвятой Богородицы, имеющая интересную историю.
Кроме Никольского собора в Епифани есть ещё одно культовое сооружение, которое мы увидели во время экскурсионной прогулки по этому посёлку. Это церковь Успения Пресвятой Богородицы, имеющая интересную историю.
Успенская церковь за годы своего существования сначала была храмом в мужском Успенском монастыре, потом, после упразднения монастыря, стала приходской, была закрыта в советские годы и использовалась для разных нужд, после чего некоторое время находилась в запустении, а потом и вовсе был частично разобран. Возрождена в постсоветское время и стала храмом в женском Епифанском Успенском скиту-подворье Троице-Сергиевой лавры.
В дореволюционное время приход церкви составляли жители части города Епифани, Кораблиной слободы, Конной слободы и Рождественской слободы. Приход был образован в 1764 году после упразднения Успенского мужского монастыря, приписанного к Пройковой Успенской пустыни Липецкого уезда Тамбовской губернии. Время постройки каменной церкви точно не установлено. Предположительно это произошло между 1680-м и 1720-м годами.
На сайте „Соборы.ру“ приведено следующее описание местности и Успенской церкви в Епифани:
«Успенская церковь стоит на холме, который издревле зовется Федосьино городище.
По преданию, это название связано с именем Феодосия Печерского, основавшего Киево-Печерский монастырь. Один из монахов этого монастыря пришел однажды на берег Дона и устроил иноческую обитель, назвав её по имени своего наставника. Так же сохранилось предание, в котором говорится об игумене Епифании, который перед Куликовской битвой отправил всех иноков в великокняжеское войско Дмитрия Ивановича, а сам остался в обители, чтобы молиться о победе над иноверцами. Когда же пришли литовцы, он сказал им, что ни татарского, ни московского войска здесь не было. Игумен угощал воинов Ягайло три дня. Когда будущий польский король услыхал о победе русских воинов и понял причину хлебосольства игумена, то приказал старца обезглавить. Предание это легло в основу версии о происхождении названия данной местности.
Первое упоминание об Успенском монастыре в документах относится к 1628 году. В писцовых книгах говорится, что в 1609 году монастырь на Федосьином городище разграбили и разорили крымские татары. С того времени монастырь длительное время пустовал и был возрожден лишь в 1650 -х годах, когда здесь поселился Дионисий Муромцев со своей братией. Успенский приход являлся наиболее малочисленным и бедным в Епифани. Состоятельные прихожане старались жертвовать на украшение и благоустройство храма. В 1811 году старанием священника Иоанна Никитина на пожертвованные средства в Тихвинском приделе был установлен новый резной иконостас, отремонтирована ризница. В 1835 году на средства помещицы Цвеленевой храм был полностью оштукатурен внутри, заново расписан и покрыт железом. В 1850 году на средства другой помещицы Хотяинцевой вокруг храма была выстроена каменная ограда.
Успенская церковь была закрыта в 1932 году. В здании бывшего храма хранилось зерно. Во время войны под церковными сводами размещался краеведческий музей, который поддерживал церковь в надлежащем состоянии. Но в 1958 году музей был закрыт вместе с упразднением Епифанского района. Храм пришёл в запустение. В последующие годы сначала была разобрана ограда, потом — частично холодный храм, а вскоре до фундамента разобрали и тёплый.
С 2002 года в Епифань часто стал приезжать архиепископ Феогност из Сергиева Посада, являвшийся наместником Свято-Троицкой лавры. В один из дней марта 2003 года, после посещения храма Сергия Радонежского на Красном холме Куликова Поля, архиепископ прибыл в Епифань. Ему открылся удивительный вид со старинной Успенской церковью на холме Федосьина городища, как будто парящая над рекой Дон. В тот же день владыкой Феогностом было принято решение о необходимости восстановить храм.
При восстанавливаемой церкви был создан женский скит, который стал подворьем Троице-Сергиевой лавры. Из Сергиева-Посада в скит приехала настоятельница будущей обители матушка Фекла. В июне 2002 года были начаты реставрационно-восстановительные работы. Был воссоздан алтарь, установлен иконостас с образами. В 2004 году были обновлены купола и установлены позолоченые кресты. В 2006 году на колокольню подняли семь колоколов.
В конце лета 2007 года ремонт и строительство храма завершились. В настоящее время скит живет обычной монашеской жизнью. Сегодня в скиту проживает 20 насельниц».