Будучи в прошлом году в Епифани проездом из Тулы на Куликово Поле, мы, тем не менее, некоторое время посвятили экскурсии по центру посёлка и посещению «Музея купеческого быта», расположенного в усадебном комплексе мещан Байбаковых.
Будучи в прошлом году в Епифани проездом из Тулы на Куликово Поле, мы, тем не менее, некоторое время посвятили экскурсии по центру посёлка и посещению «Музея купеческого быта», расположенного в усадебном комплексе мещан Байбаковых.
Усадьба мещан Байбаковых, в общем-то, типична для уездного города России на рубеже XIX и ХХ веков, коим Епифань и была в то время. Усадьба включает в себя деревянный жилой дом под железной крышей с гостиной, спальней и кабинетом, а также сарай, кухню, кирпичную торговую лавку, хозяйственный двор, сад, огород и баню. Этот усадебный комплекс был построен в 1913 году епифанской мещанкой Александрой Ивановной Байбаковой.
Экскурсия по музею для нас началась с осмотра гостиной в доме мещан Байбаковых. Здесь в обилии представлены старая мебель, посуда, домотканые дерюжки, фотоаппарат, граммофон, гармошка, часы, похвальные грамоты, фотографии и прочие предметы. Всё это как бы «свалено в кучу», но, тем не менее, смотрится вполне органично. А из рассказа экскурсовода можно понять, что именно таким и был мир материальных и духовных потребностей русского мещанина начала ХХ века.
Ещё одной музейной экспозицией является подвал торговой лавки Байбаковых. Интересно, что кроме выставленных здесь различных горшков, бутылей, весов, рыболовных снастей, конской упряжи и прочих хозяйственных приспособлений, в подвале хранятся и вполне натуральные продукты, а именно, банки с огурцами и вареньем. Видимо, всё это было получено и переработано, так сказать, со своего огорода. Вареньем, кстати, в музее угощают посетителей во время организованного чаепития в конце экскурсии, которое входит в экскурсионную программу. Нас тоже угостили чаем с вареньем и выпечкой.
Наиболее интересной является мелочная лавка Байбаковых, в которой торговали необходимыми для быта вещами: посудой, обувью, одеждой, подсвечниками, утюгами, а также продуктами и спиртными напитками. Торговля шла споро, поскольку вся эта «мелочь», как правило, стоила здесь дешевле, чем в крупных магазинах.
До наших дней сохранилась статистика епифанских цен, с которой экскурсоводы музея с удовольствием знакомят своих посетителей. Например, в 1914 году фунт (примерно 400 граммов) белого хлеба стоил 2 копейки, фунт хорошего мяса — 13 копеек, а того, что похуже, — 9 копеек. Чтобы было понятно с масштабом цен, сообщалось, что, например, зарплата чернорабочего в то время доходила до 80 копеек в день. А не очень высокая зарплата учителя могла составлять до 300 рублей в год. Впрочем, это не совсем понятно, поскольку, 300 рублей в год у учителя — это примерно те же 80 копеек в день, что и у чернорабочего.
Были, конечно, и дорогие товары, такие как тульские гармоники и тульские же самовары, они стоили около 40 рублей, и их могли себе позволить лишь люди с достатком.
В целом, музей очень душевный с радушными работниками и экскурсоводом, много знающим о жизни и быте мещанского и купеческого сословия провинциального города России более ста лет назад. Мы остались довольны тем, что заглянули сюда «на часок»…