Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга был построен в1878 году, когда заканчивалось возведение Уральской горнозаводской железной дороги, соединившей губернскую Пермь и уездный Екатеринбург.
Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга был построен в1878 году, когда заканчивалось возведение Уральской горнозаводской железной дороги, соединившей губернскую Пермь и уездный Екатеринбург.
Эта дорога была необходима для обслуживания лишь многочисленных уральских заводов. По проекту молодого питерского архитектора Петра Павловича Шрейбера в Перьми и Екатеринбурге были построены похожие роскошные здания вокзалов.
Историческое здание железнодорожного вокзала без сомнения является архитектурным шедевром и памятником архитектуры.
Фасады вокзала выполнены в так называемом русском стиле: центральное крыльцо венчает четырёхгранный шатёр, в основание которого вплетены кокошники и герб города. У здания высокая, как в тереме, крыша с окнами в деревянной оправе. Низкие своды, вычурные колонны, высокие коньки — всё сделано на широкую ногу.
Дорогу строили на деньги промышленников, поэтому и вокзал был выстроен без оглядки на затраты, с размахом.
Увидев великолепный вокзал, уральский писатель Дмитрий Никлаевич Мамин-Сибиряк писал: Экстерьер у вокзала запоминающийся: вычурные колонны, низкие своды, великолепие в русском стиле.
Перед зданием вокзала был разбит благоустроенный сквер,
в центре привокзальной площади стоял цветник с вазами на постаментах и фонтаном посредине. В здании вокзала до мелочей были разработаны все детали функционального назначения.
Отопление здания было печным, а освещение — керосиновым. Ежедневно десятки ламп чистились и заправлялись и под служащих, занимающихся этой работой было выделено отдельное специальное помещение.
В вестибюле вокзала находилась билетная касса, багажное отделение и лавка, в которой торговали сувенирами и поделками из яшмы, малахита, топаза и других цветных камней.
По правую сторону от вестибюля располагался зал для пассажиров первого и второго классов с дамской комнатой и уборными. По левую сторону — зал для пассажиров третьего класса, который соседствовал с почтовым отделением. Окна обоих залов выходили на перрон, и через них можно было наблюдать за прибывающими составами.
Левое крыло занимали телеграф, буфет, контора и собственный лазарет. Служебные помещения имели отдельный вход с торца здания.
Правое крыло было типа Vip: оно полностью отведилось для администрации вокзала и высокопоставленных пассажиров, для которых была предусмотрена и гостиница.
А вот тут мы видим, что заведомо уготовано и предусмотрено классовое расслоение.
В 1886 году открыли железную дорогу на Тюмень, через десять лет поезда начали ходить до Челябинска. Активно строилась Транссибирская магистраль, которая должна была увеличить поток грузов и пассажиров в десятки раз.
Как следствие пассажиропоток увеличился и к концу 19 века красивый вокзал стал тесноват.
Поэтому в 1914 году было построено здание нового современного вокзала.
Во время Первой мировой войны красивое здание старого вокзала приспособили для приема поездов с фронта и тут же в помещениях был размещен лазарет, в котором оставляли прибывающих и тяжело раненых солдат.
Функции «воинского вокзала» старый железнодорожный вокзал исполнял вплоть до 1990-х годов: в революцию, гражданскую и Великую Отечественную войны. На фронт солдаты отправлялись под звуки «Прощание Славянки»
В 2003 году руководство РЖД решило отреставрировать ветшавший памятник архитектуры
и превратить его в Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги.
Буквально за девять месяцев здание было приведено в порядок. В настоящее время так называемый Дорожный музей интересен не только своим месторасположением, уникальной архитектурой, но и натурными экспонатами под открытым небом: тележка путейцев для перевозки шпал,
тупик,
семафор, шлагбаум с сигнальным устройством.
На небольшой площади перед музеем расположились тематические скульптуры, олицетворяющие станционные профессии железнодорожного транспорта разных эпох — начальник станции, который приготовился ударом в колокол возвестить об отправлении поезда,
путейские рабочие и мастер, проводница, разносящая пассажирам чай.
Но особый интерес вызывает скульптурная композиция «Пассажиры», очень живописно иллюстрирующая жизнь пассажиров на вокзале.
Как четко и правдоподобно схвачены моменты, движение, без улыбки невозможно смотреть, поэтому-то я и обошла всю композиции по кругу.
Авторами жанровой городской скульптуры являются скульпторы Юрий Крылов и Александр Кокотеев.
А теперь, когда изучены все оригинальные уличные скульптуры, самое время посетить сам музей, экспонаты которого повествуют об истории развития железной дороги всего Урала.
Во внутренней части музея две отдельные экспозиции: историческая и техническая.
Историческая часть включает в себя период от создания первого в России паровоза крепостными рабочими заводчиков Демидовых, отцом и сыном Ефимом Алексеевичем и Мироном Ефимовичем Черепановыми до современного периода реформирования транспорта.
Сюда входит строительство первых железных дорог, создание МПС, строительство и эксплуатациюУральской горнозаводской и Пермской дорог, развитие образования, науки, социальной сферы.
Техническая часть представлена макетами железных дорог разных городов области.
Для достоверной и образной интерпретации технико-исторических процессов в экспозиции широко представлены модели и макеты подвижного состава, коллекции натурных экспонатов — рельсов, представлены рабочие места машиниста электровоза ВЛ 11, дежурного по станции и билетного кассира, показана контактная сеть, инструменты, механизмы и приспособления специалистов всех основных профессий железнодорожного транспорта.
В музее представлена форма и рабочее место служащего станции царской эпохи
и более современные, предметы, без которых невозможно представить путешествие по железной дороге.
И конечно же большой интерес представляют различные предметы, участвующие в создании целостного образа не только развития железнодорожного транспорта в России, но и его обслуживания.
Например, телефонные аппараты и другие средства связи:
Фонды музея насчитывают 29 382 единиц хранения. Площадь экспозиционных залов составляет 850 м² и отдельный зал для сменных выставок.
Музей очень интересный, можно заказать экскурсию и в сопровождении рассказа экскурсовода прогулка по залам и изучение экспонатов будет развернутее.
Адрес музея: улица Вокзальная, 14.
Часы работы: 10–00 — 17–00, выходные: воскресенье, понедельник.