Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

На днях мы посетили «Центр истории камнерезного дела имени А. К. Денисова-Уральского», который только что открыли, — 8 декабря 2021 года. Этот центр входит в состав Екатеринбургского музея изобразительных искусств, но это не музей. Почему, попытаюсь рассказать.

Здание, в котором открыли центр, — памятник архитектуры — Дом чиновника П. Е. Загайнова, построенный в 1872 году по проекту архитектора М. Л. Реутова. Архитектура здания характерна для периода эклектики с использованием приемов классицизма: окна, украшенные наличниками с лепниной, на кровле парапетные столбики с вазонами, ажурная решетка ограждения.

10
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

В 2018 году здание передали музею ИЗО, а до этого здесь размещалось Бюро международного туризма. Для новых целей зданию потребовалась реконструкция, и она была выполнена: государственному музею помог частный бизнес — компания «Форэс» и НКО «Фонд поддержки культуры и искусства семьи Шмотьевых», который поддерживает камнерезное искусство.

Войдя в центр, попадаешь в зал, где экспозиция начинается с настенной карты, на которой отмечены основные месторождения ценных камней и минералов Урала от малахита и яшмы до золота и изумрудов (по состоянию на 1911 год).

1 из 2

Здесь рассказывают о том, что Императорская Екатеринбургская гранильная фабрика начала работать в 1751 году. А начиналось все с первой гранильной мастерской, открытой при Екатеринбургском заводе (железоделательном) в 1726 году. Напомню, что Екатеринбург в 1723 году только был основан. Фабрику открыли, так как в это период в быстро растущей столице Российской империи строились дворцы, была большая потребность в архитектурных деталях из камня, прежде всего из мрамора.

И сейчас, в Зимнем и Мраморном дворцах Петербурга, в Большом Царскосельском дворце и его парке можно видеть колонны, лестничные марши и перила, созданные на Императорской Екатеринбургской гранильной фабрике в середине — второй половине XVIII века.

4
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

У окна стоит шкаф с образцами минералов. Здесь разноцветные яшмы, агаты, нефриты и лазуриты, а также полка с прозрачными камнями — кварцами, бериллами, цитринами, теми, что на Урале называют самоцветами.

Вот первое отличие центра от музея: здесь часть камней можно потрогать и подержать в руках. Кроме того, рядом со шкафом, где собраны самые известные уральские минералы, стоит станок, на котором почти двести лет назад обрабатывали эти камни.

3
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

Можно сесть, попробовать самому и понять, насколько этот процесс был трудоемким.

4
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

В конце XVIII века ассортимент Императорской Екатеринбургской гранильной фабрики расширился. Появились два новых направления:

  • Начинается создание камей и инталий из уральских яшм, кварцев, бериллов (императрица Екатерина II интересовалась искусством каменной миниатюры).
  • Появился спрос на интерьерные предметы для украшения дворцов — столешницы, вазы и чаши. Для них использовали блоки родонита, разноцветных яшм, позже к палитре уральских самоцветов добавились уральский малахит и привозной лазурит, а затем и сибирский нефрит.

11
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

Фабрика создавала произведения по эскизам ведущих российских архитекторов — К. И. Росси, А. Н. Воронихина, И. И. Гальберга, А. И. Кракау. Выполненные в Екатеринбурге предметы из цветного камня играли особую роль в международных контактах Российской империи, так как стали дипломатическими и династическими дарами. Именно поэтому уральские родониты, яшмы, малахит сегодня можно встретить в музеях и дворцах по всему Северному полушарию.

10
Пресс-папье «Гроздь винограда», середина XIX века (яшма, аметист).
Пресс-папье «Гроздь винограда», середина XIX века (яшма, аметист).

С середины XIX века работы с маркировкой Екатеринбургской гранильной фабрики становятся экспонатами Русских отделов Всемирных выставок в Лондоне, Париже, Антверпене, Брюсселе, Льеже, Турине, Чикаго. Шедевры, созданные на екатеринбургской фабрике в позапрошлом веке, пользуются заслуженной славой и остаются символами мастерства уральских камнерезов.

В витрине Центра можно увидеть, например, как создавались крупные вазы. Здесь в витрине выставлена ваза Горнощитского мраморного завода в разобранном виде, чтобы можно было оценить этапы создания изделия.

8
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

Малахит занимает особое место в палитре камней Урала. Первые упоминания о нем связаны с месторождениями меди, малахит — карбонат этого элемента. Екатерина II обратила внимание на волнистый рисунок и цвет малахита и указом запретила его переплавку, его стали запасать отдельно от медной руды.

Документально подтверждено начало использования малахита в декоративных предметах в конце XVIII века. Европейскую публику с малахитом познакомила демонстрация заказов, выполненных для Н. Н. Демидова в ателье П.-Ф. Томира на Выставке продуктов французской промышленности в 1806 году. А после дипломатического подарка малахит вошел в моду: император Александр I преподнес Наполеону комплект изделий из этого камня после подписания Тильзитского мира.

В 1835 году было открыто большое месторождение малахита в шахте Надежная Медноруднянского месторождения в районе Нижнего Тагила. После этого малахит в огромных размерах стали использовать для архитектурных деталей. Кульминацией был Исаакиевский собор, роскошные колонны которого, обрамляющие алтарь, облицованы малахитом.

7
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

Специфика этого камня такова, что практически исключено исполнение предметов из монолитного малахита. Используется техника мозаики: на основу из металла или более дешевого камня наклеиваются тонкие пластинки малахита.

В витрине есть деталь чаши от вазы, где можно увидеть медную основу, на которую наклеена малахитовая мозаика. После первой Всемирной выставки 1851 года в Лондоне, где экспонировалась специальная коллекция, подготовленная на собственной малахитовой фабрике Демидовых, техника облицовки малахитом получила название «русской мозаики».

6
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

На протяжении XIX века малахит оставался уникальным русским материалом. Изделия из него покидали пределы Российской империи в качестве дипломатических даров, подношений членам обширной императорской династии; продавались на выставочных стендах и в магазинах Санкт-Петербурга и Парижа. Поэтому сотни произведений из уральского малахита можно видеть в коллекциях всех континентов мира. В настоящее время малахит в уральских шахтах не добывается, но не исчезло искусство уральских малахитчиков.

2
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

В Екатеринбурге и его окрестностях кроме императорской фабрики сформировался круг мастеров, занимавшихся кустарным производством изделий из цветного камня. Многие резчики совмещали работу на фабрике с созданием небольших работ — печатей, пресс-папье, настольных приборов, вставок для украшений в домашних условиях.

6
Печать (конец XIX - начало XX века).
Печать (конец XIX - начало XX века).

С конца 1840-х годов в Екатеринбурге активно развивается торговля каменным товаром. Владельцы крупных магазинов не только скупают продукцию кустарей, но и создают собственные мастерские. Так, на протяжении почти восьмидесяти лет существовало предприятие Лагутяевых, два поколения которых завоевали репутацию не только на местном рынке. Из их мастерской вышло пресс-папье с фруктами, подаренное великой княгиней Марией Федоровной брату, и подносное блюдо от орских башкир для будущего императора Николая II.

В 1843 г. Николай Иванович Лагутяев основал в Екатеринбурге ювелирное камнерезное предприятие, занимавшееся также скупкой каменного товара у кустарей с последующей перепродажей. После его смерти семейное дело успешно продолжил его сын — Иван Николаевич.

3
Портрет Николая Ивановича Лагутяева с сыном (1854 г.)
Портрет Николая Ивановича Лагутяева с сыном (1854 г.)

После революции закрытая в 1918 году фабрика постепенно восстанавливалась как одно из предприятий национального треста «Русские самоцветы». Былой престиж уральским мастерам вернули два события 1930-х годов:

  • башни Московского Кремля украсили звезды, в металлические конструкции которых были закреплены тысячи самоцветов, ограненных на Урале;
  • на ленинградском заводе при участии уральских камнерезов была выполнена Карта индустриализации СССР — сложнейшее мозаичное полотно, площадью около 30 м².

В годы Великой Отечественной войны завод был переориентирован на военное производство, а после войны вернулся к созданию камнерезных изделий. Для обеспечения завода кадрами в Свердловске открыли художественно-ремесленное училище, где преподавали старейшие мастера завода, освоившие ремесло еще на императорской фабрике.

7
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

В 1950–1980-х годах создавались в основном массовые изделия — подсвечники, пепельницы, декоративные вазы, а также многочисленные подарки для руководителей дружественных стран и экспонаты для участия во Всемирных выставках.

С конца 1950-х растет производство ювелирных украшений, создаются уникальные авторские работы. К уральскому поделочному камню обращаются и художники Свердловской ювелирной фабрики (позднее — завод «Ювелиры Урала»).

7
Сверху: Ожерелье из гарнитура «Агат» (1981 г.) мастер В.М. Храмцов и гривна «Сказ» мастер В.Н. Сочнев. Ваза «Возрождение» (1981 г.).
Сверху: Ожерелье из гарнитура «Агат» (1981 г.) мастер В.М. Храмцов и гривна «Сказ» мастер В.Н. Сочнев. Ваза «Возрождение» (1981 г.).

После распада СССР исчезли крупные заводы, но стали развиваться новые формы организации камнерезов и ювелиров в Екатеринбурге. Завод «Русские самоцветы» работал до 2004 года, но одновременно из мастерских Художественного фонда выросли новые частные мастерские.

2
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

Сегодня искусство уральских мастеров продолжает развиваться, несмотря на отсутствие государственных заказов. Наиболее крупными стали мастерские, выбравшие в качестве специализации трудоемкую технику объемной мозаики. Эта техника в России появилась благодаря фирме Карла Фаберже. В Екатеринбурге она возродилась в училище № 42, где сохранялась в качестве части программы обучения камнерезов.

В Екатеринбурге два крупных камнерезных дома: Студия камнерезного искусства «Святогор» и Камнерезный дом Алексея Антонова. Я не раз показывала их замечательные работы.

В Центре выставлены две работы Студии камнерезного искусства «Святогор», принадлежащие фонду семьи Шмотьевых.

1 из 2

Вот «Ермак» — работа мастеров студии 2011 года. Модель: Иван Голубев, камнерез: Иван Голубев, шлифовщик: Алексей Атемасов, ювелир: Дмитрий Евдокимов.

Детали можно рассматривать бесконечно! Жаль, нельзя показать фигуру со всех сторон, все продумано до миллиметра.

9
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

Из чего изготовлена эта замечательная скульптура: халцедон, моховой агат, яшмы, черный нефрит, пирит, гематит, шайтанский переливт, кремень, аметист, окаменелое дерево, магнезит, дымчатый кварц, горный хрусталь, серебро, латунь, позолота.

7
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

А это «Данила-мастер» — работа 2020–2021 годов. Модель: Григорий Пономарев, камнерез: Станислав Ширяев, шлифовщики: Алексей Атемасов, Роман Бахтин, Сергей Циганков, ювелир: Дмитрий Бабушкин.

8
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

Посмотрите, какой красавец Данила-мастер!

10
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

При изготовлении скульптуры использовались: кварц, кремень, джаспилит, халцедон, агаты.

12
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

Воссоздана здесь и шахта, можно зайти и понять, в каких условиях добывались уральские самоцветы в конце XIX века!

7
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

Отдельный зал в Центре посвящён творчеству Екатеринбургского камнереза и живописца Алексея Козьмича Денисова-Уральского (1864–1926). Рассказывать об этом уникальном человеке можно долго, не хочется перегружать информацией рассказ о центре. Это современник и конкурент Карла Фаберже, который три года был поставщиком парижского ювелирного дома Картье. Он отправлял в Париж свои изделия из уральского камня, сохранились инвентарные книги французского предприятия, согласно которым в Париж было отправлено около ста предметов. Дальнейшему сотрудничеству помешала Первая мировая война.

Его ювелирные работы экспонировались на Всемирных выставках, а о качестве украшений говорят имена известных клиентов его мастерской, среди которых были члены императорской фамилии, высшая аристократия и богатейшие промышленники. К сожалению, ювелирные работы известны только по фотографиям и различным документам, увидеть их невозможно, все они находятся в частных коллекциях.

1
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

В 2017 году в Екатеринбург привозили выставку «Карл Фаберже и А. К. Денисов-Уральский», на ней можно было увидеть его камнерезные работы: знаменитую серию «Аллегорические фигуры воюющих держав», посвященную странам, участникам Первой мировой войны и хранящуюся в музее Перми, икону «Вознесение Христа». Я была на этой выставке.

В зале Центра собраны живописные работы А. К. Денисова-Уральского.

2
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского
9
«Утро на реке Чусовой», 1894 г.
«Утро на реке Чусовой», 1894 г.
3
«Октябрь на Урале», 1894 г.
«Октябрь на Урале», 1894 г.
7
«Река Тискос», 1909 г.
«Река Тискос», 1909 г.

Целую стену занимает полотно «Лесной пожар» 1910 года. Размеры картины — 3,5×4 метра, площадь холста — 14 квадратных метров. С этим произведением случилась почти детективная история: оригинал картины в 1904 году был потерян после Всемирной выставки в американском городе Сент-Луис. В 1910 художник воссоздал это произведение.

6
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

Но это еще не все, теперь отправляемся в подвал.

1
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

В подвале здания обустроена практическая зона, установлены современные станки для обработки и шлифовки камней, бормашины для гравировки.

2
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

Второй класс — для теоретической подготовки, есть небольшая библиотека с книгами по камнерезному делу. Здесь будут проходить мастер-классы, где ребята смогут получить навыки, практику и теорию. В дальнейших планах у Центра — открытие кружка по подготовке юной аудитории к поступлению в профильные учебные заведения. Камнерезов и ювелиров в Екатеринбурге готовит Уральский техникум «Рифей».

Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского
2
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

Интересно здесь будет и туристам, они также смогут сюда спуститься и освоить азы обработки материала. Гостей здесь встречает администратор Андрей, который знакомит с правилами техники безопасности.

1
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

А это мастер — Георгий, сам выпускник «Рифея».

1
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

Он показал нам, как работает шлифовальная машина.

3
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

Для обработки дают небольшой кусочек селенита, это довольно мягкий уральский поделочный камень. Сувениры из него можно видеть во многих сувенирных магазинах.

3
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

Желающие попробовать себя в деле получают фартук и встают к шлифовальному кругу. Результат можно забрать как сувенир.

5
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

А это Георгий показал нам свои работы. Мне особенно понравилась маленькая улитка.

6
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

Вот такой Центр истории камнерезного дела появился у нас в Екатеринбурге в дополнение к музеям, где можно увидеть произведения камнерезного искусства в большем количестве.

На первом этаже есть также сувенирный киоск с отличным выбором как недорогих сувениров, так и ювелирных изделий.

5
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

Время работы указано на табличке у входа.

1
Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

Для рассказа я пользовалась информацией со стендов Центра.

  1. Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского
  2. Музей Владимира Высоцкого
  3. Музей Миши Брусиловского
  4. Музей ретроавтомобилей «ETS Classic cars»

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского

Дом чиновника П.Е. Загайнова Пушкина, 5Б Подробнее об объекте