29 ноября в екатеринбургском Центре «Эрмитаж — Урал» открылась подготовленная Государственным Эрмитажем выставка «Екатерина I — наследница дел Петра Великого», где на основе уникальных памятников рассказывается о жизни и делах первой среди российских императриц, «во славу имени» которой в 1723 году был назван город Екатеринбург. Она посвящена 300-летию основания города Екатеринбурга.
Спешу показать, что можно увидеть на этой выставке. Возможно, кого-то она заинтересует, тем более, что экспозиция будет работать до 24 марта 2024 года.
7
У входа в выставочный зал стоит особый экспонат — роскошная отреставрированная коляска 1724 года, которой пользовались Петр и Екатерина во время прогулок по Петергофу.
11
Екатерина Алексеевна более двух десятилетий была неразлучна с Петром I: с 1703 года — его боевая подруга, c 1712-го — жена, а с 1724-го — императрица и соправительница. Она умела создать своему венценосному супругу ощущение семейного уюта в любых, даже походных условиях.
Гордость собрания Государственного Эрмитажа — парадные парные портреты Петра I и Екатерины работы выдающегося французского живописца Жана-Марка Натье (1685–1766). Эти портреты художник нарисовал в 1717 году во время путешествия в Голландию, где встретился в Амстердаме с Петром I. После проведенной комплексной реставрации можно их видеть такими, какими они были несколько сотен лет назад.
14
Информация на стенах предоставляет возможность пополнить или обновить свои знания истории и биографий Петра I и Екатерины Алексеевны.
8
9
Портрет Петра I. Неизвестный художник, Россия (XVIII в.)
Когда Петру Алексеевичу исполнилось 16 лет, его мать, царица Наталья Кирилловна Нарышкина, выбрала ему невесту — Евдокию, дочь государева стольника и окольничего Иллариона Лопухина. Венчание состоялось 27 января 1689 года.
Современники отмечали, что «была принцесса лицом изрядна, токмо ума посреднего и нравом не сходная к своему супругу… Правда, сначала любовь между ними… была изрядная, но продолжалась разве токмо год». После почти десяти лет брака Петр насильно отправил Евдокию в Сузальско-Покровский монастырь. Там царица приняла постриг и стала монахиней Еленой. Малолетний наследник Алексей остался у родных вечно занятого отца.
7
Портрет царицы Евдокии Федоровны Лопухиной. Неизвестный художник, Россия (XVIII в.)
В августе 1702 года русские войска под командованием фельдмаршала Б. П. Шереметева завоевали город Мариенбург, взяв много пленных. Среди них была Марта Скавронская, которую один из офицеров «подарил» престарелому фельдмаршалу, а вскоре она перешла в дом к А. Д. Меншикову.
7
Иван Петрович Аргунов (1729-1802) «Портрет Бориса Петровича Шереметева» Россия (вторая половина XVIII в.)
Преданный государю «Алексашка», хорошо знавший вкусы своего господина, не без умысла познакомил Петра с Мартой Скавронской. Царь сразу выделил ее среди остальных близких ему женщин. Екатерина обладала не только природным обаянием, но и одинаковым с Петром темпераментом, жизненной энергией, неутомимой изобретательностью в разных забавах. Домовитость Екатерины, ее умение создавать ощущение семейного уюта в любых, даже походных условиях, помогали неуемному в своих делах монарху, находившемуся в вечном движении, ощутить тепло искренней любви и заботы о себе.
7
«Портрет Александра Даниловича Меншикова» Неизвестный художник, Россия (первая половина XIX в.)
Впервые встретив Марту в 1703 году, Петр уже через два года, перед очередным отъездом на поля сражений Северной войны (1700–1721), привез ее в подмосковное Преображенское, доверив заботам любимой сестры Натальи Алексеевны. Там ее начали обучать русскому языку, тайнам православной веры, правилам светского этикета. В 1706 году бывшую протестантку, принявшую православие, окрестили Екатериной Алексеевной.
1 из 3
6
Питер Пикарт (1668/1669 -1737) Алексей Федорович Зубов (1682/1683-1751) «Полтавская битва» Санкт-Петербург (1715)
В марте 1711 года, отправляясь на войну с турками, Петр утвердился в желании сделать бывшую «шведскую пленницу» своей законной супругой. В самые трудные минуты жизни она была Петру надежной опорой. Не случайно 24 ноября 1714 года в память о заслугах жены во время боевых действий в Прутском походе Петр I учредил специальный женский орден в честь святой Екатерины.
1 из 2
6
Незвестный художник, «Петр Великий на реке Прут в 1711 году», Россия (1840-е)
Екатерина Алексеевна родила от Петра I восемь детей, шесть из них умерли во младенчестве или в детстве. Три дочери были рождены еще до брака с Петром I.
Старшая из выживших детей — Анна Петровна (1708–1728), цесаревна с 1721 года, в 1725 году вышла замуж за герцога Карла-Фридриха Гольштейн-Готторпского, от которого родила сына Карла Петра Ульриха, будущего российского императора Петра III.
9
«Портрет цесаревны Анны Петровны» Неизвестный художник, Россия (первая половина XIX в.)
Елизавета Петровна (1709–1762), цесаревна с 1721 года, императрица всероссийская с 1741 года.
12
«Портрет цесаревны Елизаветы Петровны» Неизвестный художник, Россия (первая половина XIX в.)
Петр Петрович (1715–1719) — первый сын Петра I и Екатерины, считался официальным наследником престола с 1718 года до своей смерти.
6
«Портрет цесаревича Петра Петровича в образе Купидона» Неизвестный художник. Россия (первая половина XIX в.).
Наталья Петровна (младшая) (1718–1725) — последний ребенок Петра I Екатерины Алексеевны, тезка умершей в двухлетнем возрасте старшей сестры. Умерла в 6,5 лет от кори, через месяц с небольшим после смерти отца. Как и другие дети, похоронена в Петропавловском соборе.
10
«Портрет цесаревны Натальи Петровны» Неизвестный художник, Россия (первая половина XIX в.)
Будущее детей Екатерины Алексеевны было неопределенным, так как существовал законный наследник престола — Алексей Петрович, сын Петра I от Евдокии Лопухиной. Царский сын не скрывал своей ненависти к новой супруге отца, из-за которой его мать томилась в стенах монастыря.
Петр задумывался о том, кого сможет назвать продолжателем своих великих реформ на благо России. Чтобы направить Алексея на путь европейского просвещения, он отправил его в Дрезден, обучаться фортификации, геометрии и иностранным языкам. По воле отца во время этого путешествия Алексей женился на принцессе Шарлотте Вольфенбюттельской.
9
Портрет царевича Алексея Петровича. Неизвестный художник, Россия (первая половина XIX в.)
На выставке можно увидеть прижизненный портрет Петра I работы художника Яна Купецкого, написанный в 1711 году. Он хранился в замке Бланкенбург, принадлежавшем отцу Шарлотты, — герцогу Людвигу-Рудольфу. Этот портрет, полученный в дар от главы компании «СИБУР» Михаила Карисалова, Эрмитаж показывает впервые.
11
Ян Купецкий (1667-1740) «Портрет Петра I в раме» Карлсбад, Торгау (1711) Рама: Западная Европа (?), XVIII век (?)
В 1715 году Шарлотта родила сына, которого назвали Петром Алексеевичем. Тогда же и Екатерина родила царю сына Петра Петровича (1715–1719). Вскоре царевич Алексей совершил побег за границу, ставший изменой родине. Его вернули в Россию, в феврале 1718 года он подписал отречение от престола. Официальным наследником объявили сына Екатерины Петра Петровича, но к прискорбию родителей в 1719 году он умер. Формально первым претендентом на трон стал сын Алексея — Петр Алексеевич, но Петр I допустить этого не хотел, поскольку понимал, что за спиной внука воспрянет весь клан Лопухиных.
В 1722 году появился уникальный в истории России документ — «Устав о наследии престола». Петр ввел в него юридическое положение, «которое узаконило неограниченное право российского императора назначать наследника из числа своих подданных и при необходимости изменять свой выбор». Новый устав распространили повсюду, все служивые люди и чиновники должны были присягнуть, что не отступятся от монаршей воли.
10
Портрет Екатерины I, неизвестный автор, первая четверть XVIII века.
Это был первый решительный шаг на пути объявления Екатерины Алексеевны наследницей российского трона. Отправляясь в персидский поход в 1722 году, Петр на случай внезапной смерти назначил супругу своей преемницей, а в ноябре 1723 года издал указ о предстоящем короновании Екатерины. В указе подчеркивалась ее роль «как великой помощницы в государственных делах супруга», напоминалось о ее мужестве во время Прутского похода.
Коронация прошла в Москве 7 мая 1724 года. После смерти Петра I Екатерина была провозглашена императрицей и правила страной два года.
1 из 2
5
Алексей Федорович Зубов (1682/1683-1751) Автор живописного оригинала - Иоганн Готфрид Таннауэр (1680-1737) Портрет императрицы Екатерины I» (1742)
В 1727 году, после смерти Екатерины I, трон наследовал внук Петра I — Петр II,
6
«Портрет Петра II» Неизвестный художник, Россия (конец XVIII- первая половина XIX века).
а в 1730 году на российский престол взошла племянница Петра I — Анна Иоановна (1693–1740).
7
Неизвестный художник. Справа - «Портрет императрицы Екатерины I», слева - «Портрет императрицы Анны Иоановны». Россия (1768)
После нее императором провозгласили младенца Ивана VI (1740–1764) — правнука Ивана V, но в ноябре 1741 года в результате дворцового переворота правительницей России стала дочь Петра Великого — Елизавета Петровна (1709–1761).
5
Иоганн Штенглин (1710/1715-1776) Автор живописного оригинала 1741 года - Луи Караван (1684-1754) «Портрет императрицы Елизаветы Петровны»
Смену правителей России, начиная с князя Рюрика, можно изучить по «Родословному древу» государей российских, изготовленному в начале XIX века. Благодаря Петру Великому на этом древе появился и портрет Екатерины I.
9
Великий император Петр I скончался 28 января 1725 года в 5 часов 15 минут утра в зимнем дворце. Не прошло и трех часов, как во дворце собрались члены Сената, Синода и генералитета для решения вопроса о престолонаследовании. Родовитые дворяне во главе с князем Д. М. Голицыным, высказались в защиту малолетнего Петра Алексеевича, наследника по прямой мужской линии, ссылаясь на многовековые традиции. При таком варианте у них появлялась возможность укрепить влияние, утраченное московским боярством с переносом столицы в Петербург.
С другой стороны, генерал-губернатор столицы князь А. Д. Меншиков, сговорившись с графом П. А. Толстым и при поддержке бывших «птенцов гнезда Петрова», высказали намерение посадить на трон супругу Петра — Екатерину Алексеевну, коронованную им в мае 1724 года.
6
Иоганн Готфрид Таннауер (1680-1737) «Портрет Петра I на смертном одре» Россия, Санкт-Петербург (1725)
Пока вели споры о дальнейшей судьбе государства, дворец окружили войска гвардейцев, кричавших: «Да здравствует матушка императрица Екатерина Алексеевна!». Так, в результате дворцового переворота, на российский трон взошла императрица Екатерина I.
3
Манифест Синода, Сената и Генералитета о смерти Петра I и вступлении на престол Екатерины I: На оборотной стороне листа: Указ Святейшего Правительствующего Синода всем церквам и монастырям о поминании в церковных службах имени императора Петра I. Санкт-Петербург, 28 января 1725 года.
Петра I хоронили на сороковой день после кончины, проститься с монархом можно было в Зимнем дворце. Погребение состоялось в еще недостроенном соборе Петропавловской крепости.
По приказу императрицы для увековечения памяти Петра Великого Бартоломео Растрелли создал скульптурное изображение царя — «Восковую персону с платьем». «Персону» одели в голубой костюм с позументами костюм, который был на императоре в день коронации его супруги. Скульптурное изображение Петра, как напоминание о законности правления Екатерины, сначала поместили в Зимнем дворце, а затем оправили в здание Кунсткамеры. В настоящее время его можно увидеть в зале «Зимнего дворца Петра I».
2
Слева - Бартоломео Растрелли (1667-1744) «Посмертная маска императора Петра I». Россия, Санкт-Петербург, 1725. Отливка 1848 года. Рядом - «Барельеф с оттиском руки императора Петра I в бронзовой восьмиугольной рамке, соединенный с бронзовым кронштейном». Россия, Липецк, вторая половина XIX века. Справа - Неизвестный гравер. Изображение «Восковой персоны» Петра I в Кунсткамере. Санкт-Петербург, вторая половина XVIII века (1793?)
Екатерина Алексеевна с самого начала царствования продолжила политику Петра в отношении памяти небесного защитника Санкт-Петербурга. При ней состоялись первые награждения орденом Александра Невского, задуманного ещё при жизни Петра.
5
Одним из главных событий, связанных с Екатериной I, стало основание в 1723 году на реке Исеть сподвижником Петра I генерал-майором Вильямом де Генниным завода и города-крепости — Екатеринбурга. В письме Екатерине I он писал: «…я…зачал крепость и завод, осмелился именовать до указу Катеринбург, а заводы Катеринбургские в память высокославного имени Вашего Величества велел именовать…».
В экспозиции можно увидеть уникальные экспонаты: поднос, сделанный в 1723 году из первой пробы меди Екатеринбургского завода,
5
а также комплект медных монет (плат), изготовленных на Екатеринбургских заводах в период царствования Екатерины I в. 1725–1727 годах.
1 из 6
5
Рубль, Екатеринбург, 1725 г.
Всего можно увидеть около 150 экспонатов, связанных с жизнью Екатерины Алексеевны и ее окружения: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство и научные приборы из Государственного Эрмитажа. Большинство этих предметов находятся в Эрмитаже в постоянных экспозициях: Галерее Петра I, Зимнем дворце Петра I, Галерее драгоценностей и Кабинете Петра I в Кунсткамере.
Здесь есть портреты Петра I работы К. Е. Маковского и работы Иоанна Готфрида Таннауера,
1 из 2
8
Константин Егорович Маковский (1839-1915) «Петр Великий в своей мастерской» (1870).
а также парные портреты четы Строгановых — Григория Дмитриевича (1656–1715) и его супруги Марии Яковлевны (1677–1733). Г. Д. Строганов — крупный российский промышленник, финансист и землевладелец. Он оказывал финансовую поддержку Петру I, пользовался особым расположением императора и состоял с ним в переписке.
8
Портрет Григория Дмитриевича и Марии Яковлевны Строгановых. Неизвестный автор, конец XVIII - начало XIX века.
В экспозиции можно посмотреть на картины, мебель, предметы интерьера той эпохи, проследить как менялись вкусы высшей знати.
1 из 5
5
Рембрандт Харменс ван Рейн, школа. «Поклонение волхвов», Голландия XVII век.
1 из 3
7
Шпалера «Дама за туалетом» Германия (?), Фландрия (?) Конец XVII - первая четверть XVIII века.
1 из 2
5
Ковш жалованный серебряный с золочением. Москва, 1703 г.
6
На снимке выше в витринах:
Барельеф-медальон с портретом Екатерины I. Санкт-Петербург (1725–1727). Бронза, литье.
Зеркало венецианское. Венеция (XVIII в.).
Поднос серебряный. Лондон (1720-е)
Под ними:
Миска суповая серебряная. Лондон (около 1726) Мастер Симон Пантин I.
Штоф и стакан с изображением вензеля «РРС». Санкт-Петербургская губерния, Ямбургский стеклянный завод. (Первая четверть XVIII в.).
Бюро. Санкт-Петербург (1710–1720-е гг.)
Серебряные стаканы и стопа с крышкой. Москва (1720-е гг.)
Двуручный серебряный кубок с крышкой. Лондон. (1726–1727) Мастер Поль Креспин.
Мраморные скульптуры Юноны и Юпитера работы Антонио Тарсиа, купленные в Венеции в 1718 году, впервые покинули стены Эрмитажа для участия в этой выставке.
6
Что-то приобреталось для оформления дворцов, какие-то вещи были подарены императорской семье. Янтарную шкатулку, например, подарил Петру I прусский король,
9
Ларец. Пруссия, Данциг (?). Конец XVII века. Янтарь, слоновая и моржовая кость, металл, фольга; резьба.
а агатовая чаша — подарок Екатерине от курляндской правительницы Анны Иоановны на рождение наследника.
6
Чаша на ножке. Германия, Аугсбург (вторая половина XVII века).
7
Табакерка с вензелем. Санкт-Петербург (?), начало XVIII века. Кварц, золото.
Есть предметы, принадлежавшие Петру I. Слева — Часы солнечные равноденственные универсальные экваториальные. Германия, начало XVIII века. Рядом Шкатулка-сейф императора Петра I. Мастер Пьер Фромери (?) Германия, Берлин, первая трет XVIII века.
6
Хороши напольные часы первой половины XVIII века работы голландского мастера Адриана фон Тюренбоута.
1 из 2
4
Интересный факт: Когда готовили предметы к выставке, реставраторы обнаружили автограф Петра Великого. В марте 1724 года царь изготовил из кости и черного дерева люстру-паникадило для церкви Петра и Павла в Олонце. Внутри на костяной пластине он собственноручно написал: «Сие приносица в знакъ благодарения господу богу за целебные воды зделано при оных марта в день 14 1724 Петр».
5
Люстра (паникадило) на пять рожков. Россия, Олонец (Марциальные воды), 1724 г. Кость слоновая, дерево, токарная обработка.
В витринах под стеклом — личные ювелирные изделия Екатерины I, имеющие не только мемориальную, но и большую художественную ценность.
1 из 3
6
4. Камея «Бюст римского императора» (Коммода?), Италия, XV век (?) Агат, золото 5. Камея «Клеопатра VII» Италия, конец XVI - начало XVII века. Агат, золото.
9
Шарль Буат (1662-1727) Портреты Петра I и Екатерины I. Франция (1717)
Золотые и серебряные коронационные жетоны, медали в память коронации императрицы Екатерины I,
1 из 3
6
а также золотые и серебряные монеты с профилем Екатерины, отчеканенные на заводах в Москве и Санкт-Петербурге.
1 из 4
3
6
Слева - Рельеф двусторонний из слоновой кости: коронование Петром I Екатерины I и аллегорическое изображение коронования Елизаветы Петровны. Россия (1742).
Справа - Чарльз Кинг «Портрет Петра I» Германия, Берлин (1716 (?))
5
Медальоны с изображением святой Екатерины. Санкт-Петербург. Токарная мастерская Петра I (1720-е)
Много гравюр с изображениями видов Санкт-Петербурга, различных знаковых событий из жизни Петра I и Екатерины Алексеевны, а также чертежей петербургских императорских дворцов.
1 из 4
5
Оттомар (Отмар) Эллигер III (1703-1735) По рисунку Х.Марелиуса 1725 года. «Панорама набережной Невы» Россия, Санкт-Петербург. Гравировальная палата Академии наук (1728-1729)
Это, конечно, не все, что можно увидеть на выставке. В витринах под стеклом лежат приборы и инструменты. Один из самых интересных экспонатов — подзорная труба «Бисног» работы французского мастера Туссена Весди. Предполагают, что Пётр I получил её в подарок в 1717 году во время визита в Париж, где посещал королевскую обсерваторию. В декоре изделия и его упаковки использованы бронзовые золочёные накладки в виде двуглавого орла и элементов цепи ордена Святого Андрея Первозванного. По мнению экспертов, это говорит о том, что подзорная труба была специально изготовлена или оформлена в качестве подарка Петру Великому.
1 из 2
7
Выставка «Екатерина I — наследница дел Петра Великого» будет работать в Центре «Эрмитаж — Урал» по ул. Вайнера, 11 до 24 марта 2024 года.
Часы работы: вторник — воскресенье — с 11:00 до 20:00 (касса до 19:30), понедельник — выходной
Стоимость билета — 300 рублей, предусмотрены льготы для различных категорий граждан. Льготный билет — 100 рублей. Не забывайте удостоверения, ветераны труда — бесплатно.
6
Можно получить аудиогид, тогда о каждом экспонате информация будет более полной и интересной. Я для подготовки материала использовала информацию со щитов, размещенных среди экспозиции, и с сайта Культурно-просветительского центра «Эрмитаж-Урал».
В день открытия выставки экскурсию по ней проводил Сергей Алексеевич Нилов — куратор, автор концепции, заведующий сектором «Зимний Дворец Петра I» Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.